Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл лекций профессора Андрея Десницкого, на 1-е послание апостола Павла к Коринфянам.
Лектор использует свой собственный перевод.
Наверное, нужно небольшое введение. К коринфянам Павел пишет два Послания, может быть, больше. Мы не знаем точно, в каком порядке были написаны эти тексты. Они вошли в канон Нового Завета, в общем-то, по своему размеру: первое было побольше, второе было поменьше, наверное, было написано раньше. Но проблема в том, что мы не знаем, были ли написаны только эти два. А, пожалуй, мы не знаем даже, были ли эти два Послания написаны именно в том виде, в котором они до нас дошли, или, как некоторые считают, что-то было составлено, склеено. Они достаточно разнообразны по тематике и иногда считается, что из каких-то более мелких посланий были составлены вот эти тексты большие уже в канон Нового Завета.
Но для нас это не очень принципиально, а вот то, что послания к коринфянам обращены к одной из самых больших церковных общин, а с другой стороны к общине, которая основана Павлом — вот это для нас важно. Скажем, когда он пишет римлянам, он пишет посторонним христианам. Они все ему братья, но он не был в Риме, он не играл никакой роли в основании римской общины. С коринфянами это далеко не так, Павел именно там и проповедует.
А что же такое Коринф? Город, он и до сих пор есть, в Греции. Тогда это был центр провинции Ахайи. Ахайя — это большая часть современной Греции. Коринф — её крупнейший политический, экономический, культурный центр. Кроме того, там процветает, естественно, культ Афродиты, богини любви, и христиане, которые там, это в основном греки по своему происхождению. Обращаясь к коринфянам, Павел очень назидателен. Если, скажем, римлянам он излагает некую богословскую картину, своё видение веры, то коринфян он наставляет, как жить. И наставляет, конечно, по праву человека, который основал эту Церковь и достаточно много для неё сделал.
Ну давайте начнём без долгих предисловий.
Павел, по воле Божией избранный апостол и брат Сосфен,
Божьей Церкви, находящейся в Коринфе, вам, кто освящён в Христе Иисусе, кто призван и свят, и всем, кто на всяком месте призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, и своего и нашего Господа.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
(1 Кор. 1:1-3)
У него всегда есть помощники, вполне вероятно, что Сосфен — секретарь. Такое обычное приветствие. Откуда, кстати, Павел пишет? Скорее всего из Эфеса — ещё один город, который он посещает, и Послание к Эфессянам тоже есть в каноне Нового Завета. И вполне обычное для послания обращение: кто и кому — тогда форма письма требовала, как сегодня на конверте пишется, кто и кому, а тогда в самом теле письма в самом начале это говорилось.
Божьей Церкви, находящейся в Коринфе — то есть он подчёркивает, что Коринф — место, а главное, что это Церковь. Это не просто некоторая община, но это та часть Божьей Церкви, которая пребывает в определённом месте, а Церковь, естественно, глобальна.
И дальше он уточняет: кто освящён в Христе Иисусе, кто призван и свят. Соответственно, освящение — вот то, что он довольно подробно разбирал в Послании к Римлянам — особое состояние, когда человек из греховного прошлого превращается в часть Божьего народа, отделённую, посвящённую Богу часть человечества. Он получает то, что в этом языке называется освящением. Святость — это состояние, которое в результате освящения получается, а призвание — это то, что служит к этому основанием. Он подробно всё это разберёт, не раз, в том числе, и в этом Послании. Но как часто бывает, он сначала задаёт некую тему, предлагает некоторые слова, термины для размышления, а потом он будет их разбирать более подробно.
Благодать и мир — что это такое? — об этом он тоже очень много говорит. То есть здесь есть и пожелание, и в то же время некая тема для рассуждения. В Послании к Римлянам он очень подробно это разбирал, но и к Коринфянам он более практически подойдёт к вопросу о том, что есть благодать, что есть мир, и как Бог Отец соотносится с Господом Иисусом Христом. Пока это просто с одной стороны формула, с другой стороны — заявка темы.
