Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
1 глава, 2 глава, 3 глава, 4 глава, 5 глава, 6 глава, 7 глава, 8 глава, 9 глава, 10 глава, 11 глава, 12 глава, 13 глава, 14 глава, 15 глава, 16 глава
Перед вами краткое пособие, которое призвано помочь в проведении библейских кружков или бесед на приходах и воскресных школах Православной церкви. Цель пособия – дать канву для занятия и упростить подготовку ведущих.
Пособие основано на изучении Евангелия от Марка и состоит из 3-х основных блоков, которые повторяются в каждой главе, и нескольких дополнительных.
Первый блок – это пояснения незнакомых и устаревших слов. Эти пояснения затрагивают в основном исторические реалии времён Христа. Важно, чтобы значения трудных слов были понятны всем участникам разговора. Пояснения составлены с помощью Библейской энциклопедии арх. Никифора, словаря Брокгауза и других справочных изданий.
Второй блок всегда одинаковый – это напоминание «Обсудите главу». В группе может и должно родиться своё обсуждение евангельского текста. Это важно и необходимо потому, что неформальный, «не по схеме» разговор живо включает человека в рассмотрение Евангелия и размышление о нем.
Помощником к такому разговору является третий блок с постиховными вопросами, несущий основную смысловую нагрузку в этом пособии. Эти вопросы призваны разбудить интерес, заострить внимание на Слове Божьем, показать многогранность текста Священного Писания, побудить читателя изучать его и размышлять над ним. Мы намеренно отказались от приведения ответов или комментариев к этим вопросам, чтобы оставить этот благой труд самим упражняющимся в изучении Писания. Некоторые из этих вопросов предполагают работу со святоотеческими комментариями, иные – личное размышление. Содержание вопросов во многом ориентировано на новоначальных христиан. Разбор послужит научением основным понятиям Евангельской истории и православной веры.
Ведущий может выбрать и поставить те вопросы, которые наиболее интересны группе. Кроме того, блок с вопросами предлагает наглядное деление глав на эпизоды, что поможет быстро увидеть структуру текста и организовать последовательную беседу.
Для самых интересных, глубоких и трудных мест Евангелия мы предлагаем блок со святоотеческим комментарием, который разъясняет православное понимание таких отрывков. Кроме того, эти цитаты призваны показать красоту и силу святоотеческой мысли в их отношении к Писанию. Группа может дополнять беседу и другими комментариями Отцов Церкви и исследователей, которые наиболее интересны участникам.
Методичка составлена Александром Кондратенко, ведущим кружка на Валаамском подворье в Москве.
Св. Иоанн Златоуст: «Велика сила божественного Писания и велико богатство мыслей, сокрытое в словах его. Поэтому с тщанием внимая ему, мы должны много испытывать его, чтобы получить из него обильную пользу. Вот почему и Христос заповедал: «исследуйте Писания» (Ин.5:39), – чтобы мы не занимались только простым чтением его, но чтобы, исследуя глубину Писания, могли постигнуть истинный его смысл».
Из 37-ой беседы на книгу Бытия
Прочтите вместе 1-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 6. Акриды – род саранчи, которой питался Иоанн Креститель в пустыне. Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев. XI:21). Саранчу даже и в настоящее время употребляют в пищу во многих восточных странах, и это кушанье считается очень изящным, особенно если оно хорошо приготовлено.
Ст. 21 Синагога – собрания для общественных религиозных наставлений и богослужений. Первоначально, вероятно, иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного Римлянами было не менее 480 подобных зданий. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк. 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из евреев.
Ст 23. Книжники – они же законники. Законоучители (Лк. 5:17) составляли класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию Иудейского закона. На них же, по-видимому, лежала обязанность переписывать закон и во многих случаях решать вопросы, касающиеся закона, посему-то они назывались и книжниками (1 Езд. 7:6-11). Многие из законников состояли членами Синедриона. Их влияние на народ было очень велико, и они часто упоминаются под названием книжников вместе с первосвященниками и старейшинами народа Иудейского. Из сих Иудейских ученых были люди, конечно, достойные всякого уважения, как например Ездра – книжник, Гамалиил – законоучитель или Никодим – учитель Израилев, но большинство их было привязано к одним преданиям, не понимало духа закона и ложно толковало его, были слепыми вождями народа, и потому-то Господь Спаситель так часто и так сильно обличал их (Мф. 23).
