Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». (1 Ин. 1:1-4)
Это послание св. апостола Иоанна, любимого ученика Господа. Оно начинается с провозглашения апостольского свидетельства. На чем вообще основана наша вера?
Разные учения, разные доктрины, разные представления о мире имеются в различных источниках. Какие-то из них основаны на рассуждениях мудрых людей, - например, на рассуждениях Платона. Платонизм – это рассуждения Платона и последующих его учеников. Буддизм - это учение, которое выдвинул Гаутама Будда.
В чем резкое отличие именно Евангелия? Оно стоит на свидетельстве об определенных событиях, которые произошли во внешнем физическом мире. Речь идет не о том, что людям было видение, или люди пережили мистический опыт, или долго размышляли и пришли к каким-то выводам. Речь идет о конкретных событиях, которые произошли в истории.
Апостол Иоанн подчеркивает, что: «мы видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни». Под «Словом жизни» апостол, конечно, имеет в виду Господа нашего Иисуса Христа. И апостол подчеркивает, что свидетельствует о лично пережитом им опыте, т.е. не о видениях и откровениях, хотя им есть место, конечно, в Божьем замысле, не о каких-то своих собственных рассуждениях, но о том, что он лично видел Воскресшего Господа.
Св. Иоанн Богослов говорит:
«Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин. 1:2).
Апостолы являются свидетелями Воскресения Господа. Таким образом, наша вера стоит на свидетельстве апостолов. Тут нам стоит немножко остановиться и задуматься: насколько глубоко достоверно это свидетельство?
Есть большая область науки – библеистика, которая изучает Новый Завет просто как сборник исторических документов. Библеистами бывают христиане, бывают иудеи, бывают атеисты – т.е. люди самых разных воззрений.
Они подходят к Библии просто как к набору текстов (а не как к Священному тексту), как к определенному набору исторических документов, возникших в определенное время, который они истолковывают.
Историки изучают на основании этих документов историю ранней церкви, как она возникла. Все специалисты в этой области - и верующие, и неверующие, сходятся в едином мнении– Иисус Христос как историческая личность существовал несомненно.
В Советском Союзе Иисус Христос отрицался как существовавшая историческая личность. И есть некоторые упорные атеисты, которые настаивают на том, что Иисуса вообще не было. Но те атеисты, которые разбираются в вопросе, не сомневаются в существовании Христа как исторической личности.
Например, неверующий библеист, Парт Эрмон, написал целую книжку: «А был ли Иисус?», чтобы объяснить своим неверующим собратьям, что Иисус был, и отрицать Его существование – антинаучно и нелепо.
Второе, с чем все согласны – у Иисуса были ученики. Иисус был распят. После Его смерти Его ученики стали горячо проповедовать, возвещать, что Он воскрес из мертвых. Это историческая канва, в которой никто не сомневается – ни христиане, ни нехристиане – все, кто внимательно исследует новозаветное свидетельство.
При этом, конечно, атеисты, неверующие люди, не принимают этого свидетельства апостолов, говоря, что мы не знаем, что там было, но, конечно же, чудес на свете не бывает, Христос не воскресал. Но все согласны, что апостолы проповедовали Воскресение Иисуса Христа, что есть группа людей, которая возвещала, что их недавно казненный Учитель на самом деле воскрес из мертвых. Это то, что мы знаем на уровне истории, не на уровне веры.
Вера – это когда мы принимаем свидетельство апостолов. У нас есть основания, чтобы принимать их свидетельство. Какие основания? У нас есть группа людей, которые возвещают, что они видели Воскресшего. Либо они говорят правду, либо неправду. Если они говорят неправду – то они или знают об этом (сознательный обман), или не знают.
Если это сознательный обман, то это так называемая «теория заговора»: апостолы сговорились намеренно лгать о том, что Христос воскрес. Эта версия впервые появляется в конце Евангелия от Матфея - «Его ученики, придя ночью, украли (тело) Его, пока мы спали» (Мф.28:13). И время от времени появляются различные теории заговора, но все они разбиваются об одну важную причину – отсутствие мотивации.
Обычно люди составляют заговоры, чтобы добиться власти, могущества, отомстить врагам, т.е. добиться каких-то понятных результатов. Всё, чего добились апостолы – гонения и преследования. Большинство из них умерли насильственной смертью.
Второй сокрушительный аргумент против теории заговора – есть такая немецкая поговорка: «что знают двое, то знает и свинья». Мы бы по-русски сказали «знает всякая собака». Всегда найдется кто-то, кто всех сдаст. Особенно перед лицом преследований, гонений, найдется человек, который проболтается. Поэтому теория заговора никем не принимается всерьез в настоящий момент.
