Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
(1Ин. 4:1-3)
Апостол предостерегает христиан от лжепророков. Говорит: не всякому духу верьте, не всё духовное хорошо. У нас есть в обычном разговорном языке слово «духовное», это хорошее слово. Вася – он очень духовный человек, он ест одну лишь травку и сидит в позе лотоса. А апостол говорит, что быть духовным – это не всегда хорошо, что сатана – он тоже дух. Мы живём в мире, где много разных духов, много разных духовных практик, много разных духовных изысканий. И апостол говорит, что далеко не все духи это хорошо. Можно быть духовным, и это может быть очень ужасно, потому что это может быть духом заблуждения. Как узнавать духа Божьего и духа заблуждения? Опять-таки, я помню, как я случайно включил телевизор, и там шла какая-то битва экстрасенсов. Тоже все очень духовные, в духовных мирах, в астралах летают постоянно. И как понять? Вот человек претендует на то, что он духовный, на то, что он в духовном мире оперирует.
Как понять, как относиться к подобным явлениям? Апостол говорит: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста. То есть дух от Бога исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти. И прежде всего апостол обличает здесь гностиков, которые отрицали реальность Боговоплощения. Они считали, что материя — это что-то в принципе злое, что-то порочное. И поэтому Иисус не мог иметь материального тела, а Его материальное тело было иллюзией. Еще этих еретиков называли докетами (от слова «докео» казаться). Мы бы назвали голограмма. Как это в кино бывает в научно-фантастических фильмах: является голограмма полупрозрачная и что-то вещает.
Апостол Иоанн подчёркивает, что Христос пришел во плоти, Он стал человеком. Но эти слова апостола имеют более широкое значение. В чём цель Святого Духа? В чём цель добрых духовных существ? В чём цель Ангелов? В том, чтобы привести нас к вечному спасению. Как они это делают? Приводя нас к вере в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, присоединяя нас к Его Церкви. То есть способ понять, что это за дух — это просто задаться вопросом: чего он хочет? Чего он от меня добивается? Куда он хочет меня привести? Хочет ли он меня привести в общение со Христом, в общение с Церковью Христовой? Исповедует ли он Иисуса Христа, пришедшего во плоти? Если нет, то стоит от этого духа держаться подальше. Вполне вероятно, что люди, которые претендуют на духовный опыт, они действительно его имеют. Вполне вероятно, что люди, которые претендуют на общение с духами, действительно с этими духами общаются. Но апостол нас предостерегает: это духи обмана, это ложные духи.
Мы знаем, что сейчас, особенно когда у человека есть духовные интересы, и это само по себе хорошо, он ищет контакта со сверхъестественным. Он ищет контакта с духовным миром. И бывает, что такие люди легко попадаются во всякие ловушки. Они занимаются тем, что Священное Писание резко порицает ещё далеко в Ветхом Завете. В восемнадцатой главе Книги Второзакония говорится, что не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь изгоняет их от лица твоего (Втор. 18:10-12).
То есть некоторые духовные практики могут быть очень даже духовными, но они отвратительны Богу. Ни в коем случае нельзя их совершать. Людям более менее понятно, когда речь идет о грехах против ближнего, воровстве, об убийстве. Людям иногда бывает трудно принять, что блуд – это тяжкий грех. Но когда речь идет о каких-то духовных практиках, иногда это непонятно. Ну а что, там же могут говорить этические, совершенно нормальные вещи, что надо всех любить, что надо проявлять терпение и прочие прекрасные качества. Как в этом может быть грех? Может быть грех, когда мы входим в какие-то духовные практики, которые уводят нас от Иисуса Христа. Это может быть греховной погибелью. А падшие духи не являются глупыми. Сатана не дурак, он умеет составить ловушку так, чтобы люди в неё попались. Причём иногда достаточно благонамеренные люди. Ни в коем случае не значит, что люди сознательно намерены общаться с бесами, вызывать дьявола. Нет конечно. Они ни в коем образе не являются намеренными демонопоклонниками. Они являются людьми, тяжелообманутыми. И вот апостол нас предостерегает, чтобы мы не имели дела с подобными духовными практиками. И апостол продолжает:
Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
(1Ин. 4:4-6)
Опять-таки, «нас» — это кого? Апостольскую Церковь, то есть апостолов и их приемников.
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
(1 Ин. 4:7-10)
Далее апостол увещевает к любви: мы будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. В греческом языке есть несколько слов, которые на русский переводятся как «любовь». Это «эрос», то есть любовь между мужчиной и женщиной. Это «филео», то есть дружеская привязанность. Это «сторге», то есть любовь родительская. И это «агапе», которая чаще всего употребляется в значении именно христианская любовь к людям, с которыми мы можем быть не связаны ни дружескими отношениями, ни семейными узами. Но мы любим их, потому что они принадлежат Иисусу Христу. Или даже просто, потому что Бог их сотворил, даже если это не христиане.
Если мы любим Иисуса Христа, мы любим тех, кто Его. Мы любим тех, кого Он призвал. Мы не видим непосредственно Иисуса Христа, но мы видим Его людей, мы видим Церковь. И мы можем проявить нашу любовь к Иисусу Христу, проявляя любовь к Церкви.
И далее апостол произносит свои знаменитые слова: Бог есть любовь. Эти слова интересно слышать в разных контекстах. Я слышал, как их приписывают Льву Николаевичу Толстому. Я слышал, как их приписывают каким-то индейским учителям. Но на самом деле, конечно, это Библия, это апостол Иоанн.
Почему апостол Иоанн уверен, что Бог есть любовь? Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего. То есть любовь Божия к нам открылась в Иисусе Христе. И апостол, видя это, восклицает, что Бог есть любовь. Не просто, что Бог любящий, не просто, что Бог милосердный, но что Бог есть любовь по Своей природе. Святая Троица есть любовь. И нам это открылось в Иисусе Христе.
Высшая реальность, которая есть в этом мире — это любовь. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Не мы заслужили любовь Бога, не мы как-то расположили Бога к нам. Нет, именно Бог возлюбил нас, именно Его инициатива. Мы только отвечаем на Его любовь. И апостол продолжает:
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
(1 Ин. 4:11-14)
Мы находимся в Божией семье. И мы окружены Божией любовью, эта любовь естественным образом проявляется в том, что мы любим других людей. Иногда так бывает: человек понимает, что других людей заповедано любить, он это понимает на уровне воли, он пытается это как-то делать, но у него это не получается. Почему? Потому что источник нашей любовь к другим людям — это любовь Божия к нам самим. Мы должны довериться и поверить, что Бог нас любит. Бог нас любит. Бог нас не бросит. Мы можем быть в этом абсолютно уверены. Бог нас терпит, и к нам снисходит. Бог послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа, чтобы искупить наши грехи, каждого из нас. Каждый из нас дорог Богу, каждый из нас драгоценен в Его очах. Тут конечно нужно большое дерзновение, большая вера, поверить в то, что мы так любимы. И когда мы решаемся, это начинает проявляться в нашем поведении, в нашем отношении к другим людям.
И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
(1 Ин. 4:14-16)
Апостол называет несколько критериев подлинной веры. В чем проявляется подлинная вера? Она проявляется в исповедании: кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий. Она проявляется в соблюдении заповедей. И она проявляется в любви к братьям.
Он говорит: мы уверовали в любовь Божию. Любовь Божия — это не то, что мы можем непосредственно иногда переживать. Иногда мы от неё как-то закрываемся, то есть не значит, что мы постоянно испытываем какие-то небесные утешения. Мы их можем не испытывать по разным причинам, но мы должны верить в любовь Божию, именно полагаться на то, что это истина.