Дальше он начинает с благодарности за них. Это очень важно. Павел старается говорить о лучшем в человеке, хотя часто обсуждает проблемы и в этом послании тоже будет, но он начинает не с проблем, а с того, какие они хорошие люди, как он Бога за них благодарит.
Всегда благодарю за вас Бога Моего, вам дана во Христе Иисусе Божья благодать. В Нём вы обогатились всем и всяким словом, и всяким знанием. Свидетельство о Христе утвердилось в вас; и теперь в вас нет недостатка ни в каком благодатном даре. Вы ожидаете явление Господа Иисуса Христа, и Он окончательно укрепит вас, чтобы быть вам безупречными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, призвавший вас в общину собственного Сына Иисуса Христа Господа нашего. (1 Кор. 1:4-9)
В общину или к общине можно перевести здесь. А также «свидетельство о Христе утвердилось в вас» можно перевести как «свидетельство Христово». То есть либо кто-то, тот же Павел, свидетельствует о Нём, либо Христос свидетельствует об Отце, свидетельствует о спасении. Такие с одной стороны чеканные формулы речи и безудержная похвала: у вас всё хорошо и дальше будет только лучше. А с другой стороны это некая тема — никакой благодатный дар. Он очень много будет о благодатных дарах говорить в этом Послании. Никакой благодатный дар для вас не недоступен, у вас во всём избыток. Они потом будут выслушивать более подробно, что: быть вам безупречными, Бог призвал вас и так далее. Это формула для благословения, но и тема для разговора ещё раз. Одновременно и цель: какие вы хорошие, но зачем же я вам пишу?
Я призываю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте все единогласны друг с другом, да не будет среди вас разделений, да пребудете вы в единстве — общие для всех разумения, общие решения. (1 Кор. 1:10)
Вот основная тема. Он поблагодарил за них Бога, сказал, как у них всё хорошо, и тут же мы выясняем, что не всё хорошо, что есть определённые проблемы.
Мне о вас, братья мои, сообщили домочадцы Хлои: среди вас пошли распри. Вот я о чём. Каждый из вас говорит: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов». (1 Кор. 1:11-12)
Хлоя — некая женщина, которая, очевидно, знает Павла, и от неё пришли и рассказали. Аполлос — это один из проповедников, которые упоминаются в книге Деяний, который в Коринфе тоже был. Кифа, что значит по арамейски «камень» — Пётр. Пётр и есть камень, но уже на греческом языке. То есть появляются такие партии: кто-то следует Аполлосу, кто-то Петру, кто-то Павлу, кто-то говорит «я Христов», то есть я вообще на человеческие авторитеты особого внимания не обращаю. И вот повод, по которому он пишет. История, наверное, повторяется много раз в жизни церковной и не только. Когда люди делятся по принципу определённых авторитетов, они следуют за кем-то и считают себя партией которая этому человеку, движению, идеи верна.
Что, Христос разделился? Или Павел за вас был распят? Или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, разве что Криспа и Гаия, и теперь никто не скажет, что я крестил в своё имя. Да, я ещё крестил домашних Стефана, впрочем уж и не помню, крестил ли кого-то ещё. (1 Кор. 1:13-16)
Он обращается прежде всего к своей партии, потому что они его слушают. Что же, я вам сам себя проповедовал? Крисп и Гаий — двое каких-то христиан, о которых мы не знаем ничего. Смотрите, Павел, который собственно основывает эту Церковь, сам практически не занимается крещением. То есть для него это массовое обращение не нужно. Для него нужно донести смысл, проповедь, служение слова, как он неоднократно говорит. А обряды, конечно, есть, они, конечно, важны, но просто это не дело Павла. Ещё обратим внимание, что здесь мы слышим голос самого апостола: я не помню точно, крестил ли кого ещё. Есть места, где Павел излагает некоторую Божественную истину, откровения. А есть места, где не очень уверенный в своей памяти человек говорит: я никого не крестил, кроме этих двух, ах да, ещё Стефанов дом, а впрочем, я даже не помню, может быть, кого-то ещё. То есть такая очень человеческая сторона в этом Послании раскрывается. Когда мы говорим, что Библия, это слово Божие, вот один из примеров того, что она и слово человеческое в не меньшей мере.
