yandex

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

2.2 Цели кружков.

Читать начало – 2.1 Правила дискуссий на кружках

Александр Кондратенко.: Раз зашла речь о цели, наверное, имеет смысл сейчас повторить цели существования евангельских кружков. Меня пронзило высказывание Евгения о том, что, если мы не создадим правила, мы не достигнем цели. Я про себя подумал, что это вещь очевидная, но часто она забывается. Можно заново сформулировать цели, если есть необходимость.

Владимир Стрелов: Мне кажется, есть такая необходимость, но сейчас в таком составе это будет только частичное видение. В любом случае, от нас ждут, что мы что-то предложим уже Епархиальному совету. Так что мы должны двигаться в том составе, в котором мы есть сейчас.

У нас были озвучены тезисы с прошлой встречи. Но, может быть, мы сейчас, даже не смотря на них, можем какие-то вещи обозначить.

Александра Строцева: — Я правильно понимаю, что речь идет не о существовании евангельских кружков вообще, а о цели вот этого собрания ведущих? О каких целях идет речь?

Александр Кондратенко.: — Я имел в виду цели Евангельских кружков как таковых.

Дмитрий Иванин: — Но их же может ставить сам ведущий.

Дарья: — О целях кружков можно сказать следующее. В группу приходят люди, которым, порой, хочется просто чайку попить и поболтать. Про чьи цели мы сейчас говорим? Идейно вообще – зачем существуют кружки, как это видит ведущий, Церковь, — или конкретных людей, участников?

Владимир Стрелов: — Хороший вопрос! Цели для участника, ведущего, для Церкви…

Дмитрий Иванин: Важно понимать, что кружок рождается, когда цели ведущего встречаются с истинными целями тех, кто пришел. Тогда рождается что-то новое.

Александра Строцева: — Хорошо бы, чтобы цели ведущего для начала совпадали с целями Церкви, потому что если у него свои какте-то цели…

Дмитрий Иванин.: — Отметим, что Церковь широка, и в нее входят все позитивные цели.

Александр Кондратенко: — Я предлагаю набросать все те пункты, и для начала максимально коротко их сформулировать. Каждый, может быть, выскажет. Чтобы запустить этот процесс, я сейчас сформулирую свою мысль. Правда, я ее уже озвучивал на первой встрече. Для меня евангельский кружок – это естественная часть духовной жизни. Общение единоверцев и Писания в одной структуре – это естественный процесс духовной жизни, и он помогает мне быть христианином и дальше, и, я надеюсь, и тем, кто посещает кружок. Они говорили, что помогает.

Александра Строцева: — Мне кажется, здесь очень важно разделить некоторые вещи, то, о чем мы здесь говорили. Евангельская встреча людей, которые давно вместе, имеет свои цели, об этом можно отдельно поговорить. А есть ситуация, где это какой-то короткий курс для людей, которые, может быть, впервые встречаются с Евангелием. Тут, безусловно, совсем другие цели, и они у ведущего и у участников сначала вообще не совпадают. Люди могут прийти из любопытства, из интереса, у них может вообще не быть представления о цели. Просто кто-то позвал, или еще что-то. Иногда, наоборот, люди идут «поделиться своими глубокими знаниями». Постепенно у них появляются силы не себя выставлять, а просто общаться вместе. Здесь могут быть очень разные проявления.

Только к концу процесса цели людей и ведущего, может быть, как-то начинают совпадать. У ведущего цель – засвидетельствовать о Христе, а у тех, кто пришел – хорошо бы, чтобы проявился какой-то подлинный интерес к Евангелию, не просто любопытство, какой-то просветительский интерес, а живой интерес.

Александр Кондратенко.: — Друзья, я бы предложил вам всем высказать самую вашу сердечную цель. Здесь Володя нарисовал самый большой спектр разных людей. Давайте возьмем самое простое, то, что лежит на поверхности.

Андрей Еремеев: — Цель моих встреч помочь человеку, чтобы он стал верующим, чтобы он мог себя назвать человеком верующим в Бога-Творца и в Иисуса Христа. Я не знаю, встречаются ли такие люди на приходе, но вот на краткосрочные встречи они приходят.

Коллега А.Еремеева: — Меня немного затрудняет формат. Если встречаются люди верующие, то цель тогда может быть в концентрации на Христе, чтобы человек позволил, чтобы Слово прозвучало внутри него. Хотя оно для всех важно, но мы знаем, что порой нас разносит, поэтому центрирование вокруг Слова важно. То есть цель – чтобы Слово евангельское прозвучало для человека, чтобы оно было приложимо для его конкретной жизненной ситуации. Цель – сосредоточить внимание человека на Слове, чтобы оно не ушло с окончанием встречи, а продолжало жить в нем.