Представьте себе семью, где женщина замужем за идеальным мужем, который её любит, который о ней заботится, который никогда не бросит, который за неё умер и воскрес. И представьте себе, что эта жена испытывает какие-то сомнения. Ей иногда кажется, что он её не любит. Ей иногда кажется, что она может быть некрасивая, глупая женщина, и на самом деле он её не любит; она что-нибудь сделает, может быть суп пересолит, и он её выгонит окончательно. Но эти приступы паники, которые происходят в её голове, не имеют отношения к реальности. На самом деле она замужем за мужчиной, который её любит и никогда не бросит. Это не зависит от того, что она боится, не имеет к нему достаточной веры. Он её не бросит никогда. И она должна поверить, довериться ему, прекратить оскорблять его неверием.
Так и мы в отношениях с Богом должны поверить в то, что Бог нас любит. У нас могут быть разные помыслы. Наше лукавое, испорченное греховное сердце Богу не доверяет. Оно доверяет кому угодно, но не Богу. Мы испытываем какое-то внутреннее сопротивление, когда мы пытаемся довериться Богу. Но вера — это именно решение, которое мы принимаем, веровать в эту любовь Божию. Как апостол Иоанн говорит: «Мы уверовали в любовь Божию. Мы просто полагаемся на то, что Бог нас любит». Это такой факт о реальности, самый важный факт в мире, что Бог нас любит. Сознаём мы это, или не сознаём мы это. Чувствуем, или не чувствуем это. Даже когда мы пребываем в растерянности, даже когда мы пребываем в унынии, даже когда мы испытываем острое отвращение к себе, Бог нас любит неизменно.
Бог есть любовь. Ещё раз провозглашает апостол:
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
(1 Ин. 4:16-18)
Святой авва Дорофей говорит о трех ступенях духовного возрастания. Что первоначально человек служит Богу как раб, то есть боится наказания. Потом он служит Богу как наемник, в ожидании награды. И наконец он служит Богу как сын, из любви и почтения к Отцу. И именно этого от нас Бог хочет. Как говорит Господь в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои Заповеди».
Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что если бы мы любили Бога, как должно любить, мы бы боялись не геенны, мы бы боялись оскорбить Бога. Мы бы понимали, что оскорбить Бога — тяжелее геенны. И поэтому в любви нет страха, в смысле страха за себя, страха подвергнуться наказанию, но есть страх оскорбить Бога.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
(1 Ин. 4:18-19)
Бог уже нас любит. Мы не должны зарабатывать, добиваться, пытаться получить Его любовь, Он уже нас любит. Но мы должны ответить на это своей любовью.
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20)
В нашей жизни Христос присутствует в наших ближних. Это постоянно провозглашает Писание, Предание. Мы это видим и в наставлениях святых. То, как мы относимся к своим ближним, так мы относимся и к Богу. Таково наше подлинное отношение ко Христу. В двадцать пятой главе Евангелия от Матфея в притче о Страшном Суде Господь отождествляет Себя с малыми сими: То, что вы сделали для малых сих, то вы сделали и не сделали для Меня. И наше подлинное отношение к Богу проявляется в нашем отношении к людям. И конечно же эти люди не безгрешны. Конечно же эти люди могут вызывать наше раздражение. Конечно же эти люди могут нас задевать, могут быть нам неприятны. Или даже могут всерьёз какие-то обиды нам наносить, но мы должны их любить любовью Божией. Потому что любовь Божия — то, что превосходит наше естественное отношение. Да, мы обычно любим людей, которые к нам относятся хорошо. Тех, которые нас чем-то зацепили, мы избегаем, или наоборот с ними ругаемся. Но Божия любовь преодолевает немощи и недостатки наших ближних.
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1 Ин. 4:21)
Наша любовь к Богу проявляется в том, что мы любим нашего брата. Он послан нам Христом, чтобы мы проявили нашу любовь к нему. В том, что конечно наш брат, в отличие от Христа не является безгрешным и чем-то нам может быть неприятен, но мы должны проявить нашу любовь к Богу именно тем, что мы проявляем нашу любовь к брату.