yandex

1-е послание Иоанна. Глава 5. - Валерий Духанин протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

1-е послание Иоанна. Глава 5.

Валерий Духанин протоиерей 1-е послание Иоанна. Глава 5.
Эпизод в Библии:

Последняя глава первого послания апостола Иоанна Богослова. Кто же может иметь родство с Богом? Тот, который соблюдает заповеди Его и тем самым становится подобен Ему.

Только тот, кто верует, может победить мир. Читает и комментирует священник Валерий Духанин.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры, сегодня на библейском портале Экзегет мы рассматриваем вместе с вами пятую заключительную главу первого соборного послания апостола Иоанна Богослова. И святой апостол продолжает нам благовествовать о любви и об истинной вере.

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.

Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

(1 Ин. 5:1-3)

Очень интересное свидетельство. Но прежде всего апостол нам напоминает, что «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён», о есть не просто верующие в Иисуса как Сына Человеческого, а верующий в Него как во Христа, как в Божьего помазанника, Мессию, Спасителя, пришедшего в этот Мир и искупившего наши грехи. Когда есть искренняя вера — всецелое принятие Христа как Спасителя, то мы и вступаем с Господом в особую связь.

Апостол Иоанн говорит, что истинно верующий «от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него». Вот, наверное, не все понимают слова «любит и Рождённого от Него». Что здесь имеется в виду? Согласно толкованиям святых отцов, в данном случае понимаются именно чада Божии, то есть те христиане, которые духовно родились от Господа, которые как дети подобны своему Отцу. Бог — есть абсолютное Добро, абсолютная Любовь, Он — абсолютная Мудрость, Он — Святость. И когда человек в своей собственной жизни воплощает добро, любовь, милосердие, благость, всё то, что исходит от Господа, то он и становится чадом Божьим и вступает в удивительное духовное родство с Господом.

«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его», — то есть любовь к Богу и ближним взаимосвязана. Если ты действительно любишь Бога, то непременно будешь и любить людей, которых Господь создал и которых Господь поставил рядом с тобой. Но если ты любишь людей Божиих, которые образ Божий, то естественно ты призван любить и Господа, сотворившего весь этот удивительный мир, даровавшего тебе способность любить и поставившего рядом с тобой тех, кого ты любишь и кто, может быть, любит тебя.

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». Апостол Иоанн на протяжении всего своего соборного послания напоминает, что любовь к Господу выражается в конкретных делах, а именно в исполнении заповедей, в исполнении того, к чему призывает нас Господь. Потому что есть такое правило, что любящий с радостью исполняет волю любимого. А воля Божия выражается в заповедях.

И при этом апостол делает очень интересное замечание, он говорит, что «заповеди Его не тяжки». Тут, конечно, вспоминаются слова самого Господа: «иго мое благо и бремя мое легко». В каком смысле заповеди не тяжки? Если углубиться в суть духовной жизни, то ведь тяжким для человека являются греховные страсти: тяжко для человека, когда он борим злобой, когда он мучается ненавистью; тяжко человеку, который не может простить; любому человеку, который находится в пучине страстей, и эти греховные страсти мучают его изнутри, такому человеку тяжко. А всякая Божия заповедь Христова ведёт нас к свободе души. Иногда этот путь труден, но всё зависит от того, как мы относимся к исполнению Божиих заповедей.

Вспоминается притча про то, как созидался Шартрский собор, который строили во Франции достаточно долго. Трое работяг выполняли одинаковый труд, возили тачки с камнями. И каждому из них задали один и тот же вопрос: «Чем ты занят?» Один глубокой скорбью произнёс: «Несу этот тяжкий труд». Ему было плохо, он мучился. Другой более обнадеживающе сказал: «Зарабатываю себе на жизнь», — хотя труд тот же самый. А третий радостно воскликнул: «А я созидаю величественный собор». И именно третий труженик, который выполнял вроде бы ту же самую работу, он не испытывал тягости, которую испытывали предыдущие двое работников. А почему так? Потому что у него была радостная цель, он понимал, что он созидает удивительный собор, где люди соприкасаются и будут соприкасаться с Богом.