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе могут возникнуть и свои вопросы, их важно не упускать.
Эпизоды главы
Ст. 1 Начало Евангелия…
Ст. 3 Проповедь Иоанна Крестителя
Ст. 9 Крещение Иисуса
Свт. Епифаний Кипрский: Господь пришел на Иордан и крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца все, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носил истинную плоть и есть истинный человек. Он не хотел преступить законы должного и отвечал Иоанну: "так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). По этой причине Он сошел в воды Крещения, но так, что этим даровал им несравненно больше, чем мог воспринять, не имея ни в чем нужды. Ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им некую особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам Крещения, облекаются этой сообщенной Его нисшествием силой и озаряются светом Его.
Ст. 14 Начало общественного служения Иисуса
Ст. 16 Призвание галилейских рыбаков
Ст. 21 В синагоге; изгнание духа нечистого
Стих для размышления
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Прочтите вместе 2-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 16. Фарисеи – известное религиозное течение, возникшее между иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история происхождения фарисеев неизвестна. Они имели притязание на необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т.п. дошедшие до них по преданию (Мф. 15:2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли на показ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (Мф. 6:2, 5).
Ст. 22. Мехи – древние сосуды для хранения вина и воды, сделанные из кож различных животных. Мехи или сосуды, употребляемые для нового вина, приготовлялись из самой свежей растяжимой кожи, чтобы они лучше могли выдержать процесс брожения вина. Старые мехи делались твердыми, сухими, дырявыми и при всяком давлении легко разрывались.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать - это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Исцеление и прощение расслабленного
Феофилакт Болгарский: Фарисеи исцеление тела, как действие видимое, почитали труднейшим, а врачевание души, как невидимое, - легчайшим, и рассуждали как бы так: вот обманщик, который отклоняет от себя исцеление тела, как дело очевидное, и врачует невидимую душу, говоря: «прощаются тебе грехи». Если б Он в самом деле мог исцелить, то, наверное, исцелил бы тело, а не стал бы прибегать к невидимому. Поэтому Спаситель, показывая им, что Он может совершить то и другое, говорит: что легче уврачевать, душу или тело? Без сомнения, тело; но вам кажется напротив.
Ст. 18 Вопрос о посте
Ст. 22 Мехи и вино
Ст. 23 Христос и суббота
Стих для размышления
суббота для человека, а не человек для субботы;
Прочтите вместе 3-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 6 Иродиане - у евангелистов иродиане представляются действующими вместе с фарисеями для уловления на словах и погубления Господа. Уже из самого названия их видно, что они действовали в пользу династии Ирода. Так как эта династия была многим обязана влиянию Рима, то можно думать, что и Иродиане особенно тяготели к Римскому правительству в противоположность чисто-Иудейской партии среди Евреев.
Ст. 22 Вельзевул - (от ивр. בעל זבוב — Бааль-Зевув, «повелитель мух»), в евангельском контексте синоним «дъявола».
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать - это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1-6 Исцеление сухорукого в субботу
Ст. 7-12 Исцеления множества людей
Ст. 13-19 Избрание двенадцати
Ст. 20-27 Хула на Духа Святого
Св. Василий Великий: Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, видно, что и ныне тот «хулит Духа Святого», кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям.
Ст. 31-35 Мать и братья Иисуса Христа
Стих для размышления
ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Особенности перевода
Ст. 6 Погубить - απολέσωσιν. (аполЭсосин). Это слово в современном русском языке отдалилось от значения “убить”, но в евангельском тексте имеется в виду именно это. Варианты перевода: губить, уничтожать, истреблять, разрушать, предавать смерти, терять.
