yandex

1-е послание Иоанна. Глава 4. - Валерий Духанин протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

1-е послание Иоанна. Глава 4.

Валерий Духанин протоиерей 1-е послание Иоанна. Глава 4.
Эпизод в Библии:

В 4-й главе говорится о различении духов. Дух гордости от дьявола чаще всего преобладает у лжепророков, у всех тех, кто создает тайные вероучения.

Апостол предлагает и критерий различения духов - это исповедание Иисуса Христа Господом. Но в чем же принцип этого различия?

В этой же главе звучит одна из главных истин христианства - Бог есть Любовь. Как можно её воспринять? Только любовь открывает познание Бога. Читает и комментирует священник Валерий Духанин.

Дорогие друзья, на библейском портале Экзегет, мы продолжаем рассматривать первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

(1 Ин. 4:1)

И вот, действительно, ох как много лжепророков! И покуда существует ложь в мире от падения Адама и Евы, вплоть до конца истории, так будут и лжепророки. Поэтому, если кто-то подходит к вам и говорит, что «я знаю какие-то сокровенные духовные истины, которые не знает никто другой», что «я обладаю каким-то тайным эзотерическим знанием и сообщу тебе невероятную духовную силу», то не верьте и не слушайте. Потому что за всеми этими призывами стоит дух гордости. Тот дух, которым обладал и обладает дьявол. Вот это «Я» — гордыня, и именно этот дух и преобладает у лжепророков, всех тех, кто создают различные тайные учения. То есть главный принцип, который нужно себе усвоить: не всё, что свыше — от Бога. И не всё, что кажется духовной силой, какими-то сверхъестественными чудесами, — не всё это имеет благодатный характер, не всё это от Господа. Потому что и враг рода человеческого, дьявол, очень легко обманывает людей.

И далее апостол Иоанн Богослов пишет следующие строки.

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.

(1 Ин. 4:2-3)

И многие, кто читают эти строки, претыкаются и думают, ну в чем же здесь, собственно, принцип различия истины от лжи? В «исповедании Христа, пришедшего во плоти». Если мы посмотрим, чем руководствуются оккультисты, экстрасенсы и всевозможные учителя, которые навязывают свои эзотерические учения, то увидим: все они говорят либо о своих биотоках, о каких-то своих скрытых личных возможностях, которые раскрылись путём экстрасенсорных тренировок; либо они говорят об астральной энергии, о каких-то космических силах, к которым они подключились. А Иисус Христос как Сын Божий, пришедший во плоти, им глубоко безразличен.

То есть они либо на себе сосредотачиваются, либо на каком-то холодном космосе, а на самом деле находятся в зависимости от падших духов. А христианство, сила христианства как раз в том, что мы исповедуем Сына Божия, явившегося во плоти. Господь стал подлинным человеком, чтобы открыть нам пути к раю, чтобы даровать нам подлинную божественную силу. И эта истинная сила, которая проявлялась посредством святых, проявлялась Духом Святым, — она действовала только за счёт того, что люди святые не свои силы личные раскрывали, а были приобщены ко Христу Сыну Божию воплотившемуся.

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

(1 Ин. 4:4)

На самом деле это так и есть. Много людей, увлекавшихся разными эзотерическими учениями, достаточно быстро терпели крах. У каждого наступал, так называемый, «постоккультный синдром», когда эти как-бы духовные силы проявляли не то чтобы свою несостоятельность, — но они проявляли свою разрушительность для человека. Поначалу он вроде бы даже какие-то чудеса творил, но наступал момент, когда все эти силы обращались против него и лишали его сердечного мира, разрушали его семью, лишали его здоровья. Такой человек достаточно быстро понимал, что он лишён подлинной духовной силы, ему хотелось вернуться к обычной человеческой жизни.

Вот так всё ложное, всё лживое и происходящее от этих лжепророческих духов, оно терпит крах. А как говорит апостол Иоанн: «дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». Действительно, Дух Христов и Церковь Христова — продолжают мирно тихо существовать, и люди исцеляются от недугов, освобождаются от одержимости, восстанавливают свои семьи, получают просимое в молитвах, потому что Дух Христов несёт эту удивительную победу.

Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их

Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

(1 Ин. 4:5-6)

Вот удивительно, что обычно ко Христу обращаются люди с ищущей совестью, с ищущим сердцем, — те, кто не успокоились на земном, не удовлетворяются каким-то комфортом обычным, тем, что в магазине можно купить, скушать, попробовать, а у кого есть внутренние глубокие потребности. И такое ищущее сердце обязательно откликается, потому что совесть дана от Бога. Как говорит апостол Иоанн, «знающий Бога слушает нас», то есть воспринимает эту апостольскую проповедь и в конечном итоге воспринимает истину спасения.

И далее апостол Иоанн переходит к своей самой главной истине, о которой он постоянно упоминает, и против которой мы, к сожалению, постоянно погрешаем.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога.

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

(1 Ин. 4:7-8)

Очень трудно выразить эту истину — настолько трудно познать эту истину глубоко, и настолько часто мы против неё погрешаем. Но если подумать — каждый человек перед любовью благоговеет. Что хочет абсолютно любой человек? Если подумать, то всё-таки не денег он хочет: ни богатств, ни каких-то дорогих машин, смартфонов, телефонов, — а ему хочется чистой искренней любви. И любой человек понимает, что счастье человеческое — оно только тогда, когда есть любовь. А если нет любви, то ничто тебя не радует, хоть чем тебя завали.

Как, знаете, один сын американского миллионера в раннем возрасте покончил с собой, а рядом с ним нашли записку такого содержания: «взял от жизни всё, не нашёл в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». То есть пустота внешних мирских благ поглотила его, и он не мог этим насытиться, потому что душа то жаждет просто любви, чистоты, доброты, и без этого мы оскудеваем.

И апостол Иоанн Богослов призывает нас и говорит, что духовная жизнь должна представлять собой битву за любовь. Нужно очищать своё сердце, чтобы в нём сияла любовь, потому что Бог — есть любовь. И как же мы будем с Богом, Который есть Любовь, если мы сами по своей жизни будем ненависть и злоба, раздражение?!

Апостол Иоанн говорит, что только «любящий рождён от Бога». Это значит, возникает особое духовное родство нашей души с Господом. У кого в сердце чистая любовь, тот родственен Богу, и это выше всего, что есть в нашем мире. «Кто не любит, тот не познал Бога», — то есть только любовь открывает подлинное духовное познание. Невозможно созерцать Бога, не приобщившись любви, потому что Бог — есть Любовь.

Вспоминается преподобный Силуан Афонский — удивительный святой из простых крестьян. Какие у него удивительные истины открываются в писаниях. Когда он однажды очень сильно унывал, молился, и вроде бы не мог освободиться от нашедших на него искушений, то уже в отчаянии готов был произнести, что «ты Господи неумолим». И в этот момент, когда сердце его уже надрывалось, ему было дано увидеть лик живого Христа, преисполненный неизреченной любви — такой любви, такого света и такой духовной поддержки, что это невозможно ни с чем больше сравнить. Как мы не можем солнце сравнить с уличным фонарем, как мы не можем саму жизнь сравнить с какими-то глупыми мечтами, — это видение Христа и познание Господа как любви, оно преобразило преподобного Силуана. Может быть, за счёт этого он и стал преподобным, и далее он всегда всю свою жизнь уже свидетельствовал, что Бог — есть Любовь, любовь неизреченная. Дай, Господь, нам приобщиться этой любви.

Апостол Иоанн Богослов, который лично созерцал Христа сына Божия, продолжает и говорит.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

(1 Ин. 4:9-10)

Какая удивительная вещь, что Божия любовь всегда раньше нашей любви, она всегда предваряет нашу любовь, и Господь любит нас даже тогда, когда мы сами Бога не любим. Господь готов даровать нам райские блага, даже когда мы отворачиваемся от этих благ. Может быть, секрет ада в том и заключается, что мы своей душой не хотим воспринять Божию любовь и блага райские, которые в изобилии нам даны. Вот какая здесь удивительная вещь, о которой говорит нам апостол Иоанн, — любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

А давайте подумаем: вообще любовь даже в нашем привычном человеческом земном измерении, подлинная любовь, разве может быть бездейственной, не проявляться?! Если ты сидишь на диване и думаешь, что всех любишь, но при этом закрылся от всех, то это — не любовь, а себялюбие, такое самоуспокоение, что «я от всех отгородился и ни до кого мне дела нет», ну и вроде как «я всех люблю». Это — самообман. Подлинная любовь она непременно проявляется в каком-то действии: уделить время другому человеку, проявить заботу о нём, подарить цветы, — то есть любовь непременно воплощается в каком-то действии.