И наша духовная жизнь должна представлять собой созидание в своём сердце храма Божия. Когда мы отсекаем от себя какие-то греховные страсти, какие-то блудные поползновения, какие-то помыслы гордости, тщеславия и т.д., то мы именно созидаем в себе храм Божий. И это не тяжко, это ведёт к подлинной радости. И святой апостол Иоанн Богослов далее благовествует.

Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

(1 Ин. 5:5)

Братья и сестры, это не простые слова. Вера наша победила Мир на самом деле. Это рассматривается даже как исторический феномен. Христианство, оказавшись во враждебной обстановке, неожиданным образом распространяется в Римской империи, где были очень жёсткие законы, где за имя «христианин» полагалась смертная казнь — это один из законов императора Трояна начала II в. Достаточно было сказать, что ты христианин, и тебя уже казнят. И вопреки этому вера Христова победила Мир, и до сих пор несёт духовную победу.

«Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий». Как-то к преподобному Паисию Святогорцу пришёл юноша и рассказал историю, как он обратился из оккультизма. Его отец ещё в детском возрасте отдал на Тибет тамошним колдунам, которые его воспитывали в традициях мистицизма, и он обладал невероятной мистической силой. Но потом, когда он в возрасте 16 лет решил навестить отца, то будучи в аэропорте, увидел православного священника и заинтересовался его необычным видом: он был в рясе с крестом. Он стал рассказывать про себя и демонстрировать свои оккультные способности, показывать живые картины отдаленной галактики, стакан сам собой наполнился водой пред его взором. И этот юноша спрашивает священника: «А ты почему не покажешь мне какое-то чудо?», — он же видит что перед ним какой-то необычный человек. И батюшка ему отвечает совершенно смирёнными кроткими словами: «Наш Бог — Бог смиренный», а после этого протягивает ему нательный крестик и говорит: «Попробуй теперь совершить какое-то чудо». Юноша берёт в руки этот маленький крестик с изображением Христа распятого. Духи, служившие ему, отступили в сторону, и он не может сотворить никакого чуда пред взором священника. И тут он понял, что эти духи — невероятно слабы! И так он отрёкся от оккультизма, потом обратился к Христу и сам стал исповедником веры Христовой. Вот это и есть «победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий». Это — смиренная победа, она проходит сквозь все века.

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

(1 Ин. 5:6)

Наверное, не совсем понятные слова, что «Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом». А на самом деле, если мы посмотрим на Евангелие, на жизнь Христову, то увидим, что своё общественное служение Спаситель начинает с крещения в Иордане. Вот эта вода — когда Спаситель становится среди кающихся грешников, как бы уже принимая на себя их участь, смиренно приемлет крещение. С воды иорданской начинается общественное служение и проповедь благовестия Христова.

Но он пришёл не только водою, он пришёл ещё и «кровью». Кровью завершается общественное служение Господа — это арестные страдания, во время которых Спаситель проливает Свою Кровь в очищение наших грехов. И если бы не было пролития крови, то Евангелие Христово не было бы осуществлено на Земле — недостаточно было прийти только водою. Апостол говорит: «Не водою только, но водою и кровию».

Но ещё пришёл он «Духом». В каком смысле? В том смысле, что уже победив смерть, Спаситель ниспосылает Святого Духа ученикам, и Святой Дух обитает в Церкви. Так, в этом триединстве исполняется божественное домостроительство, осуществляется спасение человечества. Господь пришёл «водою и кровию и Духом, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина». Мы знаем, что во время Крещения было свидетельство. И на горе Преображения, когда апостолы созерцали преобразившегося Господа, светлое облако осенило их. Вот так Святой Дух тоже свидетельствовал о Христе.

После этого мы читаем в соборном послании такие строки.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино.