Прочтите вместе 4-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 31. Зерно горчичное - семена горчицы по своему внешнему виду очень малы и мелки, и по своей мелкоте вошли даже в пословицу, так что когда Евреи хотели означить какую-либо малую вещь, говорили, что она как зерно горчичное.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать - это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Притча о сеятеле
Ст. 10 Для чего притчами?
Ст. 13 Объяснение притчи о сеятеле
Августин Блаженный: Вчера взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам. Я сказал: меняйтесь, пока есть возможность; вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник! Не имейте грубого сердца - в нем быстро угаснет Божие Слово! Не будьте мягкой почвой - в ней корень любви непрочен! Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом! Ведь сеет Господь, а мы - работники Его. Будьте доброй почвой!
Ст. 21 Притча о свече и мере
Ст. 26 Притча о посеве и всходах
Ст. 30 Притча о горчичном зерне
Ст. 35 Буря на море
Стих для размышления
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Прочтите вместе 5-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 9 Легион - отряд солдат в Римском войске, численностью 6-7 тысяч человек. Вероятно, число воинов в легионах в разные времена было различно, иногда больше, иногда меньше. Раввинисты слово “легион” употребляли для обозначения неопределенного множества. Бесы, изгнанные Господом из бесноватого в стране Гадаринской, по свидетельству Марка (Мк. 5:9) и Луки (Лк. 8:30), говорят о себе, что имя им “легион”, потому что их много. Иисус Христос говорит о двенадцати легионах ангелов, как о неопределенном множестве, составлявшем непреодолимую силу.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать - это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Cт. 1 Изгнание бесов.
Cт. 21 Исцеление кровоточивой
Ефрем Сирин: Итак, почему же Господь не открыл того, кто прикоснулся к Нему? Потому, что надлежало, чтобы сама исцеленная сделалась свидетельницей Врача, и чтобы та, которая явно исцелилась, дала свидетельство о силе, которая тайно исцелила ее. Господь не спешил свидетельствовать Сам о Себе, так как находился среди врагов Своих, но спокойно ожидал, пока (самое) дело, которое совершил, возвестит о Нем. И, таким образом, этим ожиданием и друзьям придал бодрости, и врагов обличил. Ибо когда, ожидая, обратил общее внимание на женщину, (тогда) друзья Его, как и враги, увидев ее, узнали, что это есть та самая женщина, которая докучала всем врачам, но и от всех врачей потерпела отягощение.
Ст. 22, 35 Воскрешение дочери Иаира
География
Ст. 1 Страна Гадаринская - область за Иорданом в Перес, на ю.-в. от Тивериады. Замечательную особенность Гадары составляют пещеры или гробы, в которых скрывался бесноватый, высеченные в известковом грунте и представляющие углубления различной величины с нишами по сторонам для помещения трупов. Нынешние жители также живут в означенных пещерах. Гадара принадлежала к Десятиградию и в первый раз упоминается у Флавия в числе городов, занятых Антиохом III Великим, царем Сирийским. Десятиградие было одним из немногих регионов, куда путешествовал Иисус, где языческое население составляло большинство.
Прочтите вместе 6-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 3 Братья Его - В Священном Писании братьями Иисуса прямо именуются следующие лица: Иаков, Иосия, Симон, Иуда (Мк. 6:3, Мф. 13:55). Несомненно, что их нельзя почитать детьми Пр. Девы Марии, потому что Она, давши обет девства на всю жизнь, пребыла девою и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Господа. Но это, по мнению одних, были дети Иосифа Обручника от первого его брака, а по мнению других, дети родной сестры Матери Господа, жены Клеопы, иначе называемого Алфеем (Ин. 19:25); таким образом это были двоюродные братья Господа Иисуса по Матери.
Ст. 14 Царь Ирод - сын Ирода Великого, иначе Сосипатр, управлявший Галилеею и Переею, четвертою частью Иудейского царства, и потому называвшийся четверовластником (Лк. 3:1). Он был сладострастен и беспечен, отнял у Филиппа, брата своего, жену Иродиаду, за что и был обличен Иоанном Крестителем (Мк. 6:18-20). Вероятно, для удовлетворения своему праздному любопытству, он желал видеть Господа Иисуса, слыша о делах Его (Лк. 9:7-9). Желание Ирода исполнилось: во время суда над Господом Пилат послал Его к Ироду, как жившего в его области; Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему. За свое домогательство царского достоинства, Ирод, вместе с беззаконною женою своею Иродиадою был сослан Римским императором Калигулой в заточение в г. Лион в Галлии.
