1-е послание Иоанна. Глава 2. - Валерий Духанин протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

1-е послание Иоанна. Глава 2.

Валерий Духанин протоиерей 1-е послание Иоанна. Глава 2.
Эпизод в Библии:

Во 2-й главе затрагивается большая тема - греха и искупления. Апостол Иоанн увещевает своих духовных чад в том, чтобы хранить себя от греха. Согрешившим же богодухновенный автор напоминает о том, что любой из нас, благодаря ходатайству Христа, может изгладить любой свой грех. Лектор разбирает особенности слова "утешитель" в греческом тексте послания.

Познание же Господа происходит через соблюдение заповедей Христовых. Так совершается Божья любовь. Эти глубокие истины духовной жизни разбирает и комментирует священник Валерий Духанин.

(1 Ин. 2:1)

Дорогие друзья, апостол Иоанн обращается трогательной фразой «дети мои». Именно так сам Спаситель обращался на Тайной Вечере к своим ученикам — это наиболее близкое тёплое обращение к тем, кто особенно дорог. И апостол увещает нас: «Сие пишу, чтобы вы не согрешили». А почему так? Потому что всякий грех — это ловушка, это яма, в которую если упадёшь — переломаешь себе всё.

Многие люди, прожив долгую жизнь, вспоминают и говорят: «Лучше бы я не допускал такого-то греха или такого-то падения». И всю жизнь они носят в себе печать предыдущих падений, которые можно было вовремя избежать. А нужно то всего лишь прислушаться к словам апостола Иоанна Богослова, чтобы хранить себя от греха. Но надо признать, что мы люди немощные, и зачастую, хотим мы или не хотим, всё равно претыкаемся. И в этом случае, как говорит апостол: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем Иисуса Христа праведника». Благодаря Господу Иисусу Христу — абсолютному праведнику — мы имеем возможность изгладить любой свой грех.

Спаситель называется здесь «ходатаем», и в ходатаи всегда избираются самые достойные люди. Согласитесь, чтобы ходатайствовать за преступников, нельзя самому быть преступником, и кто будет верить подельнику, который пытается ходатайствовать за своих друзей преступников? Все мы — грешники, все мы — преступники, и за нас ходатайствует Господь Иисус Христос. Причём в этих строках по гречески «ходатай» употребляется то же самое слово, что и в Евангелии от Иоанна прилагаемое к Святому Духу, который называется «утешителем». То есть Спаситель — ходатай-утешитель, Он несёт подлинное утешение, потому что помогает нам преодолевать наши грехи. И апостол Иоанн продолжает.

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

(1 Ин. 2:2)

Мы с вами знаем, что в Таинстве Покаяния благодаря раскаянию отпускаются грехи. Но на самом деле всегда надо помнить, что грехи прощаются не только за счёт того, что мы каемся, что мы испытываем сокрушение, исповедуемся в наших грехах. Грехи прощаются, прежде всего, за счёт того, что они искуплены кровью Господа Иисуса Христа. Только потому что Спаситель пролил кровь за наши грехи, поэтому грехи и очищаются нам в таинстве покаяния, когда мы сокрушаемся и исповедуемся.

Спаситель, действительно, стал умилостивлением за грехи всего Мира, абсолютной правдой Божией. Апостол Иоанн говорит — не только за наши, но и за грехи всего Мира. Это значит, что когда-бы ни жил человек, в какое время, в каком бы месте, какие бы ни совершал грехи, если он обращается к Спасителю, то любой его грех может быть изглажен.

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.

Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;

а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

(1 Ин. 2:3-6)

Вот удивительные слова! Речь идёт о познании Христа, «что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». Но прежде всего надо что вспомнить? Что на библейском языке «познать что-либо» или «познать кого-либо» — это не значит получить какое-то рассудочное интеллектуальное представление. Познание на библейском языке означает глубокое личностное приобщение. Допустим, если в Священном Писании написано «познать грех» — это значит, действительно, согрешить, вкусить грех, познать грех как личное прегрешение. Познать любовь — значит самому быть причастным любви. И, соответственно, познать Бога — означает личностно приобщиться Господа.

Поэтому в этих строках о познании Христа говорится о нашем глубоком внутреннем приобщении Ему. А как узнать, что мы Ему приобщаемся? А именно из того, что мы соблюдаем Его заповеди. Если мы совершенно даже не пытаемся соблюдать заповеди Христовы, то тем самым показываем, что мы посторонние для Господа Иисуса Христа, и что Его Слово для нас совершенно ничего не значит.

Познание Христа — это путь исполнения Его заповеди. Аостол Иоанн Богослов пытается нам показать, что христианство —это не рассудочное интеллектуальное представление о Христе. А христианство — это путь опытный, это путь духовной жизни, когда ты исполняешь добродетели, исполняешь заповеди, а через это твоё сердце все ближе и ближе становится ко Господу. А «кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась».