И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

(1 Ин. 5:7-8)

Правды ради надо что отметить? Слова «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» — этого стиха нет во многих древнегреческих рукописях Нового Завета. И в IV в. когда шли арианские споры, как раз обсуждалось триединство Божье, эти слова не цитировали. Дело в том, что собирание рукописи в древнее время совершалось очень сложно. Книги ходили зачастую разрозненно, переписывались по-разному, и иногда какие-то строки могли отсутствовать. Эти строки присутствуют в древнеиталийском переводе, то есть переводе на латинский язык, и, кроме того, их цитирует во второй половине III в. Святой Киприан Карфагенский как слова Священного Писания. Он их рассматривает как символ вообще единства: как Господь един — Отец, Сын и Святой Дух — так и Церковь Христова на Земле должна хранить всецело единство, чтобы никакие расколы и ереси не разделяли и не дробили тела Христова, — Церковь из тела Христова, оно должно быть единым.

Поэтому, как бы там ни было, эти слова свидетельствуют о триединстве Божием. «Сии три», то есть Отец, Сын Божий и Святой Дух — они суть едины. Нам очень трудно подобрать какие-то земные аналогии, чтобы отобразить божественное триединство, и надо просто это принять на веру, что Отец, Сын, Святой Дух — это один Бог, один Бог в трёх лицах. А те из нас — дай Господь, чтобы это относилось к каждому — все, кто наследуют Царствие Божие, смогут уже непосредственно созерцать святую Троицу и приобщиться этой тайне более очевидным образом.

Но вот святой апостол, возвращаюсь уже к нам, к миру земному, говорит, что «три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». О чём здесь речь? Дело в том, что не только Спаситель пришёл «водою и кровию и Духом», но и каждый христианин, как носящий на себе образ Христа, призван в своей жизни пройти тот же самый путь. Духовная жизнь начинается у нас с Крещения, когда в водах Крещения мы обретаем духовное рождение. И от Господа вкладываются в нас благодатные духовные силы, которые должны возрасти. Но после Крещения духовная жизнь только-только начинается, и она совершается в тяжелой духовной борьбе. Мы призваны подвязаться против греха, как говорят подвижники, бороться даже до крови. Это значит, руководствоваться таким принципом — умру, но не согрешу — тогда ты точно будешь жить, освободившись от греха, нежели погибнуть через грех. И вот такое подвисание даже до крови против греха. Это и есть кровь, о которой свидетельствует апостол.

Кроме того, и наши жизненные страдания, которые Господь попускает нам, которые мы призваны терпеливо нести как свой жизненный крест, — плодом такого духовного пути должно быть стяжание Святого Духа. Святой Дух уже приносит собой подлинную свободу от страстей, и Он украшает душу человеческую добродетелями. Когда весной мы видим деревья, они вроде бы тянутся вверх, но на них нет листьев, в каком-то смысле они ещё мертвы. И только когда они согреваются солнцем, то появляется жизнь, появляются листья. Так и в душе человеческой проявляется подлинная благодатная жизнь от соприкосновения Духа Святого, Который как солнце согревает наши сердца. И каждый христианин, повторяю, призван пройти водою т.е. Крещением, кровью в борьбе со страстями и терпеливым несением своего жизненного креста, и Духом, то есть стяжанием Святого Духа.

Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.

(1 Ин. 5:9)

Апостол Иоанн Богослов слышал и человеческие свидетельства. Он был в кругу учеников святого Иоанна Крестителя. О Христе уже начинали говорить первые призванные апостолы: Андрей Первозванный, Петр, Нафанаил, Филипп. Но больше всего — это свидетельство Божие. Это тот голос Бога Отца, который апостол Иоанн Богослов лично слышал на горе Преображения: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и апостол Иоанн созерцал преобразившегося Господа. То есть о Христе прежде всего есть Божии свидетельства. И апостол Иоанн как очевидец, как непосредственный свидетель происшедшего, делится этим с нами. Но, кроме того, святой апостол говорит ещё и так.

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

(1 Ин. 5:10-12)

Удивительные слова: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом». О чём здесь речь? А здесь духовный опыт христианина, это опыт услышанных молитв, когда ты действительно просил Господа, и Господь исполнил вопреки всем обстоятельствам. Это ещё и опыт соприкосновения с благодатью Божией, чего, может быть, ты не ожидал, но неожиданно твоего сердца коснулась благодать, и это ты несёшь через всю свою последующую жизнь. То есть «свидетельство», которое носит «в себе самом», и оно состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную.