Ведь Христос отправил меня не крестить, а возвещать Евангелие, причём не мудрыми речами, чтобы не упразднить ими Креста Христова. (1 Кор. 1:17)
Крест для нас привычный символ, но для людей того времени это орудие позорной казни, мучительной, постыдной и такой, которую врагу не пожелаешь. И вот Павел говорит: а ведь Крест — есть всё самое главное. Это не просто какая-то деталь, это то, что составляет сущность христианской веры. И уточняет.
Слово о Кресте — безумие для погибающих, а для спасаемых, то есть для вас, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где же теперь мудрец? где грамотей? где искусный в словопрениях нынешнего века? Не выставил ли Бог мирскую мудрость безумием? (1 Кор. 1:18-20)
То есть проповедь Креста — как проповедь расстрельной стенки, говоря языком двадцатого века. Виселица — что в ней хорошего? Есть столько мудрых учений, тонких всяких богословских конструкций. И вдруг что-то примитивное, жестокое, кровавое. Но ведь Бог именно это и избрал. Не выставил ли Он мирскую мудрость безумием?
По мудрости Божьей, по-своему мудрый мир не познал Бога, но Бог благоволил спасти безумством проповеди всех, кто уверует. (1 Кор. 1:21)
Это противопоставление мудрости и безумства с самого начала основная тема. Но коринфяне — греки, греки любят философию. Философия — любование мудростью, это изучение мудрости. И Павел, грубо говоря, отталкивается от этих философских конструкций, говорит: но у нас-то не мудрость, у нас что-то другое, то, что миру кажется безумием, но что для нас в то же время очень важно.
И вот иудеи требуют знамений, эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого. Для иудеев — это скандал, для эллинов безумие. (1 Кор. 1:22-23)
То есть иудеи требуют знамений — значит, им нужны какие-то сверхъестественные явления, которые подтверждают правоту проповедника, и они им не даются. А эллины ищут мудрости, каких-то словесных построений, логических конструкций. А мы проповедуем распятого, казнённого Христа. И это для иудеев скандал, потому что: как, Он бессилен, казалось бы. На кресте умирая, Он лишён всякой силы, а вы говорите, что это Мессия. Для эллинов безумие: что хорошего, мудрого в том, чтобы верить в Человека, умершего страшной смертью, как в Сына Божьего?
Сразу конфликт возникает, но для тех, кто призван, кого Бог позвал к Себе и он ответил, будь он из иудеев или эллинов, проповеданный нами Христос — это Божья сила и Божья мудрость. Не такая, как в этом мире, но божественная. Ведь у Бога и безумное превосходит человеческую мудрость, и немощное человеческую силу. Самое маленькое у Бога больше всего, что есть у людей.
И дальше он переносит это сразу на общину. Мало ли, что там у Бога, а вот вы, как на вашей жизни это сказывается?
Сами видите, братья, какими вы призваны. Не много среди вас по-плотски мудрых, не много могучих, не много благородных, но Бог избрал безумное в этом мире, чтобы постыдить мудрецов и немощное в этом мире избрал Бог, чтобы постыдить сильное, и незнатное в этом мире, и презренное избрал Бог, ничтожное, чтобы упразднить весомое. (1 Кор. 1:26-28)
Вот переворачивается всё. Шкала этого мира не работает, когда к ней обращается Бог. Так что, пусть не хвалится никакая плоть перед Богом.
Так и вы, благодаря Ему теперь во Христе Иисусе. Он и стал вашей мудростью, праведностью, освящением и искуплением по написанному: кто хвалится, пусть хвалится в Господе. (1 Кор. 1:30-31)
Он развивает мысль, что такое призвание, что такое: вам дана благодать. Он начинает эту мысль разворачивать. Вы, в общем, сами по себе не знатные, не сильные, не богатые не мудрые люди. Обычные люди, которые в большом количестве везде живут, но с вами что-то произошло, вы получили некоторый особый дар. И этот дар, пусть с точки зрения мирской мудрости, мирского богатства ничтожен, но для вас он и есть некая великая ценность. А как это получается? Вот об этом он поговорит в следующих главах.