Удивительная такая вещь, что чем ближе человек к Богу, чем больше он соблюдает заповеди Божии, тем всё больше в нём начинает сиять любовь, и другие люди тянутся к нему. Как тянулись к блаженной Матроне Московской, как тянулись к преподобному Серафиму Саровскому, или преподобному Сергию Радонежскому — потому что в них чувствовалась удивительная любовь, а эта любовь исходила из их причастности к Господу. Т.о есть они эту любовь черпали от любви Божией. Так как раз исполняются слова апостола: «кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась». Это чувствуется в реальной жизни, если мы соприкасаемся с людьми благодатными, с теми кто живёт во Христе. И дальше апостол Иоанн Богослов продолжает.

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

(1 Ин. 2:7-8)

Дорогие братья и сестры, что же это за такая заповедь, которая новая, в то же время она древняя? Это — заповедь о любви, она является древней. Почему? Потому что ещё в Ветхом Завете она предписывалась, и люди богоизбранного народа уже имели такую заповедь о любви к ближним, о том чтобы оказывать милосердие, быть снисходительными. И заповедь о любви к Богу тоже присутствовала. Кроме того, заповедь эта древняя, потому что она начертана на скрижалях нашего сердца. И сама наша совесть нам всё время подсказывает, что исходить в наших поступках надо из любви, — не из ненависти, не из эгоизма, — а из любви.

Но насколько стар этот Мир, настолько старым древним является попрание этой заповеди. И только в Новом Завете эта заповедь обретает новую силу, потому что во всей полноте заповедь о любви была исполнена Господом Иисусом Христом. Спаситель эту заповедь явил на примере своей жизни. И что не знал Ветхий Завет, что даёт нам Спаситель? То, что любовь — это не просто любовь к ближним, а это — любовь к врагам, даже к тем, кто тебя ненавидит, кто тебя распинает, притесняет, а ты всё равно любишь его и желаешь вечного спасения. Вот эту именно новую заповедь, потому что о любви к врагам мы не встретим в заповеди древнее время.

Новой она является, потому что Господь обновляет наше естество и даёт нам духовную силу через благодать святого Духа самим обновиться и исполнять эту заповедь. Поэтому апостол Иоанн говорит: «Притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас». А что является истинной в Боге? А именно то, что Бог — есть любовь. Если мы будем исходить из любви, если мы будем поступать по любви, то это тоже будет отражать истинность человека, его подлинную природу — то, к чему изначально мы предназначены. Чтобы развить эту мысль, апостол Иоанн Богослов предлагает нам такое практическое применение, как нам относиться к этой заповеди.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

(1 Ин. 2:9-11)

Давайте вспомним самих себя: когда мы кого-то вдруг возненавидели, у нас вспыхивает внутри ярость, негодование, возмущение. И мы, действительно, в этот момент находимся как в каком-то ослеплении, во тьме — мы сами не видим и не знаем куда идём. То есть у нас закрывается свет жизни. В такой ситуации можно наделать самых опрометчивых поступков, о которых человек впоследствии очень сильно пожалеет. И по большому счёту апостол Иоанн Богослов в словах, где он рассуждает о свете и тьме, о любви и ненависти — он вообще выражает тайну спасения и тайну гибели человеческой души.

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме». Это значит, что если в тебе постоянно преобладает ненависть, как противоположность любви, то как же ты будешь в вечной жизни с Богом, Который есть Любовь? С Богом, Который есть Любовь, можно быть только тем, кто сами хранят в себе любовь. А если в тебе антипод любви, то есть ненависть, то ты чужд света и идёшь во тьму. Это противопоставление света — как любви тьмы, как ненависти — является выражением противопоставления рая и ада. Либо мы идём по пути ко спасению, созидая в себе любовь и преодолевая свои злобные чувства, раскаиваясь в этом, прося у Бога сил; либо мы погрязаем в негативных эмоциях, в злобном отношении к ближним, ко всем вокруг — и тогда мы губим свою душу и ниспадаем в тьму ада.

Апостол Иоанн Богослов продолжает.

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

(1 Ин. 2:12-14)

В этих словах апостол Иоанн Богослов обращается к разным категориям христиан. Здесь разные возрасты: и телесные, и духовные. И одно дело — это дети, которые не поднялись до каких-то высот в богословии, но и они по искренней своей вере сподобляются прощения грехов ради имени Его, ради имени Христова. Отроки уже познают Бога как Небесного Отца, для которого каждый человек — это возлюбленное чадо. Юноши — это такой возраст, в котором пробуждаются страсти, и юный возраст призывается к победе, к преодолению этих страстей.

