yandex

1-е послание Иоанна. Глава 1. - Валерий Духанин протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

1-е послание Иоанна. Глава 1.

Валерий Духанин протоиерей 1-е послание Иоанна. Глава 1.
Эпизод в Библии:

Примерное описание лекции:

Библия отсылает нас к предвечным началам. Главное свидетельство Писание - свидетельство о Слове Жизни, о Логосе. Писания апостола Иоанна Богослова устремлены к самым высоким тайнам богословия. Таково и первое соборное послание. Его читает и комментирует священник Валерий Духанин.

Дорогие друзья, мы будем с вами читать и обсуждать первое соборное послание апостола Иоанна Богослова на библейском портале Экзегет. Но прежде всего хочется сказать, что Священное Писание открывает нам удивительные вещи. Вообще, Библия обращает наш взор к самым истокам человеческого существования. Ветхий Завет, если мы откроем книгу Бытия, начинается с истоков тварного мира. «Вначале сотворил Бог небо и землю», — читаем мы. Т.е. Ветхий Завет даёт нам понимание того, как именно произошёл видимый нами Мир, он произошёл от Бога.

А вот Новый Завет, если мы откроем Евангелие от Иоанна, обращается уже к истокам нетварным — к изначальному, предвечному бытию. Вспомним эти строки: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Евангелист Иоанн постоянно отсылает нас к этому предвечному началу, т.е. к пресвятой Троице: Богу Отцу, Сыну и Святому духу. И его первые соборные послания начинаются так.

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни.

(1 Ин. 1:1)

Евангелист Иоанн говорит, как раз о том, что было от начала. От самого начала был Господь Бог, и самое главное свидетельство апостолов и святого Иоанна Богослова — это свидетельство о Слове Жизни. Так называется сам Господь Иисус Христос. Если мы откроем греческий подлинник Нового Завета, то слово звучит как «logos». И это имя прилагалось к сыну Божию не случайно. Это имя не было придумано апостолом Иоанном Богословом. Оно было открыто ему свыше.

В книге Апокалипсис мы читаем о том, как апостол Иоанн видит отверстые небеса и всадника на белом коне. Этот всадник увенчан многими диадемами, и одежды его обагрены кровью, и имя ему — Слово Божие. Слово Божие или «Божественный Логос» по гречески, так он именуется, — это одно из имён Господа Иисуса Христа. А почему именно такое имя? В человеческой жизни наше слово рождается от нашего ума, т.е. наше слово это выражение нашей мысли, как-бы воплощение нашей мысли. И в пресвятой Троице Сын Божий рождается предвечно от Бога Отца как от божественного ума. Поэтому, именуя сына Божьего Логосом или Словом, мы тем самым в каком-то смысле выражаем троичную тайну, тайну предвечного рождения сына Божия от Бога отца.

...ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,

(1 Ин. 1:2)

Вот апостолы, удивительное дело, — они не были философами, они не были людьми учеными, они — простые рыбаки. Но в чем сила проповеди христианства? Именно в том, что апостолы выступали как очевидцы, как непосредственные свидетели явившегося на земле сына Божия. И апостол Иоанн об этом говорит, что мы «видели своими очами», мы «рассматривали», и даже «осязали руки наши». Действительно, ведь апостолы настолько тесно соприкасались со Христом, что они его и видели, и слышали, и когда теснил народ, они находились рядом, они прикасались непосредственно к Господу Иисусу Христу.

Они провели с ним все дни его общественной проповеди — три с половиной года, когда Спаситель проповедовал. И не было больше людей, которые настолько были бы близки Спасителю. Поэтому их слово — слово непосредственных очевидцев и свидетелей, и, что важно, свидетелей Воскресения Христова. Именно после Воскресения, вспомним апостола Фому, ему было дано прикоснуться к ранам Спасителя, осязать.

Апостолы говорят о том, что их проповедь основана не на каких-то измышлениях, не на теоретических рациональных построениях, а на непосредственном свидетельстве. Они говорят о том, что непосредственно видели. И цель этой проповеди — возвестить вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Бог, собственно, и есть — жизнь, полнота жизни, жизнь бесконечная. Эта жизнь явилась во Христе на Земле. Сын Божий воплотился, принял человеческое естество, и, тем самым, Он нам, людям, дарует бессмертную бесконечную вечную жизнь. Но чтобы приобщиться этой жизни, нужно приобщиться к самому Христу.

...о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

(1 Ин. 1:3)

Апостол хочет, чтобы мы имели с ним общение, а через общение были причастны самому Господу Иисусу Христу. И, наверное, тайна церкви и тайна земного бытия церкви как раз и заключается в том, что будучи на Земле, мы становимся общниками божественной жизни. Это очень трудно передать словами, каким-то человеческим языком. Но те люди, которые стараются внимательно вести духовную жизнь и причащаться святых тайн, участвуют в Литургии — соприкасаются с действительно божественной неизреченной жизнью, которая преображает весь Мир. И это стало возможным благодаря апостолам и благодаря нашему общению с апостолами, и благодаря традиции, которая идёт от апостолов.

