Толкование на Псалтирь, Глава 89 , Афанасий Великий святитель

Автор Давид (у отдельных псалмов иные авторы), XIV-V вв. до Р.Х.,

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Афанасий Великий святитель
1Молитва Моисея, человека Божия.
Говорят, что Моисей, написав эту молитву, передал ее для хранения в тайне, чтобы люди последующих времен знали, как должно приносить им исповедание, когда впадут в напасти, какие постигнут их на последок времен, после непокорности их Господу и по совершении убийства. Но чтобы со временем молитва эта не предана была забвению, включили ее в число псалмов, и весьма кстати поместили после восемьдесят восьмого псалма, который изображает страдание Господне.
2Господи! Ты нам прибежище в род и род.
Желая преклонить Бога на милость, прилично начинает молитву воспоминанием многократно уже оказанных благодеяний. А как благодетельствовал Бог в каждом роде, можно видеть это всякому, обратив внимание на то, что было при Фараоне, что стало при Иисусе, и что было в Вавилоне.
3Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
Прежде даже горам не быти, и создатися земли. Поскольку, смотря на плоть Господню, почитали Господа простым человеком, и говорили: «тридцатилетнего1 возраста Ты не достиг еще, и Авраама ли еси видел» (57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?Ин. 8:57)? — а это самое, что не признали они Божества, и было наиболее причиною их падения: то исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он прежде всей твари и соприсущ Отцу.

Примечания

  • 1 Οὔπω τριάκοντα ἔτης γεγονας..., В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: πεντήκοντα ἔτη οὔπω ἔχεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17)
4Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
Не отврати человека во смирение. Этим начинается исповедание. Просит Псалмопевец Бога, чтобы и сам он обратился после того, как все народы призвал в познание истины. Ты рек, Владыко: возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша (22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.Иер. 3:22). Итак, поскольку мы обратились, не отврати нас во смирение.
5Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи.
Яко тысяща лет пред очи́ма Твоима, Господи. Разумеет время подзаконного служения, в которое наипаче процветали израильтяне, по сооружении Божественного храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады, бывшей после честного Креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествие Спасителя; потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них Солнце правды.
6Ты [как] наводнением уносишь их; они - [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Уничижения их ле́та будут. Яснее сказать: лета их, т. е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении; потому что стали они попранием для людей и демонов, как отрекшиеся от Искупившего и Спасающего их. Утро процветет и пре́йдет. Словом «утро» означает время бывшего им явления Христова на горе Синае; а словом «трава» изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть. На вечер отпадет, ожестеет и и́зсхнет. «Вечером» именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прошел цвет подзаконного служения, приведенный в «ожестение» обольщением непокорности.
7ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
Яко исчезохом гневом Твоим. Ясно возвещают бедствия, постигшие их за собственные их грехи. А это может быть применено и к иудеям, и ко всем людям; потому что весь род человеческий, в наказание за беззаконие свое, подвергся бедствиям и обуревается всякого рода треволнениями, а иудеи, за лукавство сердца своего, лишились свободы.
8Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
Положил еси беззакония наша пред Тобою. Не оставил Ты, говорит, без внимания беззаконий наших, потому что сами мы призвали их на главу нашу, сказав: «кровь Его на нас, и на чадех наших» (25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.Мф. 27:25). Век наш в просвещение лица Твоего. Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицом Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делалось у нас от начала до конца.
9Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Грех подвиг на нас гнев Твой; а гнев навел наказание; наказание же произвело болезни. Ибо в болезнях провели мы краткое время жизни нашей.
10Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
Ле́та наша яко паучина поучахуся. Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается. Дние лет наших в нихже седмьдесят лет Это подобно сказанному патриархом Иаковом: «малы и злы... дние мои: не достигоша во дни... отец моих» (9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.Быт. 47:9). Поэтому, хотя иные живут более сказанного времени; но это бывает с немногими. Здесь же показывает, что всего обыкновенные, и чему подлежит большая часть людей. Ибо, как не упомянул об умирающих преждевременно, так не сказал и о долговечных, кончающихся в глубокой старости. Впрочем, и краткое это время жизни исполнено болезни и трудов. Яко прии́де кротость на ны, и накажемся, потому что как бы мертвенна и ничтожна жизнь наша, и не знаем, что после этого будет с нами под державою Твоею. Поэтому, наказывай нас кротко. Ибо сказано «прии́де» вместо «да приидет». Просят же о том, чтобы принять им наказание чрез Христа, Который есть Отчая Десница. Потому и сказано (ст. 12)
11Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Десницу Твою тако скажи ми. Слово «скажи» относится к тому и другому, то есть, скажи нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это святые Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться.
13Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Исполнихомся заутра милости Твоея. Как бы достигнув уже того, о чем молились, говорят это; потому что и для них взойдет Солнце правды при скончании века этого.
15Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас, за лета, [в которые] мы видели бедствие.
16Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
И при́зри на рабы Твоя, и на дела́ Твоя. Сказано опять: «призри» вместо: «призрел», или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены.
17и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

И буди светлость Господа Бога нашего на нас.

Свет боговедения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми.

И дела́ рук наших исправи.

«Дела» — что по Закону; а «дело» — что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын.

И дело рук наших исправи

Или: «дела́» рук — отдельно взятые наши поступки, а «дело рук» — ведение, вследствие тех приобретаемое.