yandex

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

5. Развитие группы

Очередная встреча семинара ведущих, состоявшаяся в ноябре 2017, была посвящена вопросу взросления и "долгой жизни" группы. В связи с особенностями обсуждения, включавшего много личных моментов ведущих, этот материал из расшифровки беседы был переработан небольшую статью.

 

Чтение и общение – два полюса группы. Помимо основной цели, лучше узнать Св. Писание, участники Евангельский группы всегда, осознанно или нет, стремятся к общению. Чтение и общение – это два полюса, один из которых может превалировать над другим. Каков будет баланс между первым и вторым, зависит от ведущего.

Один ведущий, сознавая, что люди могут встречаться ради общения, а не ради Евангелия, сознательно избегает чаев, разговоров до группы; если это необходимо – пожалуйста, но после, и в другом месте. Другой ведущий, напротив, считает, что группа ценна тем, что обеспечивает близость и единство участников, и для него все, что связано с общением, важно, - и чаи, и поездки. Первый рассматривает группу как пространство, где хорошо читать Писание и молиться вместе. Второй смотрит на группу именно как на коллектив, состоящий из конкретных людей, между которыми формируются взаимоотношения, зачастую такие же близкие, как с родными, это живое соприкосновение с реальностью Церкви как общины. Эти ведущие будут по-разному воспринимать изменения на группе, по-разному на них реагировать.

Ниже представлены эти два полюса в своих пределах (на деле все смешано). От точки равновесия между этими двумя полюсами будет зависеть, как переживаются изменения на группе (субъективное восприятие групповой динамики).

 

 

Полюс изучения Писания

Полюс общения

Приоритет ведущего

Совместное чтение Писания для познания воли Божией

Общение во Христе, а Писание – главное средство к этому

Образ ведущего

Организатор пространства

Руководитель коллектива

Постоянство состава

Полезно для доверия, самораскрытия, но не приоритет

По-настоящему важно для совместного назидания, взаимопомощи в жизни по заповедям

Содержание чтений

Исследование отрывка, разные толкования, что отзывается, открывается

Акцент на применение к жизни, уместно обсуждение личного опыта, молитвенные нужды

Ответственность ведущего

За пространство на группе, остальное – только по-дружески

Отчасти за то, что происходит с участниками вне группы, в т.ч. в динамике их церковной жизни

Если приходят новые участники

Задача – ознакомить с внутригрупповыми правилами для плодотворных чтений

Если группа открытая, помочь войти в коллектив. Если закрытая, начинать для них новую группу. В любом случае – открыться новым участникам.

Задача на сплочение

Если группа является пространством мира, подлинности, это будет привлекать и удерживать

Помимо атмосферы, потребуются и конкретные действия, напоминания, мероприятия на сплочение

Если участники исчезают

Возможно, это не их формат? Бог о них помнит, и расти они могут в других местах.

Возможно, пришло время менять формат, чтобы сохранить коллектив и удержать конкретных людей, ведь могут и потеряться, как в притче о сеятеле?

Как оценивается зрелость группы и ее участников

Растет глубина понимания, проживания текста Св.Писания, появляется большая открытость и дерзновение в молитве

Участники руководствуются Св. Писанием в жизни, растет деятельная любовь к ближнему

 

Вместе с тем, вне зависимости от того, как ведущий расставляет приоритеты между изучением и общением, в любой группе будут происходить процессы групповой динамики, объективные процессы.

 

Этапы жизни группы. Любая группа (учебная, рабочая, в том числе группа по чтению Св. Писания) развивается согласно определенным социально-психологическим закономерностям. Принято условно выделять несколько этапов жизни группы:

1. Начальная стадия: поиск понимания, чем является группа и как она служит поставленной цели, завышенные ожидания, формирование приятельских связей.

2. Конфликт: попытки оспорить авторитет ведущего или выбрать мишень для критики из числа участников, перетянуть власть на себя и задавать направление обсуждениям.

3. Развитие сплоченности: чувство принадлежности, единство против внешних, формирование близости друг с другом, продуктивные изменения, движение к цели.

Понимание, что группа находится, к примеру, в фазе конфликта, и это естественный процесс, может помочь ведущему потерпеть сложности с некоторыми участниками.

Некоторые исследователи считают, что развитие группы - это не линейный, а спиральный процесс, и одна и та же группа может проходить вышеприведенные этапы несколько раз с разным уровнем погружения.

 

Начало участия в группе. От того, как участники появляются на группе, зависит, что они будут переживать, и на что стоит обратить особое внимание ведущему.

Изменение формата. Одни участники вместе проходили годичную катехизацию, после окончания которой им предложено сменить формат на Евангельский кружок, причем ведущий кружка присутствовал в группе в качестве помощника катехизатора. Желающие сразу, без особых трений, перейдут к совместной работе, и группа будет довольно стабильной с самого начала.

Группа с нуля. Вторая группа образовалась «с нуля», из тех, кто не знал друг друга раньше, и не был знаком с ведущим. За первые 12-20 встреч может уйти значительное число таких людей (около одной трети), и только после этого численность стабилизируется. Разумеется, сначала участники будут переживать и надежды, и разочарования первого этапа, конфликты, характерные для второго этапа – группу будет немного штормить. Но эти конфликты/притирание послужат сплочению группы.

Последующее вхождение новичков. Третья группа уже имеет стабильный состав, но к ней присоединяются новенькие (группа даже нуждается в новичках, если ее численность упала до 5 участников). Новичкам непросто встроиться в группу, где участники уже «притерлись» друг ко другу, и у них есть взаимное доверие, не распространяющееся на новеньких. Может возникнуть ощущение, что новичка тут не особо ждут. Как можно укрепить решимость остаться у вновь пришедших? Во-первых, искренне приветствуя их и выражая им поддержку. Во-вторых, заранее делая прогнозы о том, по каким причинам можно выпасть (такие прогнозы, к счастью, не сбываются). В-третьих, справляясь о том, каково им на группе, заранее предупреждая о трудностях вхождения в новый коллектив.

Слияние двух групп. Четвертая группа образовалась путем слияния двух групп (старой, существующей несколько лет, и новой, только что закончившей катехизацию). В каждой из этих групп выработался свой стиль общения, свои неформальные лидеры, и даже средний возраст участников различался. Это самый сложный вариант, и перед ведущим группы стоит особая задача – не игнорировать имеющиеся различия, а специально их выносить на обсуждение. Если пустить все на самотек, довольно большая часть участников может просто покинуть новую группу.

 

Переформатирование или завершение деятельности группы. От встречи к встрече численность группы может колебаться. Для ведущего это вопрос терпения и доверия к Богу. Когда на группу приходят два-три человека, это не катастрофа, а возможность более открытого, личностного общения. Когда на группу приходит свыше 15 человек, возникает необходимость в большем упорядочении участия или даже разделении группы на две части.

Вместе с тем, если участники стали пропускать встречи, можно вынести на общее обсуждение, с чем это связано, какова их мотивация участия, и что хотелось бы добавить, изменить в проведении группы. Складывается впечатление, что даже не изменение формата как таковое, а общее обсуждение, участие в принятии решений помогают некоторым участникам вновь почувствовать свою сопричастность и ответственность за группу.

Есть ли предел деятельности группы, когда нужно говорить о завершении? Для молодежной группы такой этап наступает, зачастую, когда у участников появляются семьи. Впрочем, через несколько лет, когда дети подрастут, группа может заново собраться, но уже в несколько другом формате – как группа семейных пар, группа, где помимо Писания и общения на первый план может выступить воспитание детей и совместный досуг.