И Божия любовь, действительно, воплотилась, воплотилась в прямом смысле, потому что Сын Божий воспринял плоть человеческую. В лице Господа Иисуса Христа на Земле явилась воплощённая Божия любовь. Это, кстати, в своё время очень удивляло Наполеона, когда он уже был сослан на остров Св. Елены, и там, имея много свободного времени, читал Священное Писание. Он восхищался, что Иисус Христос — это единственный, кто покорил Мир любовью. Разные были завоеватели: Александр Македонский, Кесарь Август, сам Наполеон. Они пытались завоевать Мир путём насилия. Но только Иисус Христос своей бескорыстной жертвенной любовью завоевал Мир.

Потому что сердце человеческое откликается только на любовь. И самая высшая любовь — это любовь жертвенная, когда ты готов воспринять на себя участь того, кого ты любишь. Например, один подвижник вспоминал своё детство — когда он сильно заболел, мама его говорила отцу: «я готова себя отдать на растерзание только бы он выздоровел». Мама по своей любви была готова понести любые страдания, только чтобы спасён был ребёнок. Он, действительно, был спасён, исцелён, и эта жертвенная любовь мамы запечатлелась на всю его жизнь — это и есть образ любви Христовой, любви Божией, любви жертвенной. Потому что «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Это — величайшая тайна, перед которой мы можем только благоговеть.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

(1 Ин. 4:11-12)

Очень часто мы слышим цитату «Бога никто никогда не видел», но редко слышим её продолжение — что Господь становится созерцаем в нашей жизни, когда Его любовь пребывает в нас, в наших взаимоотношениях друг с другом. И вспоминается такой пример из древнего патерика с аввой Серапионом, который по любви к язычникам продал себя в рабство. Он продал себя комедиантам за какую-то сумму денег, и эти деньги запечатал. Он трудился у них настолько усердно и являл своё доброе расположение, что в конце концов эти язычники, семья комедианта, заинтересовались его верой во Христа: что же у него такое, что он являет такую удивительную любовь? В конечном итоге он их обратил ко Христу и он их крестил. И когда они сподобились уже духовных благ, сами соприкоснулись со Христом, то решили даровать свободу авве Серапиону. И тут только он раскрыл, что не искал от них никаких денег, когда продавал себя и вернул им деньги. По любви к ним он продал себя в это рабство, чтобы их привести ко Христу.

Вот это и есть пример жертвенной любви, когда человек думает не о себе, а о благе ближнего. Конечно, до такой степени любви мы не способны, но самое главное, что нужно усвоить во взаимоотношениях друг с другом, — это думать всё-таки не о себе, а о другом. Думать не о том, что мне кто-то может сделать, а чем я могу помочь ближнему, какую радость я могу привнести в его жизнь, чем я могу поддержать его, утешить, или хотя бы просто помолиться о нем, — в этом и есть любовь Божия. И когда такая любовь будет сиять в нашей жизни, то люди неверующие тоже будут видеть Бога, Который невидим по своему существу, они будут видеть Его в жизни христиан.

Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

(1 Ин. 4:13)

Здесь речь идёт уже о Святом Духе. То есть не только Бог Отец явил любовь, и Сын Божий, который на Земле воспринял страдания ради нас, но и Дух Святой он действует на Земле, действует в Церкви, преображая и одухотворяя людей. Даже лицо таких людей меняется и преображается. Живой конкретный опыт: молодой человек, который жил непонятно чем до этого, но вот он идёт на исповедь, впервые исповедуется в своей жизни, потом возвращается, и мама с удивлением говорит: «Что с тобой, у тебя лицо сияет!» А он просто всего лишь исповедовался, но исповедовался во всех своих грехах, которые у него были, и принял решение отказаться от них. Исповедь его преобразила, благодать Святого Духа, которая обитает в Церкви, — она несёт нам преображение. Вот об этом и говорит апостол Иоанн: мы «узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего». А Дух Святой — есть дух святости и святыни, чистоты и очищения, чтобы мы, очистившись, приобщились святыни.