Те, кто не хочет верить, предпочитают верить, что явления Воскресшего Иисуса апостолам были галлюцинациями. Это привиделось апостолам, они были в большом шоке после смерти Своего Учителя. Они испытывали чувство вины и стыда за то, что разбежались, они напряженно ожидали Его, и Он им привиделся.
Но из Священного Писания мы видим, что апостолы не были в напряженном ожидании Воскресения Христа, - ничего подобного, они даже не поверили сначала, когда им возвестили об этом жены-мироносицы.
И самая главная проблема с теорией галлюцинаций – куда делось тело? Ведь эта теория предполагает, что апостолы не лгали сознательно, это всё им привиделось. Но чтобы «не привиделось» - им достаточно было прийти к гробнице Господа, чтобы увидеть, что тело там лежит и Он остаётся мертвым.
Таким образом, теория галлюцинаций тоже сталкивается с огромными затруднениями. Хотя бы то обстоятельство, как в известном мультфильме «Каникулы в Простоквашино»: «с ума сходят поодиночке, это только гриппом все вместе болеют». Что апостолы начали галлюцинировать все вместе, группой, - это неправдоподобно.
Единственное правдоподобное объяснение – апостолы говорят правду, они видели Воскресшего Господа. Об этом нам возвещает апостол Иоанн:
«Мы видели и свидетельствуем, которая была у Отца и явилась нам,- о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы…
С какой целью он всё это возвещает, зачем это всё говорит? Христос воскрес, что из этого следует?
«Чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1Ин.1:2-3)
Проявление веры это общение с нами, т.е. с Апостольской Церковью. Это очень важный момент, потому что нередко бывает, что человек в принципе не спорит, в принципе согласен, что Христос воскрес, он не собирается ругаться на эту тему, как пламенные атеисты, - «ну ладно, воскрес, и оставим это».
Но чем это отличается от подлинной веры? Тем, что вера приводит к общению, как пишет апостол Иоанн, «с нами», т.е. с Апостольской Церковью, а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». (1 Ин.1:3)
То есть вера проявляется в общении с Церковью. Христос спасает нас в Церкви, а не как отдельно стоящих гордых одиночек. Христианство не существует без Церкви, и если мы читаем Новый Завет, то нам это достаточно очевидно.
Христианин – это всегда член Церкви, член христианской общины. Отдельно стоящего христианина, который ни с кем не пребывает в церковном общении, не бывает, это нонсенс, или нецерковное христианство, это противоречие в определениях.
«И сие пишем вам, чтобы ваша радость была совершенна» (1Ин.:4).
Апостол пишет так, потому что мы должны быть уверены, должны не сомневаться в том, что Христос воскрес из мертвых.
«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5).
Это очень важные слова, потому что религии мира, философские системы мира, ставят перед собой вопрос: какова высшая реальность? Что лежит в основании мироздания? Что существует на самом деле и является источником всего остального?
Атеисты-материалисты говорят о том, что первоисточник всего – это материя, которая бесконечно долгое время движется по неизменным законам природы, в ней развиваются слепые, стихийные, абсолютно бессмысленные процессы, и они в итоге приводят к появлению жизни, разума.
Разум возник случайно - в том смысле, что он не является чьим-то замыслом, никто не хотел, чтобы мы тут появились. Мы просто так возникли в результате действия каких-то слепых сил, как говорит известный атеист Ричард Докентс: «во Вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла – ничего, кроме слепого безжалостного безразличия». Так на мир смотрят атеисты.
Есть другие взгляды на мир, есть некоторые религиозные системы. Абсолют, который лежит в основании всего - внеморален, он является и созидателем, и разрушителем, как изображаются индуистские божества – они изображаются одновременно и созидателями, и разрушителями. Некоторые говорят, что представляют себе Бога, например, Аристотель, некоторые античные мыслители представляли бога, которому нет дела до мира, он погружен в размышления о самом себе, так как он сам - совершеннейшее совершенство, помышляет о совершенстве.
Апостол отвергает все эти представления, он говорит что «Бог есть свет». (1 Ин:1:5).
Бог, безусловно, нравственно благ. Бог абсолютно благ, абсолютно добр. Это очень важное возвещение, в том плане, что в основании реальности лежит бесконечная любовь, и милость, и благость Божия. Самое реальное, самое настоящее, что есть в этом мире – это любовь Божия.