Как апостол Иоанн обращается к юношам — в идеале так и должно быть: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого». То есть в юном возрасте наступает очень много соблазнов, и мы призываемся уже юном возрасте являть духовную силу, чтобы преодолевать все поступающие искушения.

И, конечно, на высоте такого духовного возрастания находятся отцы. Кстати, в этой связи интересна бывает полемика с протестантами, которые говорят, что никого нельзя называть отцами, потому что Спаситель сказал: только один у вас Отец, Который на небесах. Но тем не менее апостол Иоанн Богослов употребляет это наименование. Он говорит: «Пишу вам, отцы» и «Я написал вам, отцы». Это обращение вполне приемлемо — оно является, конечно, наименованием тех, кто преуспел, кто, действительно, становится чадом Бога Отца. В отношении таких отцов апостол Иоанн говорит, что они «познали Сущего от начала». То есть они не просто познали Бога как Отца, а уже проникли в тайны созерцания, постигая безначальность Божию, Его неизреченность, Его предвечный божественный свет, тем самым приобщаясь к Богу как Сущему, существующему от Начала.

После этого апостол Иоанн призывает всех нас.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

(1 Ин. 2:15-17).»

Что подразумевается под словом «мир», который не стоит любить? Под словом «мир» в Священном писании и в собрании святых отцов подразумевается собрание человеческих страстей, каких-то греховных низменных влечений, которые все сосредоточены в нашем земном чувственном мире. И тот, кто обращён ко всему этому земному, тот не может возвести очи ввысь, и поэтому «кто любит мир, в том нет любви Отчей».

Апостол приоткрывает нам суть этого Мира. Все что в Мире — это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Три таких направления греховного стремления человека. «Похоть плоти» — это что такое? Вся чувственность, вся греховная чувственность: это блудные грехи, это чревоугодие, все то, что предстаёт как очевидная такая порочность, простирающаяся в сфере нашей испорченной телесной природы. «Похоть очей» — это всё то, что мы готовы своими очами поглотить. Это любопытство человеческое, это постоянное осуждение, потому что человек смотрит глазами, выискивает за что бы осудить другого человека. Это зависть, когда человек увидел нечто, чего у него самого нет, и начинает исполняться какими-то греховными помыслами замыслами. «Похоть очей» — это на самом деле та страсть, искушение, которое поразило ещё Еву в Раю. Её соблазнял змей, и Ева увидела, что запретный плод сладок, прекрасен на вид и он вожделен, потому что даёт знание. Вот это вожделение, которое через глаза проникает в душу, — и есть «похоть очей».

Ну а «гордость житейская» — это такая всепоглощающая страсть, когда человек везде пытается утвердить самого себя, вообще во всем. Он пытается побольше накопить, чтобы его житейский быт был наполнен какими-то богатствами, он пытается утвердиться на Земле за счёт самых грубых материальных благ. «Гордость житейская» — это, в том числе, утверждение своего имиджа среди окружающих людей, чтобы показать себя лучше, чем ты есть на самом деле, чтобы везде отстаивать своё мнимое достоинство, свою как бы во всем правоту. И везде за такими стремлениями присутствует несгибаемое «Я» человека. Вот эта несгибаемость личного Я — это и есть «гордость житейская», которая весьма распространена.

Такая Вавилонская башня. Ну, а конец каков? Человек, конечно, оказывается без Бога. А будучи без Бога, он лишает себя вечной жизни. Как говорит апостол Иоанн: «Это не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его». Вот она, страшная правда: как бы ни пытался человек себя утвердить, застолбить то, что он достиг в этой земной жизни, выставить рубежи своей мощи земной — он не может ничего этого сохранить. Всё пролетает молниеносно, ещё в течение жизни он много чего теряет, ну а старость наступает незаметно, потом приходит смерть. Человек даже не видел: а прожил ли он вообще, а жил ли он, и смог ли он насытиться жизнью. Мир проходит очень стремительно, и все страсти человеческие и похоть его, как говорит апостол, — всё это рушится. Оказывается, что душа посвятила себя какой-то пустоте. И только исполняющий волю Божию пребывает вовек, потому что он стяжал главное сокровище — Божию благодать. Он пребывает вместе с Господом.

Апостол Иоанн Богослов далее предупреждает нас.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.

Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.

(1 Ин. 2:18-20)

Речь идёт о том, что, хотим мы того или не хотим, но в христианство вкрадываются личности, которые к самому христианству относятся корыстно — как к некоему средству, чтобы людей привлечь лично к себе. Все многочисленные секты возникали именно за счёт того, что появляется маленький такой антихрист, который ставит себя на место какого-то невероятного гуру, из себя изображает, что он всё знает, всё может открыть. И люди попадают в тоталитарные секты, которые перечислять, я думаю, не имеет смысла. Все такие лжеучители, ересиархи — древние и новые — это предтечи будущего антихриста, который поставит себя на место Христа. А эти мелкие антихристы, каждый в меру своих греховных сил, пытаются оттягивать людей от Церкви и препятствуют их спасению.