Хочется немного поделиться о себе. Когда я в 13 лет вместе с сёстрами пошёл принимать Крещение, даже не представлял, что это такое, и никто этому не учил, то неожиданно во время чинопоследования Крещения возникло совершенно новое ощущение и сердечное переживание. Причём батюшка вроде бы произносил абсолютно непонятные для меня какие-то молитвы невнятным голосом. Я не понимал ни одного из обрядов, которые были, но внутри родилась такая радость — ощущение, что как будто из тебя вынули всю грязь и выбросили наружу. Неизреченная свобода, чистота, радость и чёткое ощущение, что Бог есть, и Он присутствует рядом с тобой. Как будто Господь принимает тебя в свои объятия. И это благодатное ощущение оставалось на протяжении, может быть, даже года.

И что интересно — всякий человек, который приходит к Богу, который соприкасается с Господом, он переживает это ощущение вечной жизни. Это такая перспектива бесконечного бытия, то есть уже нет пределов краткой земной жизни, а ты действительно призван к вечности, а вечность — в Боге, а Господь с тобой рядом. Это и есть свидетельство, которое состоит в том, что « Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни». И мы призваны приобщаться Христу как Сыну Божию.

Если задать вопрос, сколько человеку было бы достаточно для жизни, сколько лет ему отвести: сорок, пятьдесят, восемьдесят, сто двадцать? И, оказывается, сколько не отведи человеку лет, ему этого будет недостаточно. Что сорок лет он прожил, что восемьдесят. Каждый скажет, что я как будто и не жил, пролетело как одно мгновение. А почему так? Потому что душа человеческая ориентирована на вечность, она призвана к вечности, и никакой короткий отрезок времени не является удовлетворительным. Но эту истинную вечную жизнь мы обретаем только во Христе, только в Сыне Божием. Ни индуизм, ни буддизм, никакая другая религия не говорят про Сына Божия, который пришёл и воплотился, пострадал за наши грехи, победил смерть ради нас, воскрес. И только христианская вера приобщает нас к этой истинной вечной жизни во Христе.

Святой апостол продолжает.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

(1 Ин. 5:13-15)

То есть Господь нам даёт удивительную возможность просить и получать просимое, но, правда, не забудем, что перед этим апостол напоминал о хранении заповедей Божиих. Если ты исполняешь Божью заповедь, то Господь и твою молитву исполнит. Иногда бывает так, мы все несовершенны, но если от самого сердца просишь — Господь помогает. Главное — просить что-то полезное. Как одна женщина поделилась о себе, что долгое время находилась в блудной связи прелюбодеяния. Мужчина, с которым она была в этой связи, имел семью. Но у них настолько была сильная влюбленность, что захватила с головой — не могли дня друг без друга провести. А потом в ней вдруг что-то внутри сказало: что это я делаю? И она упала на колени перед иконой и от самого сердца попросила: «Господи, освободи меня от этой страсти, избавь меня от этой зависимости». И, удивительное дело, в тот же день она совершенно спокойно, не сообщая ничего этому человеку, села в поезд и уехала в другой город. И у неё началась новая жизнь. То есть Господь дал ей по молитве, по такой искренней сердечной молитве — горячей, которая изнутри идёт. Господь дал ей благодатную силу освободиться от греховной страшной зависимости. Так мы видим, что Господь действительно нас видит «знаем и то, что получаем просимое от Него».

Но молиться надо не только о себе, и святой апостол говорит.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

(1 Ин. 5:16-17)

Немного сложные для понимания слова. Но речь идёт о чём? Прежде всего апостол говорит, чтобы мы молились, в том числе, молились за согрешающих. «Грехом не к смерти» — это значит, что человек, может быть, и не хотел грешить, но оступился, согрешил по невежеству, по неразумию, по несовершенству своему. И сколько мы живём, мы всё время претыкаемая, падаем, но когда молимся друг за друга — тогда есть надежда, что Господь нас спасёт. Апостол говорит: «...и Бог даст ему жизнь». Тут имеется в виду жизнь вечная.

Другое дело, что есть «грех к смерти», и апостол пишет: « ...не о том говорю, чтобы он молился», — то есть, чтобы молиться об этом человеке. Напрямую апостол не запрещает молиться, но высказывает некое предостережение. В данном случае под «грехом к смерти» имеется ввиду особо тяжкие падения, в которые человек целенаправленно погрузился. Допустим, целенаправленные занятия оккультизмом, когда человек хочет соприкасаться с тайными силами, а на самом деле это демонические силы, и пребывает с ними во взаимосвязи. Не каждый может вымаливать такого, не каждому дано дерзновение, чтобы вступать в брань за того, кто и не хочет выходить из этой греховной смерти.

Или какое-то очевидное противление Богу — то, что Спаситель называл «хулой на Духа Святого». В данном случае что имелось ввиду? Фарисеи видели, что во Христе действует Бог, но при этом они противились всё равно, даже видя действие Божие. То есть когда люди целенаправленно идут против Бога, то за таких богоборцев не каждый может молиться, может вступать в борьбу. Потому что это повлечёт за собой серьезные искушения, и нужно, конечно, брать благословение у духовника, иначе без духовной поддержки тут не справиться. Так что и в молитве тоже нужна некая рассудительность.

И завершает своё послание соборное апостол Иоанн рассуждением о трёх видах знания. Он как бы подытоживает всё, о чём говорил до этого, и выражает этот итог в таких строках.

Мы знаем, — это вот первое знание, — что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

(1 Ин. 5:18)

Человек, который благодатно рождён от Господа, кто принял Святого Духа, в нём нет желания грешить даже в малом. Мы несовершенны, мы согрешаем, но апостол призывает нас хранить себя. И у святых отцов выработалась даже особая аскетическая традиция «умного делания» и «внутреннего трезвения» — это именно хранение себя. Наблюдать, блюсти свой ум и своё сердце, чтобы даже на малейшем греховном уровне никакой лукавый злой помысел или чувства не подступили к твоему уму и сердцу. Хранить себя, обращаясь в молитве ко Господу. И лукавый не прикасается к такому.

Второе знание.

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

(1 Ин. 5:19)

К сожалению, это противопоставление присутствует в человеческой истории. Потому что Мир всегда тяготеет к чему-то низменному, к чему-то греховному. Грешить всегда вроде бы проще, но это влечёт за собой мучение. И христианская вера противопоставляется этому греховному разложению, растлению — лишь бы мы были действительно исповедниками веры Христовой.

И третье знание.

Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

(1 Ин. 5:20)

Это самое главное познание, которого только может сподобиться человек при общении воплотившемуся Сыну Божию. Бог — есть подлинная жизнь, Он и есть подлинный свет, Он пришёл в наш Мир, восприняв человеческое естество. И теперь мы можем через Таинства, через путь духовной жизни приобщиться к Нему. Это очень трудно передавать словами, но на внутреннем опыте это всегда воспринимается как свет, как какое-то прояснение и ума твоего и сердца, и как жизнь вечная, которая внутри наполняет тебя.

А завершает послание одно очень маленькое предложение.

Дети! храните себя от идолов. Аминь.

(1 Ин. 5:21)

Дело в том, что человек очень падок на всякое идолопоклонство. Кумирами, творческими идолами становятся либо какие-то знаменитые личности, которые на телеэкране присутствуют и создаётся их телевизионный образ — артисты, спортсмены, шоумены. И люди начинают равняться на них, перенимать их привычки, поведение, манеру, речь, одежду и так далее, то есть такие знаменитости становятся идолами. Либо идолами становятся какие-то наши суеверные расположенности: у кого-то это — подкова над дверью дома, у кого-то это — красная нить на руке, какой-нибудь талисман, амулет. Человек наивно думает, что эти бездушые предметы защитят его от какой-то порчи, и суеверно относится к этим предметам как идолам. Вот от этих идолов нужно себя хранить: от суеверия, от оккультных идолов, от идолов человеческих. Сердце наше должно быть свободным, свободным от тварного идола, и принадлежать оно может только Богу, потому что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум. « ...да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».

Даруй Господь нам братья и сестры, всем идти по этому пути и быть причастниками. Аминь. Всего вам доброго!

Оставить комментарий