Помню, я смотрел какой-то фильм, там один пресонаж, разбойник, говорит: «есть такая наука - философия: всё живое грызет друг друга». Действительно, для некоторых мировозррений фундаментом жизни является безжалостная конкуренция, выживание приспособленных. А любовь, милость, сострадание, человеческая солидарность – это какие-то побочные эффекты, это не укоренено в сути мироздания, это появляется очень поздно, и является сбоем в природной программе.
Библия говорит обратную вещь: первична Любовь, а грех, конкуренция, взаимная грызня - это есть результат удаления от этой Любви. А послание апостола Иоанна, когда мы его уразумеем, перевернет всю нашу жизнь. Апостол продолжает:
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( Ин.1:6-7).
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним». С кем? С первоисточником всякой любви, благости и милости, всего доброго и прекрасного. Еще дрвенегреческий мыслитель Платон говорил о триаде – Истина, Добро и Красота. Мы входим в общение с Первоисточником всякой истины, добра и красоты. Апостол говорит:
«Если мы ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.1:6).
Что значит ходить во тьме? Это значит - поступать как люди, пребывающие во тьме, как люди, которые руководствуются не Любовью Божией, а какими-то другими соображениями.
«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1 Ин.1 6-7)
То есть жертвенная смерть Господа очищает нас от всякого греха.
«Если ходим во Свете». «Ходить» – значит жить. Например, когда говорится что «Авраам ходил перед Богом» - это значит, что он жил перед Богом, знал, что над ним есть Бог и он Богу подотчётен.
Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин.1:8-10).
Апостол обращает внимание на то, что мы все грешны, и когда мы ходим во Свете, то это становится заметнее, ярче. Например, человек, который сидит в абсолютно темном, глухом подвале, может мечтать, что на нем белоснежный китель. Но когда появляется хотя бы тусклый невнятный свет, то он замечает, что китель не такой уж и белоснежный. А если он выйдет на яркий свет, на улицу, залитую солнцем, то обнаружит, что одет в грязные, вонючие лохмотья.
Так же происходит и с грехами. Человек, который находится во тьме, не видит своего греха, считает, что так и надо: если и убил кого-то – то только по делу. Злодеи, которые сидят в тюрьмах за тяжкие преступления, отбывают огромные сроки, как свидетельствуют тюремные психологи, психиатры, абсолютно не признают, что они сделали что-либо не так, считают, что их спровоцировали, обидели – «не надо было им дерзить, оказывать сопротивление». Это признак абсолютного злодея. Они считают себя ни в чем не виноватыми.
Один из самых страшных злодеев в истории человечества, Пол Пот, правитель Кампучии, погубил по разным данным от пятой части до трети своего населения. В эмиграции (он вынужден был бежать из страны) журналисты спросили у него: «не сожалеете ли вы о том, что столько людей погубили?» Он сказал: «нет, моя совесть чиста, я должен был так поступать, кругом были предатели, вьетнамцы хотели нас завоевать». То есть признак страшного злодея в том, что он себя страшным злодеем не считает. Признак обычного человека «средней плохости» – он иногда в состоянии признать: «да, я плохо поступил, мне стыдно, неловко, не надо было мне так делать». Святые люди – те, кто постоянно оплакивают свои грехи.
Помню, когда я был только новообращенным православным христианином, читал молитвослов, и у меня немножко вызывали недоверие слова: «молитва святого такого-то», а он плачет о том, какой он ужасный грешник. А потом я понял, что так и есть: святой, пребывающий во Свете, видит свои грехи более отчетливо, и признаком того, что человек находится во Свете, является познание своего греха.
«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8).
Мы на самом деле грешники, и должны этот факт о себе принять. Как мы должны на этот факт реагировать? Апостол говорит:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.:9).
Бывает обратное несчастье, обратное заблуждение - когда человек видит свои грехи и приходит по этому поводу в чрезмерное уныние или даже отчаяние. Такой человек должен просто поверить и положиться на слово Божие, которое содержит это обетование.
Обетование – одно из ключевых слов Священного Писания, которое означает обещание Бога. Бог обещает, что если человек принес грехи на исповедь, их исповедовал, какие бы они ни были тяжкие, ужасные, то Бог его простил, очистил от грехов и неправды. И если бесы приходят его смущать, приводить в уныние его прошлыми грехами, то человек должен смело вспомнить это обещание Бога. И апостол далее напоминает:
«Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин.1:10).
Поскольку Христос есть Спаситель грешников, то считающий себя безгрешным обесценивает жертву Христа. Христос за него не умирал, такой человек объявляет всё Евангелие ложным, не может быть христианином, пребывает в печальнейшем заблуждении.