Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Очередная встреча семинара ведущих, состоявшаяся в ноябре 2017, была посвящена вопросу взросления и "долгой жизни" группы. В связи с особенностями обсуждения, включавшего много личных моментов ведущих, этот материал из расшифровки беседы был переработан небольшую статью.
Чтение и общение – два полюса группы. Помимо основной цели, лучше узнать Св. Писание, участники Евангельский группы всегда, осознанно или нет, стремятся к общению. Чтение и общение – это два полюса, один из которых может превалировать над другим. Каков будет баланс между первым и вторым, зависит от ведущего.
Один ведущий, сознавая, что люди могут встречаться ради общения, а не ради Евангелия, сознательно избегает чаев, разговоров до группы; если это необходимо – пожалуйста, но после, и в другом месте. Другой ведущий, напротив, считает, что группа ценна тем, что обеспечивает близость и единство участников, и для него все, что связано с общением, важно, - и чаи, и поездки. Первый рассматривает группу как пространство, где хорошо читать Писание и молиться вместе. Второй смотрит на группу именно как на коллектив, состоящий из конкретных людей, между которыми формируются взаимоотношения, зачастую такие же близкие, как с родными, это живое соприкосновение с реальностью Церкви как общины. Эти ведущие будут по-разному воспринимать изменения на группе, по-разному на них реагировать.
Ниже представлены эти два полюса в своих пределах (на деле все смешано). От точки равновесия между этими двумя полюсами будет зависеть, как переживаются изменения на группе (субъективное восприятие групповой динамики).
|
Полюс изучения Писания |
Полюс общения |
Приоритет ведущего |
Совместное чтение Писания для познания воли Божией |
Общение во Христе, а Писание – главное средство к этому |
Образ ведущего |
Организатор пространства |
Руководитель коллектива |
Постоянство состава |
Полезно для доверия, самораскрытия, но не приоритет |
По-настоящему важно для совместного назидания, взаимопомощи в жизни по заповедям |
Содержание чтений |
Исследование отрывка, разные толкования, что отзывается, открывается |
Акцент на применение к жизни, уместно обсуждение личного опыта, молитвенные нужды |
Ответственность ведущего |
За пространство на группе, остальное – только по-дружески |
Отчасти за то, что происходит с участниками вне группы, в т.ч. в динамике их церковной жизни |
Если приходят новые участники |
Задача – ознакомить с внутригрупповыми правилами для плодотворных чтений |
Если группа открытая, помочь войти в коллектив. Если закрытая, начинать для них новую группу. В любом случае – открыться новым участникам. |
Задача на сплочение |
Если группа является пространством мира, подлинности, это будет привлекать и удерживать |
Помимо атмосферы, потребуются и конкретные действия, напоминания, мероприятия на сплочение |
Если участники исчезают |
Возможно, это не их формат? Бог о них помнит, и расти они могут в других местах. |
Возможно, пришло время менять формат, чтобы сохранить коллектив и удержать конкретных людей, ведь могут и потеряться, как в притче о сеятеле? |
Как оценивается зрелость группы и ее участников |
Растет глубина понимания, проживания текста Св.Писания, появляется большая открытость и дерзновение в молитве |
Участники руководствуются Св. Писанием в жизни, растет деятельная любовь к ближнему |
Вместе с тем, вне зависимости от того, как ведущий расставляет приоритеты между изучением и общением, в любой группе будут происходить процессы групповой динамики, объективные процессы.
Этапы жизни группы. Любая группа (учебная, рабочая, в том числе группа по чтению Св. Писания) развивается согласно определенным социально-психологическим закономерностям. Принято условно выделять несколько этапов жизни группы:
1. Начальная стадия: поиск понимания, чем является группа и как она служит поставленной цели, завышенные ожидания, формирование приятельских связей.
2. Конфликт: попытки оспорить авторитет ведущего или выбрать мишень для критики из числа участников, перетянуть власть на себя и задавать направление обсуждениям.
3. Развитие сплоченности: чувство принадлежности, единство против внешних, формирование близости друг с другом, продуктивные изменения, движение к цели.
Понимание, что группа находится, к примеру, в фазе конфликта, и это естественный процесс, может помочь ведущему потерпеть сложности с некоторыми участниками.
Некоторые исследователи считают, что развитие группы - это не линейный, а спиральный процесс, и одна и та же группа может проходить вышеприведенные этапы несколько раз с разным уровнем погружения.
Начало участия в группе. От того, как участники появляются на группе, зависит, что они будут переживать, и на что стоит обратить особое внимание ведущему.
Изменение формата. Одни участники вместе проходили годичную катехизацию, после окончания которой им предложено сменить формат на Евангельский кружок, причем ведущий кружка присутствовал в группе в качестве помощника катехизатора. Желающие сразу, без особых трений, перейдут к совместной работе, и группа будет довольно стабильной с самого начала.
Группа с нуля. Вторая группа образовалась «с нуля», из тех, кто не знал друг друга раньше, и не был знаком с ведущим. За первые 12-20 встреч может уйти значительное число таких людей (около одной трети), и только после этого численность стабилизируется. Разумеется, сначала участники будут переживать и надежды, и разочарования первого этапа, конфликты, характерные для второго этапа – группу будет немного штормить. Но эти конфликты/притирание послужат сплочению группы.
Последующее вхождение новичков. Третья группа уже имеет стабильный состав, но к ней присоединяются новенькие (группа даже нуждается в новичках, если ее численность упала до 5 участников). Новичкам непросто встроиться в группу, где участники уже «притерлись» друг ко другу, и у них есть взаимное доверие, не распространяющееся на новеньких. Может возникнуть ощущение, что новичка тут не особо ждут. Как можно укрепить решимость остаться у вновь пришедших? Во-первых, искренне приветствуя их и выражая им поддержку. Во-вторых, заранее делая прогнозы о том, по каким причинам можно выпасть (такие прогнозы, к счастью, не сбываются). В-третьих, справляясь о том, каково им на группе, заранее предупреждая о трудностях вхождения в новый коллектив.
Слияние двух групп. Четвертая группа образовалась путем слияния двух групп (старой, существующей несколько лет, и новой, только что закончившей катехизацию). В каждой из этих групп выработался свой стиль общения, свои неформальные лидеры, и даже средний возраст участников различался. Это самый сложный вариант, и перед ведущим группы стоит особая задача – не игнорировать имеющиеся различия, а специально их выносить на обсуждение. Если пустить все на самотек, довольно большая часть участников может просто покинуть новую группу.
Переформатирование или завершение деятельности группы. От встречи к встрече численность группы может колебаться. Для ведущего это вопрос терпения и доверия к Богу. Когда на группу приходят два-три человека, это не катастрофа, а возможность более открытого, личностного общения. Когда на группу приходит свыше 15 человек, возникает необходимость в большем упорядочении участия или даже разделении группы на две части.
Вместе с тем, если участники стали пропускать встречи, можно вынести на общее обсуждение, с чем это связано, какова их мотивация участия, и что хотелось бы добавить, изменить в проведении группы. Складывается впечатление, что даже не изменение формата как таковое, а общее обсуждение, участие в принятии решений помогают некоторым участникам вновь почувствовать свою сопричастность и ответственность за группу.
Есть ли предел деятельности группы, когда нужно говорить о завершении? Для молодежной группы такой этап наступает, зачастую, когда у участников появляются семьи. Впрочем, через несколько лет, когда дети подрастут, группа может заново собраться, но уже в несколько другом формате – как группа семейных пар, группа, где помимо Писания и общения на первый план может выступить воспитание детей и совместный досуг.