Но вот святой апостол произносит удивительные слова: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все». О чем идёт речь? В древности в ветхозаветные времена помазание употреблялось в отношении царей, пророков и первосвященников. Это было видимым выражением схождения благодати Божией на данного человека — как некое призвание к новому служению: царскому, пророческому или первосвященническому. А в евангельское время именно Спаситель стал подлинным Божиим помазанником и собственно имя Христос и переводится как «помазанник». Вспомним, что при крещении на Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя. И тем самым Евангелие свидетельствует, что на Христе пребывают дары Святого Духа, полнота даров. Он есть — единственный подлинный истинный Помазанник.

А мы, христиане, носим имя Христово, и как Христос — помазанник, так и каждый христианин, в каком-то смысле, тоже является помазанником. Потому что помазан благодатью Святого Духа, данной как в Таинстве Крещения, так и особенно в Таинстве Миропомазания. Святое миро по приемству от самих апостолов хранит в себе благодать Святого Духа. Апостол поэтому и говорит: «вы имеете помазание от Святаго и знаете все». Эта благодать Святого Духа, пребывающая в церкви через помазание всех православных христиан, — она хранит в церкви подлинное знание и способность различать истину от лжи, правду от обмана. Поэтому такие предостережения в отношении антихристов предлагает нам апостол Иоанн — всё это хранится в церковном предании, и церковь является носительницей истины. В этом смысле мы знаем всё. Не на индивидуальном уровне, а этим знанием обладает Церковь, к которой мы приобщаемся.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

(1 Ин. 2:21-23)

Иногда возникает вопрос о спасительности других религий: буддизма, ислама, индуизма. Но всё-таки будем прислушиваться к апостолу Иоанну Богослову, который говорит, что «отвергающий Сына, не имеет и Отца». Невозможно прийти к Богу Отцу, отвергая Его сына, Сына Божия, который снизошёл в наш грешный земной мир, сам стал Человеком и даровал нам благовестие, Евангелие. Спастись без Сына Божия, без Евангелия, невозможно, «а исповедующий Сына имеет и Отца».

Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

(1 Ин. 2:24-25)

Апостол фактически говорит о священном придании, которое хранится в Церкви, передаётся из века в век. Это было слышно от начала, и это сохранится до скончания века — и этому нужно оставаться верными. То есть не нужно фантазировать, что-то измышлять для спасения человеческого. Всё, что необходимо для спасения нашей души, уже есть в Церкви и нужно только приобщаться к этому.

Апостол ещё раз напоминает:

Это я написал вам об обольщающих вас.

(1 Ин. 2:26)

То есть о тех, кто пытается отвести от священного предания Церкви.

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

(1 Ин. 2:27)

Каждому христианину в Таинствах, прежде всего в Крещении и Миропомазании, даётся благодать Святого Духа,. И эта благодать способна просветить наш ум, даровать нам мудрость. Но чтобы быть достойными этого, нужно очищать своё сердце и очищать свою мысль. Это познание всего, которое дарует помазание от святого, — оно наиболее присутствует в людях чистых, в людях святых. Вот как блаженная Матрона Московская, мы упоминали ее, — к ней приходили самые разные люди и получали ответы на все вопросы. А почему так? А потому что она хранила в себе вот это помазание от святого, и благодать Святого Духа просвещала ее ум.

Или преподобный Паисий Святогорец, который, в общем-то, не учился ни в каких семинариях-академиях, он не имел высшего образования, вёл вроде бы очень простую жизнь, — но у него получали ответы на вопросы самые разные люди: и ученые и простые, старые и молодые, все, кто приходил, получали разрешение их жизненной ситуации. Потому что именно святые люди в чистоте хранят это помазание благодати Святого Духа.

И завершает апостол Иоанн Богослов свою главу так.

Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

(1 Ин. 2:28-29)

Мы ожидаем грядущего Христа, который явится уже на Суд . И мы призываемся к тому, чтобы иметь дерзновение и не постыдится перед Ним в пришествие Его. Но не постыдится только тот, кто подобен Господу Иисусу Христу по своей духовной жизни. Вот как говорит апостол: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него». То есть каждый христианин, который старается следовать по пути праведности, через это обретает рождение от Бога, становится сыном Божиим. Дай, Господь, нам всем этого достичь и постараться исполнять то, о чём говорит нам апостол Иоанн Богослов.

На этом мы завершаем рассмотрение второй главы 1-го соборного послания апостола Иоанна Богослова. И с Божьей помощью в следующий раз мы рассмотрим третью главу.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий