Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Заметка написана катехизатором и ведущим групп Андреем Черняком более 20 лет назад. Автор использует обозначение МГ (малые группы).
I. Попробую оттолкнуться от данной преподобным Серафимом формулировки цели духовной жизни: стяжание Духа Святого, Который есть Любовь. Любовь же не абстрактна, она личностна, любовь к конкретным личностям, проявляющаяся в конкретных помыслах, словах, поступках. Стяжание Духа Святого, т.е. возрастание в любви должно идти двумя путями: расширение (включение новых личностей в среду моей любви) и углубление (через познание другой личности, включение в ее проблемы). Осознание необходимости второго пути неизбежно приводит к появлению МГ. Именно МГ, с числом человек не более 12 – иначе происходит разделение внутри группы (возможно и без катастрофических последствий , но тем не менее противоречащее основной цели).
II. Итак, МГ – средство на пути стяжания любви. Любовь же нам не принадлежит, мы не можем «захотел – полюбил, захотел – не полюбил». Любовь дается от Бога. Поэтому необходима совместная молитва, причем молитва свободная, т.к. любовь предполагает творческую полноту самораскрытия личностей навстречу друг другу. Конечно, тут возможны широчайшие колебания в соотношении канонических молитв и молитв своими словами, – дело индивидуальное, – но важен принцип совместной свободной молитвы.
III. Условие успеха молитвы – «во имя Мое». Т.е. собрание на молитву не для решения своих проблем, но для общего решения проблем каждого и решения общих проблем. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Тем самым собрание становится собранием учеников Христовых и Он Сам оказывается посреди (Мф. 18:20). Тогда МГ уже не МГ, но Церковь, а совместная молитва – Богослужение. Тогда возникает верное отношение к собранию: не просто доброе отношение, высокая оценка, но – благоговение. Встреча требует от каждого подготовки, в том числе молитвенной (с индивидуальной молитвой всех типов – благодарственной, просительной, покаянной, медитативной…).
IV. Мф.7:21. Второе условие – исполнение воли Отца – предполагает знание этой воли, т.е. изучение Писания. Вариантов изучения – несчетное множество. Богослужебный характер всего собрания делает недопустимыми споры, многословие, самолюбование, легкомыслие и т.д., т.е. все, что разделяет, но допускает одобрение друг друга, диалоговые формы (типа «вопросы – ответы» и т.д.), юмор, т.е. все, что сближает.
V. Опасности, встающие перед МГ, всегда связаны с одним понятием – подмена.
VI. Несколько замечаний.