И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

(1 Ин. 4:14)

Вот вроде бы простые всем известные строки, «Отец послал Сына Спасителем миру». Мы исповедуем Иисуса Христа как Спасителя. Но, во-первых, апостол Иоанн говорит, что «мы видели», — он, действительно, непосредственно видел и делится этим свидетельством. Но хочется упомянуть ещё вот что. Если посмотреть дохристианские языческие представления о загробной жизни — все они сводятся к тому, что душа человеческая после смерти нисходит в Аид, в царство теней, в мир призраков. И в языческом представлении, в представлении дохристианского мира, душа человека после смерти — это как бы такая унылая тень, которая уже лишена благ, сходит под землю в ад и там пребывает в тоске и томлении.

Это языческое представление, на самом деле, было верной интуицией. Язычники сами чувствовали, что душа человеческая после смерти обречена на гибель. Но когда приходит Христос, то Он выводит людей из ада, Он выводит всех, кто готов принять Его, Он даёт радость Царства Небесного, блага рая. Об этом-то и говорит святой апостол Иоанн в таких вроде бы простых строках: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Он спас весь Мир, и язычники пришли в Церковь. И теперь совсем другое представление о посмертной жизни, теперь нам открыты двери Небесного Вечного Царства. Это — удивительная радость.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё...

(1 Ин. 4:15-16)

Христианин — это тот, кто и воспринял Божию любовь и свидетельствует о ней. Свидетельствует прежде всего своей собственной жизнью, и это — исповедание перед угрозой страданий смерти, как было в первые христианские времена и как было в ХХ веке. Как один священномученик святитель Макарий (Гневушев), когда его повели на расстрел, спокойно стоял и молился. И красноармеец, который должен был его расстреливать, настолько удивился, что святитель Макарий смотрит на него с любовью и добротой, и даже благословил красноармейца, что это преобразило его в дальнейшем. Он выполнил приказ, но потом раскаивался, говорил: «я убил святого человека». Можно убить тело, но невозможно убить душу, потому что душа таких людей вместе со Христом. И Христа они исповедовали вместе со своею жизнью своими страданиями, исполняя слова апостола Иоанна Богослова. А святой апостол ещё раз свидетельствует.

...Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

(1 Ин. 4:16-18)

Все мы часто испытываем какие-то страхи, какое-то малодушие, тревоги, переживания, зачастую пустые, глупые какие-то переживания. А почему так? Это потому что мы не видим и не осознаём, что всегда рядом с нами есть Господь, Который нас любит. Он никогда нас не оставит, всегда мы можем обратиться к Нему, Он всегда поможет. Более того эта любовь имеет такую силу, что мы можем получить дерзновение в день суда, но, конечно, при том условии если «поступаем в мире сём, как Он», то есть когда Евангелие становится для нас образцом для подражания.

По большому счёту Страшный суд теряет свои устрашающие оттенки для тех людей, которые любят. Потому что если ты любишь Христа и любишь ближних, то встреча со Христом на Страшном суде для тебя будет радостным событием. Это уже не суд, а радостная встреча, встреча с Тем, Кого ты сам долго и долго ожидал. Поэтому, конечно, чтобы пройти этот суд, нужно постараться нам стяжать любовь, потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём», и без любви невозможно единение с Господом.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

(1 Ин. 4:19-21)

А вот таким образом и возможность практического применения этой заповеди. Господь посылает нам всегда каких-то людей, которые зачастую нам представляются несовершенными, которые кажутся нам неприятными, в чём-то они нас ущемляют, мешают. Но если мы постараемся всё-таки и при этих немощах ближних любить их, постараемся расширить своё сердце и принять человека таким, какой он есть, то потихоньку заповедь о любви будет и в наших сердцах сиять, сиять как солнце.

Дай Господь исполнить эту заповедь, потому что мы, действительно, не видим Бога, и как можно говорить, что «я люблю Бога», если при этом ненавижу ближнего своего? Если ты ненавидишь ближнего — это как динамит, на котором ты сидишь, и в конечном итоге он взорвет тебя самого, и ты сам от этого пострадаешь. И только любовь чистая и бескорыстная несёт человеку счастье. Дай Господь всем нам стяжать эту любовь, силу и Духа Святого, о котором говорит Иоанн Богослов.

А на этом мы завершаем рассмотрение четвёртой главы, и с Божией помощью в следующий раз рассмотрим главу заключительную. Всего вам доброго!

Оставить комментарий