Александр Рохлин: — Для меня, человека с малыми знаниями, но очень уверенного, важно найти ответ на два коротких вопроса: «где Бог? И как жить по-Божьи?» Поскольку есть не уходящая никуда жажда Бога, жажда Его узнавать, то ответ на эти вопросы является целью всех встреч, какими бы долгими или короткими они не были. Где Бог, даже не какой Он, а где Он? То есть надо найти Его, а Евангелие – это путь.

Александр Кондратенко.: — У меня в целом ощущение, что все высказавшиеся формулируют одну цель, только немного разными словами, это максимально высшая точка веры и предстояния. Нужен максимум веры.

Александр Рохлин: — А как меньше-то быть? Что мне нужно делать, чтобы достичь этого максимума? И где промежуточная? И может ли быть какая-то промежуточная?

Дмитрий Харламов: — Я немного другую область затрону. Мне кажется, что, когда новая группа складывается, то есть два разных понятия – приход и община. Мне кажется, что люди, которые приходят на евангельские группы, вместе делают простые вещи – вместе пьют чай, вместе читают Евангелие, вместе молятся, и так эта группа становится зачатком общины.

Дмитрий Иванин: — Мне кажется, что цели во многом от людей зависят. Что за группа, что за люди пришли, как они вообще понимают, что будет происходить? Где-то это могут быть миссионерские цели, где-то это поддержка людей, которые уже долго ходят в Церковь и, все равно, ощущают какую-то нехватку. А для меня важно быть внимательным, куда Дух Святой ведет, куда направляет эту группу. Рассмотреть это – моя личная цель. А в целом, я тоже согласен с тем, что встреча или встречи со Христом – это важные точки христианской жизни, важно видеть, что Христос одинаково или по-разному открывается другим людям. Для меня это важно.

Александр Кондратенко.: — Т.е. мы сейчас говорили о разности, важно увидеть, как по-разному открывается Бог людям?

Дмитрий Иванин: — Увидеть – это значит, что произошла маленькая встреча. Это не значит, что состоялся переворот, как, например, митрополит Антоний увидел. Важно, чтобы происходили и небольшие встречи – вот, что-то от Господа я увидел. И это уже здорово.

Дарья: — Я сейчас поняла, что цель – это что-то хорошее. Но когда я иду на кружок, я иду не с мыслью, что у меня есть цель чего-то достичь. Подобно тому, как я иду, например, в парк и не имею цели чего-то этим достичь. Я, конечно, могу сформулировать, что я там буду дышать свежим воздухом, и это мне будет полезно, что я буду смотреть на веточки и радоваться. Но я иду в парк просто потому, что хочется. Вот также и с евангельским кружком – почему я это делаю? Потому что радостно, потому что хочется, потому что мирно. Как произнес Саша, это естественная часть духовной жизни. И, действительно, естественная часть жизни вообще. Это из-за прикосновения со Словом Божьим, переживания его более глубоко, чем я сама буду читать его себе. И возможность поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями по поводу чтения, встретить других людей, услышать их мысли. Это очень глубокая жизнь, и на уровне духовном это есть, присутствие Духа, это ощутимо. И по-человечески, просто встретиться друг с другом, увидеть что-то, пережить свое и пережить от того, кто рядом. Это и дружба, и совместные дела. Получается, что евангельский кружок стал как бы центральной темой. Сейчас у меня есть друзья и вне кружка, но самые близкие люди для меня сейчас – это участники кружка. Уже около двух лет я в кружке, и эти люди стали для меня самыми близкими.

Дмитрий Харламов: — Я еще добавлю, что кружок задает особый еженедельный ритм, в который ты входишь, настраиваешься на нем, концентрируешься.

Владимир Стрелов: — Я бы сказал, отталкиваясь от разницы между приходом и общиной… Малые группы – это такой строительный материал для того, чтобы потом чувствовать плечо братьев и сестер. Я сам начинал вообще со скаутского движения. И там есть очень четкое понимание, что коллектив не может быть из сорока человек. Надо, чтобы группа была 8-12 человек, тогда ты можешь чувствовать тех людей, которые находятся рядом. Но несколько таких патрулей могут объединиться в отряд, отряды дальше в дружину, и дальше… Мне кажется, что это такая форма здоровой самоорганизации прихода, чтобы чувствовать друг друга. И как молитва в храме — это камертон, как я молюсь, так группа чтения Писания – это камертон, как я читаю Писание. Потому что, если я прихожу и чувствую, что у меня не читается, это повод задуматься, что происходит с моим чтением.

Александр Кондратенко.: — Чтобы записать … с группой, я запишу – «строительство общины как камертон».

Дарья: — Я почувствовала разницу в высказываниях. Кто-то говорит, — кого-то научить, привести… Я сейчас понимаю, что для меня главное – это раскрытие и готовность к диалогу. Не то, что «я веду, что-то кому-то открою». Как модератор я могу какие-то формальности выстроить, и в этом пространстве Господь действует, люди что-то там переживают, раскрывают, делятся. Но для меня «вести» не означает быть в центре процесса и что-то творить. Я уверена, что посредством группы моя жизнь обогащается, и когда она обогащается, хочется этим делиться. Оттого, что ты сам наполняешься, есть желание и открываться. Но «учить» — это мне не близко. Это не мое.

Александр Кондратенко: — Спасибо. Добавлю по поводу слова «учить». Я тут записывал. Не знаю, обратил ли кто-нибудь внимание, никто не говорил об учебных целях или о каком-либо познании.

Дмитрий Иванин: — Однако они тоже могут быть.

Александр Кондратенко.: — Но это, на мой взгляд, интересная вещь, что мы от них сейчас отодвигаемся.

Владимир Стрелов: — Потому, что среди нас нет тех людей, которые и высказывали эти цели.

Дмитрий Иванин: — Я думаю, это важная цель – научить чему-либо.

Владимир Стрелов: — У нас однажды проходила мета-группа на четвертом годе существования кружка. Мета-группа — это группа о группе, когда мы не читаем Писание, а собираемся для того, чтобы размышлять о том, как мы читаем, зачем мы читаем, и т.д. И я был страшно шокирован, потому что я-то думал, что мы все собираемся для того, чтобы стать более духовными. А несколько человек честно сказали: «Вов, я собираюсь, потому что здесь хорошие друзья, и это та атмосфера, которая мне нравится. Вообще, есть даже идея – хорошо бы найти здесь спутника по жизни».

Дарья: — И это неплохо. У нас вот сложились пары, в прошлом году поженились. Это же здорово.

Александра Строцева: — Но это вторичная цель, да? Они же не ушли после этого или ушли?…

Дарья. Стали ходить реже…

Владимир. Лет через пять возвращаются…

Александр Кондратенко.: — Я попробовал зафиксировать наши высказывания. Но попрошу еще раз повторить некоторые высказывания. У нас, правда, есть еще Евгений. Мы говорили о целях кружка как персональной цели, как ты это ощущаешь.

Евгений Голубев: Евангельский кружок – это формирование комфортной среды на границе между храмом и миром.

Это катехизация прихожан в широком смысле. Опыт показывает, что есть две категории читающих Писание – те, которые читают мало или не читают, и те, которые читают Писание автоматически. Те, кто знает, что нужно каждый день прочитывать по главе, но прочитывают автоматически, а потом удивляются, когда открывают нечто новое для себя в том, что уже много раз прочитывали.

В том числе это налаживание горизонтальных связей между прихожанами. Часто бывает так, что люди ходят на службы годами, но их общение ограничивается тем, что они здороваются и прощаются. То есть группа — это первый шаг для того, чтобы начать формировать общину. Потому что без хотя бы знания, как друг друга зовут, ничего не получится. Кружок – это такое пространство, где люди могут реально общаться.

Александр Кондратенко.: Попробую сделать короткое резюме, извините, если что записал не так.

  • Кружок – это естественная часть духовной жизни.
  • Привить веру,
  • Устремить внимание к Евангелию,
  • Ответы на вопросы: где Бог и как жить по-Божьи?
  • Созидание общины,
  • Следование Духу Божьему, видеть разность между людьми в их путях.
  • Цель как процесс: побыть в радости и в мире.
  • Услышать камертон своего чтения Писания.
  • Формирование среды между храмом и миром.
  • Катехизация в широком смысле.
  • Преодоление автоматизма в чтении Писания.

Владимир Стрелов: — Еще хочу добавить из опыта нашего кружка – это обретение призвания в Церкви. Люди в процессе чтения открывают для себя, зачем они такие нужны в Церкви, что они не просто миряне, прихожане, а что их место никто другой занять не может в этом смысле. У нас, также, как и у вас, много служений родилось из того, что люди просто вместе читали Писание.

Дарья: — Добавлю. Когда я полтора года проходила на кружок (у меня базовое образование психологическое), я поняла, что раз есть опыт и знания, не следует сидеть и помалкивать, а надо это применять. И уже полгода я на нашем приходе веду психологический кружок. И я понимаю, что наши встречи поспособствовали рождению нового кружка. Иначе я бы не решилась в храме вести кружок.

Александр Кондратенко.: — А я как-то попросил людей помочь мне отправить письма в тюрьму, и так сложился наш кружок.

Владимир Стрелов: — Если говорить о меркантильности, то у меня в квартире обои надо было поклеить… Я знаю примерно, кто какие клеил. И не отклеиваются.

Евгений: — На этих обоях надо поставить маркировку как на церковной продукции «сделано с молитвой».

Дмитрий Х: — На них стены держатся…

 

Читать продолжение – 2.3 Пробное обсуждение. Роль ведущего (видео)