И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

(1 Ин. 1:4)

Христианство несёт радость. И, действительно, когда мы преодолеваем какие-то свои грехи, когда удаётся побеждать страсти с Божьей помощью, то внутри вдруг рождается удивительная радость — сердце сияет, и ты испытываешь такую необыкновенную лёгкость сердца. И радуешься. Эта радость преисполняет душу, потому что Божья благодать несёт собою радость. Христианин, по большому счету, — это человек, который приобщается подлинной радости. Не тлетворной, — когда мы пытаемся наполнить себя какими-то суррогатами земного, такого мирского, страстного, веселья, — а той чистой радостью, которая рождается в очищенном сердце.

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

(1 Ин. 1:5)

Апостол Иоанн выражает самую суть своего благовестия, не зря он назван «богословом». И, действительно, одно из главных свидетельств Евангелия заключается в том, что Бог — есть свет. И, как говорит апостол, — это благовестие, которое мы слышали от него, слышали от Христа. Возможно, речь идёт о так называемых аграфах. Аграфы — это не записанные в Евангелии изречения Спасителя, которые сохранялись в древней христианской традиции.

Допустим, в книге Деяний апостол Павел упоминает слова Христа «блаженнее давать, нежели принимать». В Евангелии мы не встретим этих слов, но Спаситель очень много проповедовал, благовествовал, и, конечно же, не всё из того апостолы и евангелисты могли записать. Возможно, Спаситель также произнёс и благовестие о том, что «Бог есть свет...». А может быть, в данном случае апостол Иоанн перелагает слова самого Христа, который говорил: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме». Если выключить наш искусственный электрический свет, то жизнь в городах очень быстро замрёт: погаснут лампочки, потухнут все квартиры, разморозятся холодильники, остановится общественный транспорт, и мы будем испытывать огромные затруднения. А если погаснет свет солнца, тварного светила, то прекратится какая-либо жизнь на Земле.

Тем более, если мы говорим о вот этом изначальном божественном свете, о свете, который сотворил мир видимый и невидимый. Без Бога как истинного света не могут существовать ни ангелы, ни люди. Бог — есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. И когда человек приобщается к Богу, когда он испытывает, ощущает присутствие Божие, то душу наполняет вот этот, удивительный, неизреченный свет. Конечно, все мы люди немощные грешные, но, может быть, кто-то имеет такой опыт...

Допустим, ты долгое время страдал от какого-то греха, какой-то страсти, от которой не мог освободиться, и потом, благодаря очень искренней, чистосердечной исповеди, удалось освободиться от этого греха. То всякий раз после такой духовной победы душу озаряет удивительный неизреченный свет. Свет и радость — вот то, что сопутствует духовному преображению человека, потому что Бог — и есть Свет. И это наименование Света — оно выражает божественное Всесовершенство, и Мудрость, и Благость Божию, Его Всеведение, Вездеприсутствие. Он освещает наш Мир, он согревает нас своей заботой, и он попаляет наши грехи, когда мы в этом каемся. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», то есть какая-либо тьма, какое-либо зло произошли не от Бога.

Бгословы и философы пришли к правильному выводу, что зло как таковое не имеет своей сущности, а зло — есть умаление добра или оскудение добра. Также как тьма — это отсутствие света, или холод — это отсутствие тепла. Так и зло — это отсутствие добра. Если ты не делаешь добро, то ты неизбежно скатываешься в эту тьму, ты неизбежно погружаешься во зло. То есть Господь призывает нас, конечно, к такой духовной активности, чтобы мы приобщились к Его неизреченному свету. И вот что далее пишет апостол Иоанн Богослов.

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине.

(1 Ин. 1:6)

Если ты называешь себя христианином, но живешь как язычник, то слова твои — ложь. Если ты носишь нательный крестик, но при этом как змея шипишь на своих ближних, кусаешься, отравляешь их ядом, то в чем же здесь христианство?! И твоё христианство оказывается лживым. Вот об этом говорит апостол Иоанн Богослов — живя во тьме, мы становимся чужды свету Христову, и наша жизнь становится ложью.

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

(1 Ин. 1:7)

В данном случае речь идёт о том, чтобы быть подобными Христу. Христос — есть Свет, пришедший в этот Мир. И для того чтобы быть причастным Христу, нужно являть свет в своей жизни. Нужно хотя бы в самых небольших поступках делать добро, очищать свои мысли, чтобы свет наполнял твой внутренний мир, и изливался вовне, озаряя жизнь добром. Апостол Иоанн Богослов говорит, что только в том случае, если мы «ходим во свете подобно как Он во свете», мы имеем общение друг с другом.

В общем-то, если посмотреть практически на нашу реальную жизнь, то злые люди, как правило, очень быстро теряют общение с ближними. Когда ты ругаешься, скандалишь, выражаешь свою нетерпимость, то вряд ли с тобой захочет кто-то общаться, и так вот быстро рушатся связи человеческие. Только на основе добра и света можно выстраивать общение с ближними. Это — единственное, что может созидать нашу жизнь, и к этому призывают нас соборные послания апостола Иоанна Богослова. А далее святой апостол свидетельствует вот о чем.

Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

(1 Ин. 1:8)

Казалось бы, такой парадокс, и, может быть, покажется даже противоречием. Только что апостол говорил, что нужно ходить во свете, но тут же он нас, так сказать, приземляет, опускает на землю, и говорит, что все мы имеем какие-то грехи. И, если мы говорим, что не имеем греха, то мы обманываем самих себя. Как это понять?

А понять это можно следующим образом, и святые отцы приводят такой образ... Когда в доме полный мрак, когда окна закрыты, и свет не проникает внутрь, то совершенно ничего не видно, и невозможно разобрать всего того хлама, который валяется на полу. Ничего не видать, потому что темно. А когда отворяются ставни на окнах, и свет проникает внутрь, мы можем увидеть, какой здесь беспорядок, и сколько надо трудиться, чтобы всё разобрать. При свете, проникающем через окно, видны бывают даже пылинки, плавающие в воздухе.

То есть во свете, который подаётся нам от Бога, мы можем увидеть свои собственные грехи. А когда ты не идёшь к Богу, не стараешься пролить свет внутрь своей души, то ты не видишь в себе даже самых страшных грехов, преступлений. Не видишь своей озлобленности, своей страшной гордыни; не видишь того, что ты постоянно осуждаешь всех вокруг, что тебе всё время всё не так. У тебя нет и малого терпения, и, привыкнув к этим грехам, тебе кажется, что грехов никаких нет.

И только когда ты начинаешь делать шаги к Богу, ко Христу, то в свете Христова Евангелия можешь увидеть, как, оказывается, много всего безобразного внутри твоей души, и сколько надо очищать, исправлять, созидать. Чем ближе мы к Богу, тем больше мы видим свои немощи и недостатки; а если говорим, что не имеем греха, то обманываем сами себя. Вот это — очевидная истина, о которой и говорит нам как раз святой Иоанн Богослов. Но тут же он подаёт нам надежду.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

(1 Ин. 1:9-10)

В начале поясним последние слова. Что значит «если говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживым»? Дело в том, что Спаситель пришёл в Мир спасти всех, поскольку все погрязли во грехах. Бог Отец посылает своего Сына для искупления нашего грешного Мира. А если мы говорим, что у нас нет никаких грехов, и мы не нуждаемся в искуплении, то тем самым мы как-бы пытаемся сказать, что Бог напрасно посылал своего Сына для нашего искупления, т.к. нас вовсе не нужно от чего-либо спасать. Вот, в этом смысле, каждый такой заблуждающийся человек как бы представляет Бога лживым. Конечно же, такой человек согрешает против самого себя.

И самое главное, что хочет сказать Иоанн Богослов, — это то что, если мы исповедуем грехи наши, то Он, то есть Господь, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды. В данных словах речь идёт именно об исповеди, потому что исповедь существует с I-го века. Это не просто внутреннее сожаление о допущенном проступке, о том что «ну, вот зря я так поступил» и «вот живу дальше так». А это именно исповедание — это выражение словесное своих внутренних неправд, своего конкретного греха. Потому что в греческом подлиннике Евангелие и соборное послание были написаны по-гречески, и слово исповедовать — «ομολογούμε» — означает конкретное выражение вовне каких-то очевидных истин.

Например, в Евангелии Спаситель говорил: «Кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и я перед лицом Отца Моего небесного» (Матф. 10:32). Для обозначения слова «исповедание», упоминается тот самый глагол «ομολογούμε». То есть оно предполагает конкретное произнесение вслух исповедания веры во Христа. Не просто внутренние признание, как многие говорят, что я в душе христианин, у меня Бог в душе, а вовне этого никак не выражают. Христианство требует, конечно же, очевидного такого исповедания. И когда речь идёт о нашем духовном исправлении, об освобождении от грехов, то апостол Иоанн говорит о необходимости исповеди, о том, чтобы мы исповедовали грехи наши.

И тогда Господь, будучи праведен и верен, простит нам грехи наши, и очистит от всякой неправды. Вот это — удивительное обетование, которое даёт надежду любому грешнику; а, по большому счёту, все мы грешники. Но через исповедание грехов и через прощение мы обретаем ту удивительную радость, о которой благовествует святой Иоанн. И мы приобщаемся к божественному свету, о котором благовествует святой Иоанн, потому что: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».

На этом, дорогие друзья, мы завершаем рассматривать первую главу первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова. И с Божьей помощью продолжим нашу беседу в следующий раз на библейском портале Экзегет.

Оставить комментарий