Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. (1 Ин. 5:1)
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. Здесь апостол говорит о рождении от Бога, о новом рождении, как Господь Иисус говорит в Евангелии от Иоанна: должно вам родиться свыше. О чём здесь идет речь? Дело в том, что когда человек обращается ко Христу, он переживает не просто перемену взглядов. Люди иногда меняют свои взгляды. Вот был человек приверженцем одной политической партии, потом в ней разочаровался и перешел в другую. Был человек сторонником одной философской доктрины, потом он прочитал много книг, разочаровался в первой доктрине, принял другую. Это происходит постоянно. Но обращение ко Христу — это нечто принципиальное. Это не просто перемена убеждений. Это то, что Библия называет новым рождением, или даже новым творением. Как апостол Павел говорит: кто во Христе, тот новая тварь.
Человек входит в абсолютно новую жизнь и иногда помнит этот момент. Иногда он помнит, что вот такого-то числа, в таком-то часу, в таких-то обстоятельствах, я признал, что Христос есть Бог и Спаситель. Я принял решение Ему довериться и покориться, и воззвал к Нему в молитве. Иногда это не так совершенно, иногда постепенно вырастает сердце человека, и он просто оглядывается назад и говорит: Да, теперь я верю, что Иисус есть Христос. Но произошло это духовное рождение, человек стал другим. Он вошёл совершенно в новую жизнь. И если мы христиане, мы обладаем этой новой жизнью и теперь мы должны жить ей. Эта жизнь радикально другая, она сверхъестественна. Эта сверхъестественная жизнь проявляет себя определенным образом.
Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки
(1 Ин 5:2-3)
Действительно очень много апостол говорит о любви, и даже есть слова очень известного блаженного Августина: люби Бога, и делай что хочешь. К сожалению в современном мире это можно очень легко понять неправильно, потому что в нашем обычном языке любовь — это эмоции, это переживания, это что-то такое, что приходит и уходит; и это что-то, что в общем-то происходит во мне и ни к чему меня не обязывает. Можно сказать современным языком: любовь прошла, завяли помидоры. В Библейском языке было бы нелепо это сказать, потому что любовь — это глагол, это активное поведение человека. И это поведение, которое проявляется, как нам пишет апостол, в соблюдении Заповедей.
Это очень важный момент, потому что люди всегда свои грехи как-нибудь оправдывают. Любой человек имеет очень мощный встроенный механизм самооправдания. Грех так устроен: когда человек грешит, он всегда выстроит себе систему оправдания, что он на самом деле очень хорошее делает, что-то очень похвальное. Мы все должны его ещё поздравить с тем, что он согрешил, и его всячески за это возблагодарить. И люди прикрывают свои грехи обычно часто несправедливостью. Ненависть часто себя выдаёт за справедливость. А бывает так, что люди свои грехи прикрывают любовью. Это очень часто блудные грехи, но не только. Иногда люди устраивают какие-то кровавые революции из любви к угнетенным, и из любви к Родине. Они эту Родину разоряют, опустошают.
В общем, люди часто совершают грехи, утверждая, что действуют из любви. И апостол говорит: любовь на самом деле проявляется в том, что человек соблюдает Божьи Заповеди. И это Заповеди, которые нам известны из Закона Божьего: не убивай; не укради; не лжесвидетельствуй; не прелюбодействуй. Нельзя убивать из любви. Нельзя красть из любви. Нельзя лжесвидетельствовать из любви. Нельзя прелюбодействовать из любви. Это абсурд и бессмыслица с точки зрения Библии, потому что любовь проявляется именно тщательным соблюдением Заповедей Божиих.
Заповеди Божии указывают нам на то, как мы должны проявлять нашу любовь. Например, Заповедь: «не убий». И для внецерковного человека она очень понятна: не совершай деяний, предусмотренных соответствующей статьей Уголовного кодекса. И конечно же это входит в Заповедь, конечно же христианин чтит Уголовный кодекс как минимум.
Но Заповедь «не убий», предусматривает, что мы должны удерживаться от любого причинения вреда жизни и здоровью ближнего, в том числе своей собственной жизни и здоровью. Например, люди иногда спрашивают: пьянствовать или курить — нарушает ли это Божии Заповеди? Конечно же нарушает. Нарушает Божию Заповедь «не убий», потому что человек, который наносит себе вред, он тем самым убивает себя, и он нарушает Заповедь Божию «не убий». Или человек, который подвергает себя безрассудному риску: люди лазят на какие-то невероятно высокие здания, становятся на самом краю обрыва, делают селфи. Так вот, с христианской точки зрения — это грех. Подвергать свою жизнь опасности без цели — это грех. Пожарный, который идёт в огонь, чтобы вытащить людей, он совершает подвиг, потому что он там не селфи делает. Он людей спасает от смерти. А человек, который подвергает себя опасности, чтобы похвалиться, он грешит.
Точно также мы грешим, когда мы вредим здоровью других людей тем или иным способом. Например, продаем недоброкачественную пищу. Или мы грешим против Заповеди «не убий», когда мы поддерживаем какие-то гневные, подстрекательские разговоры, которые полны ненависти, враждебны по отношению к людям, или которые могут привести к насилию. Да, мы, может, никого лично не убили. Но когда мы проявляем ненависть, мы уже делаемся виновными против Заповеди «не убий».
Или Заповедь: «не укради». Кажется всё тоже просто. Да, вот есть Уголовный кодекс: не совершай краж со взломом, не воруй вещей граждан на вокзале. Большинство из нас этого не делает, и никогда не помышляли об этом. Но мы нарушаем Заповедь «не укради», например, когда берем деньги за несделанную работу, или когда мы сидим на работе, у нас оплаченное время, а мы занимаемся чем-то своим, мы тоже погрешаем против Заповеди «не укради».
И тщательное хранение Божиих Заповедей — это большой труд, который требует большой внимательности. Когда мы начинаем думать о том, как нам действительно вести себя по отношению к ближнему, чтобы мы ни в чём не согрешали. Оказывается, что это большой труд. Оказывается, что это требует больших усилий. Но кажется, что легко, что да, мы не нарушаем Уголовного кодекса и как бы молодцы. На самом деле, когда мы начинаем вглядываться в Божьи Заповеди, выясняется, что у нас непочатый край работы.
И вот любовь к Богу и любовь к другим людям проявляется именно в том, что мы соблюдаем Заповеди. Мы должны искать, как их тщательно соблюсти по отношению к другим людям. Потому что тут важно избежать ещё одной проблемы, которая возникает. Людям кажется, что любовь к ним — это поступать так, как они хотят, отзываться на их желания. И иногда они горько упрекают христиан в недостатке любви, когда этого не происходит. Но надо понимать, что любовь всегда предполагает поведение по Заповедям, и отзывается на нужды, а не желания людей. Тот же несчастный алкоголик, который около магазина просит денег на выпивку, он конечно думает, что мы поступим по любви, если мы ему дадим денег. Но на самом деле, если мы ему дадим денег, мы согрешим против Заповеди «не убий», потому что мы посодействуем его самоуничтожению. Мы поступим по любви, если как-то иначе поступим, скажем пищу ему купим, если он голодный. Это будет очень хорошо. Или укажем ему, где найти помощь с его проблемами. Но делать так, как он хочет, нам конечно не стоит. Мы иногда поступаем из любви, когда мы говорим людям «нет». И апостол дает нам чёткие ориентиры, что любить — это значит поступать по Божиим Заповедям.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. (1 Ин. 5:4)
Что значит победить мир? Не значит конечно завоевать весь мир, и стать всемирным диктатором. Значит нечто совершенно другое. Это значит победить мир, который пытается заставить нас поступать по-мирски. В мире, как апостол об этом и говорил раньше, есть свои системы ценности, есть свои системы отношений, свои представления о том, как должно, правильно, разумно, необходимо, уместно поступать. В этом мире принято ненавидеть своих врагов. Принято ненавидеть врагов своей группы. Вот я принадлежу к какой-то группе (политической, или этнической, или еще какой-то). Люди по самым разным признакам кучкуются, и ненавидят другие кучки. И лояльность по отношению к этой группе требует ненавидеть людей, которые принадлежат к другим группам. Так устроен этот мир. Он делится на племена. И племена ненавидят друг друга. Но человек, который верит, он побеждает мир. Он говорит: нет, а я вот никого не буду ненавидеть. И могут смотреть на меня косо из-за этого.
Вот в нашем дворе все ненавидят «гадов» из соседнего двора. А ты, что не ненавидешь? Значит ты плохой гражданин своего двора. Но человек, который верит, поступает так, как заповедал ему Христос. Или мир сей говорит, что самое важное — это успех. Твоя ценность и достоинство, и ценность и достоинство других людей измеряется тем, сколько ты заработал денег. А верующий человек говорит: нет, я буду любого человека чтить и уважать, независимо от того, сколько он заработал. Заработал много — хорошо. Значит Бог ему дал такие таланты, такие навыки. Человек, который наоборот беден, он тоже заслуживает почтение.
Или мир сей говорит: ты должен стремиться к удовольствиям. Ты должен стараться ничего не упустить, никаких удовольствий в этом мире. И часто люди бегают за удовольствиями самым жалким видом, потому что на них давит окружение. Они считают, что это им нужно. Не то, чтобы это делало их счастливыми, но вот так принято в этом мире. А христианин побеждает мир. Он говорит: нет, я не буду ненавидеть. Нет, я не буду бегать за удовольствиями. Нет, я не буду судить других людей высокомерно из-за того, что они слабы в каком-то отношении. Этот мир бывает с пренебрежением относится к каким-то людям. А мы будем уважать всех людей, потому что мы верой побеждаем этот мир.
Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
(1 Ин. 5:5-8)
Речь идёт очевидно о Святом Духе, о воде Крещения, и о крови, которую за нас пролил Христос.
Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
(1 Ин. 5:9-12)
Свидетельство Божие — имеется в виду внутреннее свидетельство Святого Духа. То есть верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом. Апостол Павел пишет об этом свидетельстве, что сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. Нельзя быть христианином просто потому, что человек принял решение держаться набора каких-то утверждений. Христианство — это новая жизнь. И в этой новой жизни Святой Дух изнутри свидетельствует нам, что мы дети Божии, и научает нас уповать на Бога, научает нас на Бога полагаться. Мы имеем это свидетельство Святого Духа в нашем сердце, что мы принадлежим Богу.
Это свидетельство не что-то внешнее, не что-то дополнительное по отношению к свидетельству Церкви или свидетельству Священного Писания. Просто когда мы читаем Священное Писание, например, эти слова апостола Иоанна: «Возлюбленные, мы теперь дети Божии», то Святой Дух научает нас верить этой истине. Святой Дух научает нас в молитве возносить молитву «Отче наш». Он научает нас верить, что Иисус нас искупил, что мы теперь дети Божии.
...не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. В чем состоит это свидетельство? Оно состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную. И сия жизнь в Сыне Его. У нас есть вечная жизнь в Иисусе Христе. Это реальное сознание, которое должно нас глубоко изменить. Мы получили такое удостоверение, мы знаем, что у нас есть вечная жизнь. И мы должны жить, исходя из этого.
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
(1 Ин. 5:12-13)
Это поразительное по своей силе удостоверение, когда апостол уверяет всех нас, верующих в Сына Божия, что мы имеем жизнь вечную. И это огромная радость, огромная ответственность, потому что мы теперь знаем, что Бог дал нам вечную жизнь. Мы теперь знаем, что нам уготована жизнь вечная и блаженная. Мы теперь должны научиться жить, исходя из этого. И иногда в это очень трудно поверить, именно потому что мы понимаем, что наша жизнь изменится. Мы не сможем жить так, как раньше, если мы поверим в эти слова апостола: Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
В Иисусе Христе мы имеем совершенно иную, мы имеем вечную жизнь. У нас совершенно другие в жизни перспективы. Если человек неверующий знает, что у него есть какое-то количество лет здесь на земле, и все, что у него есть это здесь, и все, что он может обрести это здесь. И из-за этого человек начинает впадать в такую жалость к себе: а вот я не съем каких-то вкусных кусочков; а вот я не получу каких-то наслаждений в жизни. И он из-за этого начинает гоняться за всеми этими вкусными кусочками. Но верующий человек знает: у меня есть всё, что только можно пожелать, у меня есть жизнь вечная, у меня есть нечто гораздо большее. Вот если бы Бог взял и сделал любого из нас завтра миллиардером, или поставил на самое высокое место, которое только может быть, или еще чего угодно в этом мире на нас бы свалилось, о чём люди мечтают. Это нам бы ничего не добавило к тому, что у нас уже есть. У нас уже есть всё! У нас уже есть вечная жизнь в Иисусе Христе. И мы должны возрадоваться этому. И жить, исходя из этого.
И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
(1 Ин. 5:14-17)
Мы имеем дерзновение, как об этом уже Иоанн говорил, что мы можем обращаться к Нему в молитве. И дальше один из предметов этой молитвы, мы должны молиться о наших братьях, согрешающих грехом не к смерти. И Бог даст ему жизнь.
...Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы видим здесь определенное разграничение. Есть грех смертный, есть грех не смертный. И в чем тут разница? Видимо, еще в Ветхом Завете есть определённая разница, если кто согрешит по ошибке, то он пусть принесёт такую-то жертву. А если, кто согрешит дерзкою рукою, то он хулит Господа, истребится из народа.
Смертный грех — это грех, выражающий убогое пренебрежение к Богу, нежелание ему повиноваться. Человек, который пребывает в смертном грехе, сознательно творит что-то очевидно неугодное Богу, и не желает это оставить. Например, бывает, что человек не желает оставить ненависть, не желает простить своих врагов. Это очень популярный грех. И это грех к смерти, потому что человек знает, что он поступает против воли Божией. Человек знает, что Христос заповедал прощать, это обязательно. Но он не хочет этого сделать. И вот это грех к смерти, потому что это просто нежелание покориться Богу.
Но человек может сказать, что да, я испытываю гнев, и возмущение, и негодование на моих врагов, но я желаю покориться Богу. И в чём тут разница? Человек, который пребывает в смертном грехе, он говорит: я не буду покоряться; я знаю чего Бог хочет, но я не буду покоряться Богу. Это смертный грех. И человек может говорить: да, я испытываю гнев, я испытываю ненависть, я испытываю сильное негодование, но я буду покоряться Богу. Я отказываюсь мстить. Я отказываюсь ненавидеть.
...Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. То есть когда человек согрешает по немощи, или неведению — это другая ситуация. Это тоже грех. Это тоже нуждается в том, чтобы человек его исповедовал, но это не отторгает человека от спасения. Конечно же любой смертный грех убивает человека, пока человек в нём находится. Если человек оставляет грех, приносит в нём покаяние, он несомненно будет прощён, и апостол это твёрдо обещает.
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (1 Ин. 5:18).
Мы знаем, что у нас есть вечная жизнь, и об этом апостол говорит. И апостол здесь даёт такое двустороннее сбалансированное послание. Он говорит: у вас есть жизнь вечная, возрадуйтесь этому. Но он в то же время говорит, что рождённый от Бога, не грешит. Если вы пребываете в упорном грехе, то ваше притязание на то, что у вас есть жизнь вечная, увы, ошибочное. Это не про вас. Всякий, кто действительно рождён от Бога, удаляется от греха. Он хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19)
Апостол говорит, что этот мир лежит во зле, и что мы не должны следовать за этим миром. Он действительно живет во зле.
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Дети! храните себя от идолов. Аминь.
(1 Ин. 5:20-21).
Заключительные слова апостола. Что значит хранить себя от идолов? Мы понимаем, когда идолы — это какие-нибудь просто изваяния. Есть до сих пор совершенно живая идолопоклонническая традиция в индуизме. Там конкретные идолы, там их моют, поливают молоком, проявляют к ним всякое почтение. Есть попытки возродить неоязычество какое-то древнеславянское. Там люди вытесали себе из бревна идола Перуна и вокруг него скачут. Мы понимаем, что это идолопоклонство. Но это не единственная форма идолопоклонства, потому что человек может сделать себе идола из много чего.