Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Мы - дети Божьи, пишет апостол Иоанн. О всех верующих всегда есть попечение, а кроме того дети могут иметь наследство от отца. Какое же наследство могут получить христиане от Отца?
Это вечные блага Бога, к которым мы все можем стать причастниками. Читает и комментирует священник Валерий Духанин.
Дорогие друзья, мы продолжаем рассматривать первое соборное послание апостола Иоанна Богослова. И сегодня на библейском портале Экзегет мы вместе читаем третью главу.
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
(1 Ин. 3:1)
Дорогие друзья, какая удивительная вещь — апостол Иоанн говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Мы — чада Божии, и значит, чего нам бояться? Прочь все фобии, страхи, какие-то переживания. Напрасно мы что-то в уме своём пережевываем, о чём-то волнуемся, потому что мы — дети Божьи, это значит, мы всегда находимся в Божьих руках. Господь ведёт нас по жизни, как отец ведёт ребёнка — о нас всегда есть попечение. И это Бого-сыновство выражается ещё в чем?
Дети — всегда наследники, а в чём наследство в данном случае? Бог — вечен, Бог — премудр, свят, Он обладает неизреченными благами, и все эти блага Он предлагает и нам как чадам — быть причастниками Его вечного царства, Его премудрости, Его благости, Его света и святости. И в этом и выражается его удивительная неизреченная любовь. Но к великому сожалению, Мир «не знает нас», потому что «не познал Его». И хотим мы этого или нет, но покуда Мир будет жить по началам богопротивным, он так и не будет понимать христианства. Христиане будут представляться как какие-то чудаки, которые прощают, готовы претерпевать удары, отдавать, молятся за врагов своих, желают добра тем, кто делал зло. Но в итоге Мир и проигрывает, потому что в этой злобе уничтожает себя. А христианство пребывает, потому что живёт светом Христовым. И вот апостол Иоанн продолжает.
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
(1 Ин. 3:2)
Это — самое сокровенное свидетельство апостола Иоанна Богослова о нашем будущем, о том к чему мы призваны. И призван каждый человек, если говорить богословски, — к обожению, а если сказать по-простому, — к теснейшему единению, к родству с Господом. И в будущей жизни тем, кто хранит себя в чистоте, Господь откроется Сам как есть. Подобно тому, как зеркало, которое обращено к солнцу, само отражает в себе солнце, вот так и христиане становятся подобными Богу, отражают в себе Господа и начинают сиять светом божественной благодати.
Прекрасно это описано в беседе с Мотовиловым преподобного Серафима Саровского. Мотовилов вспоминает, как преподобный Серафим просиял благодатью Святого Духа, и говорит: «Вот представьте в середине солнца в самой блистательной яркости его лучей лицо человека с вами разговаривающего», то есть лицо преподобного Серафима сияло этим неизреченным божественным светом. И каждый из нас призван стать причастником этого света. Но откроется это только в будущей жизни, и мы даже не знаем всей полноты тех вечных неизреченных благ, к которым нас призывает Господь. Но ради этих благ стоит потерпеть здесь.
И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
(1 Ин. 3:3)
Это — очень простая истина: для того чтобы быть с Чистым, надо самому быть чистым. Как ты войдёшь в грязном рубище на торжество вечного праздника? Как ты там будешь себя чувствовать, если внутренне будешь совершенно чужд этой чистоте, этой святости. Для того чтобы быть с Господом, надо быть чистым. И очень простое правило: старайся очищать себя, как только ты заметил в себе грех, как только ты увидел, что в чём-то преткнулся. Старайся тут же покаянно молиться, очищаться, чтобы быть вместе с Господом, который чист. Ибо с Богом, с Его неизреченной чистотой может пребывать только чистая душа. Апостол Иоанн в этой связи приоткрывает нам тайну греха; в чем она заключается? Он говорит.
Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
(1 Ин. 3:4)
Грех — это страшная катастрофа, это разрушение богоустановленного порядка. Представим, например, прекрасный цветок, в котором есть живительные силы. Этот цветок существует, потому что Господь вложил в него законы развития, красоты. И кто-то начинает его топтать, издеваться, растаптывает, втаптывает его в грязь. Вот это — и есть беззакония, то есть нарушение данных Богом законов. Как рыба не может существовать без воды: если её вырвать из воды, из привычной для неё среды, которая Богом ей дана, — то она начинает задыхаться. Так и человек, совершая грех, оказывается вырван из духовной среды, теряет причастность к Святому Духу и начинает внутренне задыхаться, потому что он лишён уже духовных основ. В этом смысле грех — есть беззаконие как нарушение духовных законов, тех законов, которые дал нам Господь. И всякое такое беззаконие завершается катастрофой, почему и стоит этого избегать.
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
(1 Ин. 3:5)
Очень трудно выразить в простых словах то, что содеял для нас Господь. Но если представить, что любящий тебя отец, который для тебя всё, вдруг берёт твои какие-то проступки на себя и начинает за них страдать. Он несёт на себе страдания за твои собственные грехи, и через это спасает тебя. Вот на это и пошёл наш Господь, который будучи без греха, пострадал за наши грехи и для того, чтобы мы были чисты от греха. И, конечно, горе нам, если мы этого не ценим, если мы это попираем в какую-то грязь, потому что как мы можем взглянуть на Господа в будущей жизни?!
Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
(1 Ин. 3:6-8)
Апостол Иоанн Богослов часто противопоставляет понятия: свет и тьма, любовь и ненависть, Бог и дьявол, жизнь и смерть. И путь неправды — это всегда путь к смерти, а путь правды — это путь к вечной жизни. Апостол Павел говорит даже о том, что пребывающий в Нём, то есть пребывающий в Боге, не согрешает. На определенном этапе духовной жизни у христианина вырабатывается своего рода духовный иммунитет, он чувствует насколько грех противен и мерзок и уже даже не хочется слышать о грехе. То, что когда-то в дохристианской языческой жизни тебя привлекало и услаждало, теперь становится отталкивающим, потому что по сути является мерзким и отвратительным.
Такое духовное преображение должно происходить в жизни каждого христианина. Наглядным примером этого является прекрасная книга святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», где он описывает опыт своей внутренней жизни, и как он преодолевал подступающие греховные искушения. И для святого Иоанна Кронштадтского грех становился уже совершенно неприемлем и чужд, — уже даже малые какие-то искушения лишали его внутреннего мира, потому что совесть его была чиста.
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1 Ин. 3:9-12)
Святой Иоанн Богослов прежде всего призывает к очень простому правилу: стараться всегда делать правду. Живёшь ты — не обманывай, не лги, не лицемерь. Старайся поступать по правде в самых своих простых будничных ситуациях, чтобы внутри никогда не было никакой раздвоенности, никакого лицемерия, чтобы внутри твоё сердце не ущемлялось твоей же собственной неправдой. Старайся поступать по правде, и ты будешь близок к Богу, который есть высшая правда. Это — первое требование. А второе — то, чтобы мы любили друг друга. Потому что где любовь, там и вечная жизнь, ибо сам Бог — есть Любовь, и в Нём заключается вечная жизнь.
Но в качестве отрицательного примера приводится Каин, который по словам Иоанна Богослова, «был от лукавого и убил брата своего». Каин — первый рождённый от Адамы и Евы ребёнок — к великому сожалению, стал допускать в себе помыслы от лукавого, и священное писание приоткрывает нам, что Каин завидовал своему брату Авелю. Потому что у Авеля душа была открыта навстречу Богу, навстречу близким. И Авель поэтому был преисполнен большей радости, большего мира. А Каин, видя что Господь принимает жертву Авеля, преисполнился зависти и убил его. Это итог принятия злого помысла — когда ты становишься исполнителем воли дьявола и в итоге доходишь до самого страшного. Вот так всякая ненависть невольно влечёт к человекоубийству, и всякая душевная греховная страсть может повлечь за собой видимое страшное преступление.
Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
(1 Ин. 3:13-15)
В нашей жизни присутствуют два противоположных друг другу состояния — любовь или ненависть. Как собственно сама жизнь — вечная жизнь или вечная смерть. Ненависть — это всегда продолжение дела Каина, это всегда тяготение к убийству. А почему так? Потому что тот, кто ненавидит, он и не хочет даже видеть другого человека — того, кого он ненавидит. Он хочет, чтобы того как бы и вовсе не было. То есть ненавидящий в каком-то смысле отнимает у другого право на жизнь. И на духовном уровне ненавидящий становится убийцей. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной в Нём пребывающей. Жизнь вечная — это есть причастность к Господу. Потому что только от Бога и подаётся нам вечная жизнь. А чтобы причастным быть этой жизни, нужно, конечно же, приобщиться любви Божией — тому, что Господь принёс в наш Мир.
Святой апостол в своих святых строках продолжает.
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?
(1 Ин. 3:17)
В этих словах, во-первых, апостол Иоанн приоткрывает саму суть подлинной любви. Истинная любовь — она всегда жертвенна, и эту жертвенную любовь нам явил Господь Иисус Христос. Потому что Он положил за нас свою душу, Он взял на себя наши грехи, искупил их своими страданиями. И христианин — это тот, кто поступает по образу Христа. Для того, чтобы мир преобразился евангельским благовестием, мы должны тоже полагать души за своих братьев, иначе любви просто не будет в мире. А если не будет любви, то не будет света, не будет жизни, и всё растворится в какой-то взаимной вражде, все уничтожат друг друга.
Второе, о чём говорит апостол Иоанн Богослов, — это то, что жертвенная любовь не достигается просто и быстро, к ней нужно ещё взойти. Путь к любви жертвенной на самом деле пролегает через ежедневное доброделание, через помощь нуждающимся. Апостол говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?». Как можешь говорить ты о жертвенной любви, если ты не помогаешь самому близкому тебе человеку, находящемуся в нужде.
Как часто бывает: мы что-то обещаем, но не выполняем. Мы вроде бы намечаем помочь какому-то своему близкому, но потом думаем, что у нас нет сил, нет времени, да и желание пропадает. И очень быстро мы закрываем своё сердце. Если мы поступаем так, то никогда в нас не будет сиять любовь Христова, жертвенная любовь. Чтобы прийти к жертвенной любви Христовой, нужно помогать в нуждах своим близким, в ежедневных простых будничных делах. Иначе никогда не стяжать нам любви Божией.
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
(1 Ин. 3:18)
Подлинная любовь — она не на словах. Много можно говорить о любви, но подлинная любовь подтверждается только делами. И к этому нас призывает апостол Иоанн Богослов.
И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
(1 Ин. 3:19-20)
Апостол Иоанн открывает удивительную вещь... Дело в том, что нам зачастую подсказывает наше сердце как правильно поступать, и в данном случае под сердцем подразумевается совесть. Совесть пребывает в нашем сердце, и сердце, во-первых, изобличает наши проступки, наши грехи. Сердце подсказывает, как нам правильно поступить в той или иной ситуации. Если мы хотим исполнить волю Божию, то нужно прислушиваться к своей собственной совести, вглядываться в своё собственное сердце. Потому что совесть — есть голос Божий. Если нас осуждает наше собственное сердце, то тем более Бог, который «больше сердца нашего и знает все».
То есть в каком-то смысле сердце — это индикатор, который созвучен воле Божией. Нужно только стремиться содержать в чистоте своё сердце, свою совесть. Нечистое сердце перестаёт подсказывать, а сердце чистое становится прекрасным подсказчиком, так что порой не нужны и книги, чтобы узнать а как поступить, не нарушая волю Божию. Ты просто старайся очищать свою совесть, а сама совесть тебе будет подсказывать, как правильно тебе поступить.
Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
(1 Ин. 3:21-22)
Очень часто люди спрашивают: какая молитва получает исполнение, как молиться так, чтобы получить просимое. И апостол Иоанн даёт на это ответ: если ты хочешь, чтобы молитва твоя была исполнена, то есть чтобы иметь дерзновение пред Богом — нужно, конечно, чтобы наше сердце не осуждало нас. Это значит, что нам надо хранить в чистоте своё сердце — постоянно смотреть, в чём мы преткнулись, постоянно вглядываться в свою совесть, чтобы искоренять даже на мысленном уровне самые мелкие, казалось бы, подступающие соблазны.
Есть такое хорошее правило — какая исповедь является правильной. Исповедоваться и каяться надо именно в том, в чём стыдно признаться, но в чём изобличает нас наша совесть. Если мы научимся такому покаянию — не бояться исповедоваться и каяться в том, в чём стыдно признаться, — то мы и будем очищать свою совесть, и обретём внутренний мир. И тогда взойдём к этому дерзновению к Богу и чего не попросим — получим от него.
Добавляется, правда, ещё одно условие, «потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним». По большому счёту только человек, верный Богу, сподобляется исполнению своих молитв. Если ты всё время отворачиваешься от Бога, если ты всё время бегаешь от него, то как же хочешь, чтобы Господь исполнил твою просьбу. Постарайся хотя бы в малом явить верность Господу, и тогда твои самые малые просьбы будут исполнены.
А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
(1 Ин. 3:23).
Здесь, наверное, вкратце излагается суть всего христианства. Во-первых, это — вера во Христа как Сына Божьего, Который воплотился. Пришёл на Землю, чтобы разрушить дела дьявола, чтобы спасти нас от наших грехов. И во-вторых это — любовь, любовь друг к другу, как он заповедал нам. Потому что, если мы будем ненавидеть друг друга, то где же Христос? Как мы будем со Христом, если всё время пребываем в какой-то глупой вражде?
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
(1 Ин. 3:24)
Дух, который Спаситель дал христианам, это — и есть дух любви. Но вот по толкованию преподобного Симеона Нового Богослова в данном случае под любовью подразумевается Святой Дух. Господь ниспослал его ученикам, и Святой Дух пребывает в Церкви. И если посмотреть на книгу Деяний, то мы увидим, что апостолы, будучи преображены Святым Духом, уже являли людям удивительную неизреченную любовь.
В первых христианских общинах эта любовь сияла чистейшим светом, и на протяжении всей истории те христиане, которые били причастны Святому Духу, они сподоблялись и удивительной любви к ближним. Такая любовь свидетельствует, что человек един с Господом. Как говорит апостол Иоанн «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том».
Вот это и есть сокровенная цель христианской жизни — обожение, единение с Господом, Который наглядно предстаёт как единение в духе любви. А в некоторых сокровенных случаях проявляется как сияние неизреченного божественного света, как мы упомянули в отношении преподобного Серафима Саровского. И к стяжанию этого духовного света призван, дорогие братья и сестры, каждый из нас.
На этом сегодня мы завершаем рассматривать третью главу 1-го соборного послания Иоанна Богослова, чтобы продолжить нашу беседу в следующий раз на библейском портале Экзегет.