yandex

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангельские группы – что это?

Сергей Камышников, катехизатор

Материал публикуется с разрешения автора.

 

Так уж управил Господь, что последние годы довольно плотно занимаюсь организацией и проведением евангельских групп. Кто в теме, тот знает, что формы и подходы тут возможны самые разные. В свое время написал мини-методичку для участников своей группы, что же это вообще такое и с чем его едят. 

 

Что такое Евангельская группа?

Прежде всего следует четко понимать, что евангельская группа – это не занятия по изучению Священного Писания, не дискуссионный клуб, не форма досуга православной молодежи.

В настоящее время существует много форм общения православных людей – но очень мало форм, определяющихся именно общностью веры, когда люди собираются именно вокруг Господа, а не вокруг своих интересов и потребностей.

 

В отличие от абстрактных и бессистемных «разговоров о духовном», евангельская группа включает в себя три важнейшие части:

  • - мы вместе читаем Священное Писание – как слова, обращенные и ко всему собранию христиан, и непосредственно к каждому из нас;
  • - вместе обращаем молитвы к Богу, в первую очередь о даровании разумения услышанного нами;
  • - делимся друг с другом тем, что эти слова значат лично для нас.

Очень важно отметить, что мы не занимаемся толкованием текста Священного Писания – очевидно, что ценность таких толкований будет весьма низкой. Сейчас для самостоятельного изучения доступны практически любые святоотеческие толкования, равно как и лекции современных библеистов. Читать Священное Писание, изучать толкования духовно опытных людей в наше время может каждый желающий. Евангельская группа не дублирует изучение Библии; она нужна для того, что невозможно сделать «келейно», не отрываясь от книги или монитора.

 

Цель евангельской группы – актуализация нашей церковной христианской идентичности. Мы собираемся и читаем Священное Писание потому, что нам важно вместе услышать слова, которые Бог обращает к нам, важно вместе помолиться Ему, важно услышать, что эти слова значат для моего ближнего. Последний момент очень важен, упускать его совершенно недопустимо, т.к. мы все являемся членами Церкви, и наш путь к Богу – не путь одиночки, но путь совместный, путь, на котором отдельные люди становятся Церковью. Членство в Церкви подразумевает общение людей; безусловно, самое глубокое общение – такое, когда люди делятся друг с другом тем, что для них значит их вера.

Другими словами, цель евангельской группы – сознательно уделить свое время такому общению, в центре которого стоит Господь. Именно Господь как Личность, а не богословские теории – поэтому евангельская группа обязательно включает в себя и молитву, и свой личный опыт переживания евангельских слов, обращенных к нам.

 

Боязнь услышать «неправильное» понимание или «прелестное» восприятие на группе довольно надуманна, т.к. такое понимание и восприятие можно услышать где угодно, даже в церковной ограде, но во всех остальных случаях отсутствуют очень важные защитные факторы: 1.равный статус всех участников; 2.молитвенное, благоговейное совместное чтение; 3.возможность обмена мнениями между участниками в духе мира и доброжелательности.

В подавляющем большинстве иных случаев человек варится в собственном восприятии, рискует попасть под влияние не всегда безупречного «авторитета», сталкивается с прочтением текста Священного Писания с позиций критики и т.п.

 

Безусловно, наиболее ценно для нас такое понимание Священного Писание, которое оставили люди, сумевшие самой своей жизнью воплотить евангельские идеалы. Мы не пытаемся оставить какое-то другое, отличное от их, толкование. Но услышать за нас слова Священного Писания не может никто, эти слова обращены к каждому из нас. Что-то понять мы, конечно, могли не правильно. Но если интерес человека к Священному Писанию искренний, то не составит большого труда узнать святоотеческое понимание спорных мест. Если мы научимся делиться не своими домыслами относительно смысла прочитанного отрывка, а тем откликом, который вызывают в нас слова, обращенные к нам, духовная польза и духовная радость будут несомненны.

 

Общие правила проведения группы

Евангельская группа – это форма общения христиан, подразумевающая:

1. совместное чтение Священного Писания

2. совместную молитву, обращение к Богу

3. краткое размышление в молчании над прочитанным

4. готовность поделится тем, что лично для меня важно и ценно в прочитанном отрывке

5. внимательное и уважительное отношение к тому, чем делятся другие участники встречи.

 

Следует избегать:

1. пересказа известных комментариев и толкований

2. попыток самостоятельного толкования Писания, разъяснения для остальных участников без их просьбы того, «что тут на самом деле сказано»

3. вынесения оценок высказываниям других участников встречи («нет, ты не прав», «Господь здесь имел ввиду совсем иное» и т.п.)

4. дискуссии, полемики и т.п.; вовсе недопустимо перебивать говорящего.

 

Что не является нарушением правил группы:

1. разъяснение участниками, имеющими проверенные ссылки на надежные источники (святоотеческое наследие и современная православная библеистика), тех мест, которые вызывают вопросы и недоумение. В частности, это относится к проблемам перевода, иной раз сильно искажающего первоисточник. Такое разъяснение лучше давать до чтения отрывка или даже заранее в группе в интернете.

2. если лично для конкретного участника встречи важно то понимание прочитанного отрывка, с которым он в свое время столкнулся, особенно если речь идет о святоотеческом понимании, то совершенно нормально и естественно этим пониманием поделиться

3. если прочитанный отрывок вызывает мысли и воспоминания, или ассоциации с другими текстами, то не будет нарушением правил группы поделиться этими личными воспоминаниями и переживаниями, соблюдая, конечно, временные ограничения.

 

Задачи модератора:

1. начать проведение группы, вкратце напомнить участникам о ее правилах, предложить вместе помолиться

2. в случае, когда тот или иной участник будет нарушать правила группы – или говорить не по сути, или просто слишком долго и пространно – благодарить его за то, чем он поделился с остальным участниками и предлагать поделиться кому-то еще

3. следить за тем, чтобы активные участники давали возможность высказаться и более скромным товарищам

4. ни в коем случае не встревать самому в дискуссии, не занимать чью-то сторону, не говорить, кто прав, кто не прав (кроме тех случаев, когда имеет место явная и настойчивая пропаганда взглядов, не совместимых с православным христианством); модератор не должен быть человеком, который больше всех говорит и «расставляет точки над и», объясняя, что «правильно», что нет

5. по своему усмотрению предоставлять возможность каждому желающему участнику дать комментарий, который будет объективно полезен для понимания отрывка, или предоставить слово человеку, имеющему определенные личные вопросы, к которым его подтолкнула атмосфера евангельской группы; это не является нарушением правил группы

6. завершать проведение группы, вносить те или иные предложения.

 

Всем участникам группы важно помнить, что модератор – это вовсе не тот, кто может ответить на все их вопросы, не самый лучший из присутствующих специалист в вопросах библеистики. Очень хорошей и полезной является практика, когда каждый из постоянных участников по очереди, по договоренности берет на себя функции модератора. В то же время следует не забывать, что та духовная польза, которую каждый сможет вынести для себя благодаря группе, во многом зависит от степени самодисциплины и уважительного отношения к работе модератора.