Ст. 48 - Стража ночи. Так во времена Спасителя назывались четыре равных интервала приблизительно по 3 часа, на которые делилась ночь (вечер, полночь, пение петухов и утро).
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать - это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Второе отвержение Иисуса в Назарете
Ст. 6 Отправление двенадцати на проповедь
Ст. 14 Смерть Иоанна Крестителя
Ст. 30 Насыщение пяти тысяч
Амвросий Медиоланский: Итак, Он говорит им: Вы давайте им есть, - на что они ответили, что у них только пять хлебов. Какой смысл в том, что рядом с этим описываются страсти Иоанна, который, уже будучи мертв, изображается через слова Ирода? (Мк. 6:14-29) Не в том ли, что после падения закона пища Евангелия начинает вскармливать изголодавшиеся сердца людей? После исцеления страдавшей кровотечением, что была образом Церкви, после призвания на благовествование Царства Божия апостолов дается, наконец, пища небесной благодати. Однако смотри, кому она дается: не праздным, не городским, живущим при синагоге или в богатых домах, но тем, кто среди пустыни ищет Христа.
Ст. 45 Хождение по водам
Ст. 53 Исцеление больных в Геннисарете
Прочтите вместе 7-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 3 Ко́рван - жертвенный дар. Иисус обличает евреев в лицемерии, которое побуждало их говорить родителям: чем я мог бы помочь вам, или то, что вы могли бы получить от меня, — «корван» Богу, т.е. посвящено Ему. Согласно учению книжников, любой иудей мог заявить, что его собственность становится «жертвенным даром» Богу. Подобное заявление делалось в форме обета. Человек, давший такой обет, снимал с себя всякие обязательства впредь помогать другим. То, что его близкие могли бы получить от него, отныне посвящалось Богу. Такое заявление считалось обязывающим, хотя на практике за ним не всегда следовала передача собственности храму.
Ст. 26 Сирофиникиянка – женщина, родом из Финикии, страны, которая во времена Римского владычества, была частью провинции Сирия.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Предания старцев
Ст 14. Речь Христа к народу и вопрос учеников
Сформулируйте кратко, в чём суть разрыва в понимании почитания Бога у Христа и Его оппонентов и вопрошателей?
Ст. 23 - Беда Достопочтенный: Это высказывание - опровержение тех, кто полагает, будто злые мысли насылаются дьяволом, а не рождаются по нашей собственной воле. Дьявол может дурные мысли усиливать и разжигать, но не может быть их автором.
Ст 24. Исцеление дочери сирофиникиянки
Ефрем Сирин: Молчание Господа стало причиной еще более сильного вопля, который стал исходить из уст хананеянки. Он презрел ее молчанием, однако она не отстала. Он унизил ее словом, однако она не отступила. Он прославил презираемый ими Израиль, однако она не вознегодовала. Вновь смирив свою душу, она заново прославила Израиль: «Собаки, - говорит, - тоже едят от господ своих», - будто бы иудеи были господами народов. Также когда приблизились ученики Его, то просили, чтобы он прогнал ее от Себя… Она же ради пользы своей не устыдилась и имени собаки. За это Он сказал ей: «Велика вера твоя, о женщина!»
Ст 31. Исцеление глухого косноязычного.
Стих для размышления
ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
География
Ст 24. пределы Тирские и Сидонские. Островной укреплённый город древнего народа финикийцев, на территории современного Ливана. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис. 23:1, Иер. 25:22, Амос 1:9–10, Иез. 26:2 и др.). Был разрушен до основания Александром Македонским.
Сидон – город в 40 километрах от Тира.
Прочтите вместе 8-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 29 Ты Христос – слово «Христос» означает «помазанник» на греческом языке. Оно равнозначно еврейскому слову «Мессия». Поэтому, когда Пётр называет Иисуса Христом, в этом содержится признание Его мессианского служения и исполнение ветхозаветных пророчеств. Также смотрите Мк. 14:61.
Ст. 33 Сатана – еврейское слово, означающее противника и врага. В Св. Писании название это прилагается к дьяволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Употребление этого слова по отношению к Петру, означает то сатанинское искушение, которому подвергся ап. Петр.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Насыщение четырех тысяч
Ст. 11 Требование знамения с неба
Ст. 14 Разговор в лодке о хлебах и закваске фарисейской
Ст. 22 Исцеление слепого в Вифсаиде
Ст. 27 Исповедание Петра
Беда Достопочтенный: Нужно заметить, что Сам Господь Себя называет Сыном Человеческим, в то время как Нафанаил называет Его Сыном Божиим. Подобное находим и у других евангелистов. Они рассказывают, как Сам Господь спрашивает у учеников, за кого принимают люди Сына Человеческого. Петр ответил: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. И это различение произведено согласно домостроительству, чтобы показать, что, хотя у Посредника нашего Господа и Бога одна и та же природа - и как у Бога, и как у человека - Богочеловек, принявший на Себя человечность, соединяет ее - уже как человек - с силой вечного Божества в Себе. Первый показывает Свое уничижение, второй - величие.
Ст. 31 Предсказание о смерти, Воскресении и Втором пришествии
Стихи для размышления
кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Прочтите вместе 9-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 5 Ку́ща - легкая палатка из веток и листьев. В Иудее существовал «праздник кущей», являвшийся одним из 3-х главных религиозных празднеств Израиля. Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (см. Лев. 23:39-43). Так как праздник Кущей, как сказано выше, приходился осенью, по собрании всех плодов земных и когда весь народ был свободен, то празднество шло особенно весело.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 2 Преображение Иисуса Христа
Преображение – один из больших, двунадесятых церковных праздников (19 августа). Попробуйте рассмотреть богослужебный тропарь этого праздника – в чём он поясняет евангельский текст? Согласны ли вы с таким пояснением?
Тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы; / Податель света, слава Тебе!
Ст. 9 Вопрос учеников об Илие
Ст. 14 Исцеление бесноватого отрока
Ст. 30 Повторное предсказание о смерти и Воскресении
Ст. 33 Беседа о смирении
Ст. 42 Соблазны
Прочтите вместе 10-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 47 Иисус Назорей – порой Христа называли «Назореем», имея ввиду особый иудейский обет, который состоял в воздержании от вина, а также удалении от мертвых. Обет мог быть временным или пожизненным; до окончания обета человек не остригал волос. Обет завершался приношением жертвы в Иерусалимском храме. Назореи составляли сами по себе класс иудейского общества, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни. См. Чис. 6:2
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 2 Учение о браке
Ст. 13 Благословение детей
Ст. 17 Богатый юноша: опасность богатства
Ст. 32 Третье предсказание о смерти и Воскресении
Ст. 35 Просьба сыновей Зеведеевых
Св. Иоанн Златоуст: Свой крест и Свою смерть Он называет здесь «чашей» и «крещением». «Чашей» потому, что Он взошел на крест с радостью, а «крещением» потому, что Он очистил им вселенную; однако не только поэтому, но и из-за легкости воскресения. Ибо как крещаемый водой поднимается из нее с большой легкостью, не встречая никакого препятствия со стороны водного естества, так и Он, опустившись в смерть, поднялся из нее с еще большей легкостью. Вот поэтому Он называет это крещением.
Ст. 46 Исцеление слепого Вартимея
Стихи для размышления
кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Прочтите вместе 11-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 12 Взалкал – «алкать» означает в этом контексте голодать, томиться голодом; хотеть есть.
Ст. 13 Смоковница – инжир (Ficus carica), дерево, распространённое во всех областях Средиземноморья. Смоковница принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор 8:8). В Палестине смоковница плодоносит три раза в году. Дерево, на котором нет ранних смокв, созревающих ещё до появления листьев, бесплодно. Иисус проклял смоковницу, оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Вход Иисуса Христа в Иерусалим
Свт. Филарет (Дроздов): Вход Господень в Иерусалим не есть простое изъявление настоящего, но паче пророчество и предзнаменование будущего воцарения Его. Царство Его не есть сей Иерусалим, который вскоре разрушат, или земля Иудейская, которую вскоре опустошат и поработят, но Церковь, которой и врата адова не одолеют. Осля и жребя, на котором Он восседает для царского Своего шествия, означают два рода людей, над которыми Он пришел духовно царствовать, — иудеев и язычников. […] Апостолы беспрепятственно берут жребя и осля; то есть апостолы, несмотря на препятствия, покоряют Царствию Христову иудеев и язычников. […] Необученное жребя благочинно несет на себе Царя; то есть невежественные и своевольные прежде язычники вскоре образуются учением и заповедями Христовыми. Ризы постилают Царю; то есть совершенные последователи Христовы все свое отдают Ему. Дети приемлют и славословят Царя, то есть сердца, детские по простоте и искренности, приемлют Христа верою, прославляют Его любовью.
Ст. 12 Бесплодная смоковница
Ст. 15 Второе очищение храма
Ст. 20 Сила веры
Ст. 27 Вопрос о власти Иисуса Христа
Особенности перевода
Обратите внимание, что слова «и тотчас пошлет его сюда» в 3 стихе в другом переводе более понятны - «Господь тотчас же вернет его сюда» (пер. еп. Кассиана).
Прочтите вместе 12-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 13 – Иродиане – см. главу 3.
Ст.14 Кесарь – царский титул императоров Рима, произошедший от имени Гая Юлия Цезаря.
Ст. 18 Саддукеи – иудейская религиозная партия, возникшая в III веке до н.э. Во времена Нового завета их влияние на народ было незначительным, но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе (Деян. 5:17) и участвовали в руководстве страной, выражая интересы аристократии. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых и жизнь после смерти.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Притча о злых виноградарях. Краеугольный камень
Архиеп. Аверкий (Таушев): Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собой приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, со Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: «Да не будет», то есть это не случится с нами. Под «пришествием» хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, то есть Бог, «виноград предаст иным делателям». Следовательно, жизнь людей будет продолжаться и после разрушения Иерусалима, отмены первосвященнического служения и власти синедриона. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия «иные делатели» - Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви. («Руководство к изучению Четвероевангелия», 1950е).
Ст. 13 Первый ответ иудейским вождям: подать кесарю
Ст. 17 – Августин Иппонский: Мы – монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Кесарю – монеты, Богу – самих себя.
Ст. 18 Второй ответ иудейским вождям: саддукеи и воскресение мертвых
Ст. 28 Третий ответ иудейским вождям: наибольшая заповедь
Ст. 35 Христос – чей Он сын?
Ст. 38 Предостережение от книжников
Ст. 41 Лепта вдовы
Прочтите вместе 13-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
ПРОРОЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ
Ст. 1 Разрушение Храма и кончина века. Начало болезней
Ст. 14 Грядущая великая скорбь
Ориген: Под священным местом понимается всякое слово божественного Писания, произнесенное святыми пророками, бывшими от века, - Моисеем и другими после него. Однако не только это, но и слово евангелистов и апостолов Иисуса Христа. На этом священном месте в Писании - и Ветхом, и Новом Завете - часто стоял антихрист-лжеслово, выдающий себя за Бога, за Бога-Слово Христа. Вот он-то и есть эта «мерзость запустения».
Этот комментарий – редкое и нетрадиционное понимание этого места. Сравните его с традиционным. Что можно сказать об этом?
Ст. 24 Пришествие Сына Человеческого
Ст. 28 Притча о смоковнице
Ст. 32 Бодрствование
Как мы можем бодрствовать сегодня?
Прочтите вместе 14-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 12 День опресноков – примыкавший к ветхозаветной Пасхе праздник. В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб. Здесь присутствует календарная сложность, так как день опресноков следовал сразу за ветхозаветной пасхой; однако, по указаниям Евангелия, Христос был распят в день пасхи, а это произойдет только «на завтра» по отношению к Тайной вечере. Существует несколько моделей решения этой проблемы, см. Библейская энциклопедия Брокгауза, статья «Пасха».
Ст. 55 Синедрион – высший правительственный орган у Иудеев в период после вавилонского плена. Председательствовал выбранный на год первосвященник. Из членов Синедриона в НЗ поименно названы Гамалиил (Деян 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк. 15:43; Лк. 23:50 и след.) и Никодим (Ин. 3:1; 7:50).
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
ПРЕДАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В РУКИ ГРЕШНИКОВ
Ст. 1 Заговор и решение Иудеев
Ст. 3 Помазание Иисуса в Вифании
Ст. 10 Предательство Иуды Искариота
Ст. 12 Приготовление Пасхи
Ст. 22 Тайная вечеря
Св. Ефрем Сирин: Поскольку Адам умер по причине греха, то Тому, Кто взял на Себя грех, надлежало уничтожить смерть. Но как Адаму было сказано: «В тот день, когда вкусишь, умрешь смертью», (Быт. 2:17) — и в тот день, когда вкусил, он не умер, но принял залог смерти, и тотчас же усмотрел смерть и убоялся (Быт. 3:6-7). Так и мы получили жизнь во Христе; именно, Тело Его вкусили вместо плодов дерева (жизни), и трапеза Его заменила нам рай желания, и праведной Кровию Его омыты от нас проклятия, и чрез надежду воскресения ожидаем будущей надежды, и уже живем жизнью Его, которая сделалась залогом нашим.
Ст. 26 Предсказание об отречении Петра
ИИСУС В ГЕФСИМАНИИ
Ст. 32 Гефсиманское борение
Ст. 43 Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу
Ст. 53 Иисус пред Каиафой
Ст. 66 Отречение Петра
Прочтите вместе 15-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Ст. 17 Багряница – красно-пурпурная ткань, скорее всего, плащ римских воинов, надетый на Христа для осмеяния, как пародия на красные одеяния царей.
Ст. 23 Вино со смирною – как считалось, смирна обладала наркотическим действием, и подобная смесь могла облегчить страдания.
Ст. 38 – Завеса в иудейском храме отделяла святое святых, куда лишь раз в год входил первосвященник, от остального пространства храма.
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
ИИСУС ПРЕД ПИЛАТОМ
Ст. 1 Допрос
Ст. 6 Иисус и Варавва
РАСПЯТИЕ И ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Ст. 16 Багряница и терновый венец
Ст. 21 Распятие Иисуса Христа
Ст. 33 Смерть Иисуса Христа
Ст. 42 Погребение Иисуса Христа
Прочтите вместе 16-ю главу от Марка
Понятен ли всем основной смысл всех слов и выражений?
Обсудите главу
Вопросы по эпизодам помогут вашему обсуждению. Вы можете выбрать наиболее интересные и актуальные для вас и группы, чтобы обсудить их, сообразуясь с продолжительностью занятия. В группе обязательно возникнут и свои вопросы, их важно не упускать – это то, что волнует людей.
Эпизоды главы
Ст. 1 Воскресение Иисуса Христа
Августин Иппонский: Спаситель умер, но смерть низвергнул; в Себе Он покончил с тем, чего мы боялись. Он взял ее на Себя и поверг ее. Как лучший охотник, Он поймал льва и убил его. Где смерть? Ищи ее во Христе, ибо ее уже нет: она была, но в Нем умерла. О жизнь - смерть смерти! Имейте добро в душе, и смерть также в вас умрет. Что произошло в голове, произойдет и в частях тела: умрет и в нас смерть.
Но когда? В конце мира, в воскресение мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся.
Ст. 9 Явление воскресшего Марии Магдалине
Ст. 12 Явление Воскресшего двум ученикам
Ст. 14 Великое поручение апостолам
Ст. 19 Вознесение Иисуса Христа
***
Поздравляем вас с завершением курса! Мы планируем добавлять аналогичные методики для других книг Писания. Следите за обновлением раздела!
Использованная литература: