yandex

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

2.1 Правила дискуссии на кружках

21 апреля 2017 года прошла вторая встреча ведущих Евангельских кружков, на которой мы попробовали поговорить о:

  1. правилах, которые существуют на наших кружках
  2. о целях существования библейских групп,
  3. роли ведущего и его обязанностях,
  4. в формате «пробной группы» посмотреть, как работает ведущий в дискуссионной группе.

ПРАВИЛА КРУЖКОВ

Мы пока попробовали поделиться, что у нас было за месяц — как рефлексия по предыдущей встрече, может быть, по материалам, как они на нас повлияли, которые предлагались для подготовки.

И сейчас хотелось бы поговорить о правилах группового взаимодействия. Если бы нас было побольше, и особенно те ребята, у которых группа как таковая не сложилась, нам бы может и имело смысл и выработать это все. Но сейчас давайте поделимся в свободном режиме, как у вас проходят группы: начинаете ли вы с того, что вы озвучиваете какие-то правила или вы вводите их по ходу действия, какие это правила, почему именно эти, что-то менялось ли у вас или нет, в конце концов. Это немножко разговор следующего раза, когда мы хотели про форматы в принципе поговорить, но тогда сегодня мы тоже в эту сторону посмотрим. Потом мы сможем посмотреть еще раз по методичке МВ те правила, которые там сформулированы и договоримся о наших здесь правилах взаимодействия, может, что-то оттуда выключим, может быть, что-то, наоборот, туда дополнительно включим, что нам покажется важным.

Если мы говорим о ведении групп, то у ведущего есть возможность задавать вопросы тремя способами – он может задать вопрос конкретно человеку: Евгений, что ты думаешь? Он может задать вопрос в целом: Друзья, что вы думаете? Или он может запустить вопрос по кругу. Вопрос по кругу дает возможность не пропустить ни одного из участников и его полезно задавать в конце или, когда народ почему-то не очень готов высказываться, но нужно, чтобы они как-то включались. Вопросы в целом для аудитории хороши тогда, когда может быть, тоже еще нет достаточного доверия, но вместе с тем, уже что-то начинает такое проклевываться. Правда, есть уже некоторая опасность, что будет какой-то эксперт, который все внимание на себя в таком случае возьмет. Ну и соответственно личные вопросы бывают, полезны, когда видим, что кто-то молчит и нам просто жалко, что человек не участвует.

Давайте сейчас попробуем поделиться по кругу, помня о том, что у нас не так много времени, кратенько. Вы видели правила в методичке, чем у вас может быть отличается, как вы их вводите, не вводите и т.д. Даш, давай с тебя начнем.

Дарья: У нас встречи так проходят. Первая часть (это около часа) – собрались, сели за стол, чаек разлили, печенье, конфеты. И для начала просто делимся чувствами, у нас называется «поделиться чувствами», ну, или событиями – где кто побывал, что с нами происходит, чтобы люди пришли и были целиком здесь. Евангелие – это очень ценно, но есть и человеческая жизнь с житейскими штуками, если ей совсем не поделиться, то получается разрыв такой – у меня там заботы, хлопоты, трудности, или радости, или интерес, а вот тут конкретное Евангелие – и как я в Нем? Т.е. просто получается по-человечески встретиться. Встреча — посмотреть друг на друга, прямо в лица посмотреть, поделиться. Но, поскольку встреча вечерняя, в четверг в семь вечера, после работы большинство, пьем чай и просто по кругу, действительно по кругу высказываемся. Не просто кто-нибудь выскажется, нет, а ведущий предлагает: «давайте так». Мы делимся, как правило, участников много, больше десяти, и поэтому час — в самый раз. Участники, как правило, все знакомы, бывают один – два новых человека на встрече. Дальше у нас идет подготовка к чтению, мы обсуждаем правила. Основное правило – читаем Евангелие и прилагаем его лично к себе, т.е. как прочитанное соотносится с моим опытом, к чему оно меня как-то подталкивает, что мне открывает, может быть, обличает, т.е. соотнести со своим опытом и приложить к себе, — что для меня эти слова, что они для меня значат, что из моего прошлого опыта как-то я могу соотнести, и что в будущее я могу принести. По отношению к другим – не перебивать говорящего, не критиковать, не поучать, не проповедовать, т.е. говорить от себя, вот я, как это относиться ко мне — не «мы все должны» или «мы все грешники», а вот лично я – вот это, наверное, базовое. Телефоны отключить, то, что неприятно, когда кто-то делится чем-то сокровенном, а тут телефон звонит. Первое, что вспомнилось – это вот это. Дальше читаем отрывок выбранный.

Владимир Стрелов. Про формат – это уже не так важно, тем более, что отец Яков говорил об этом. Про правила еще что-то есть? Если участник нарушает правила – что вы делаете?

Дарья: Вот с этим заминка, потому, что, действительно, участники нарушают правила. Правило озвучено, и если кто-то делает что-то не то, ведущий может сказать: «Ребята, давайте обсуждения потом, сейчас у нас все-таки личные высказывания». Но, как правило, ведущий это не очень делает, и вроде как правила озвучены, но они нарушаются. И для меня сейчас вопрос, как быть, потому что человек начинает очень долго о чем-то говорить, — понятно, что есть желание поделиться, но другие ущемляются, они не выскажутся. Прервать, мол, хватит тебе говорить, — неловко, и в какой форме это сделать? И к человеку проявить участие, понимание, и в то же время о группе позаботиться, — с этим затруднения. Т.е. такое часто бывает, что кто-то начинает рассказывать-рассказывать, уже совсем не про Евангелие, а про себя, что было уместней в первой части делать. И в нашем кружке все, как правило, помалкивают, глазки опускают, в телефонах тыкают кнопочки уже, потому что трудно слушать, когда долго и не по теме, сколько терпения хватает – слушаем.

Владимир Стрелов. Т.е. правила есть, но при этом не очень понятно, как с этими правилами быть, когда они нарушаются.

Дарья: Да, т.е. они явно нарушаются и, как правило, ведущие не решаются останавливать. Когда я останавливаю, я чувствую, что я такая жесткая, и такая резкая, и мне бывает неловко: «Даша — вредная ведущая».

Владимир Стрелов. И у вас, получается, роль ведущего преходящая. И каждый раз тот ведущий, который начинает, он эти правила и озвучивает, — или все вместе озвучиваете?

Дарья: Бывает, что ведущий говорит: «Ребята, давайте озвучим правила». Сейчас мы обсуждаем, и меня это сподвигает к новым открытиям. Я сейчас подумала, наверное, может, стоит договариваться с группой заранее: «Ребята давайте друг друга уважать и время рассказа соблюдать, или что делать, если кто-то начнет говорить больше пяти минут».

Владимир Стрелов: Спасибо.

Дмитрий Харламов: Пара правил, о которых я скажу. Всегда ведущий просит кого-нибудь помолиться перед началом чтения. К нам в группу могут прийти и новички, и старшие курсы. Высказывания – по поднятой руке, ведущий предоставляет слово. Никто не высказывается спонтанно, только после предоставления ему слова. Если кто-то говорит слишком часто, то даже если он поднимает руку, ведущий обращается сначала к другим участникам, чтобы дать возможность и другим желающим высказаться. Каждый раз перед началом чтения эти правила повторяются. Диалогов не бывает.

Ведущий прерывает участника, если он нарушает правила, и люди к этому нормально относятся. Он просто напоминает о том, что есть правила – «спасибо, мы поняли, давайте дадим другому высказаться». Некоторая жесткость в этом присутствует, но люди воспринимают это адекватно. Во всяком случае, я за три года ни разу не видел, чтобы кто-то вступил в спор с ведущим. Нечасто, но бывает, что люди как бы забываются, и приходится пользоваться правом ведущего – пресекать долгое говорение.

В конце чтения, как правило, благодарственная молитва. Каждый высказывается, когда есть о чем поблагодарить.

Владимир Стрелов: Давайте, мы попробуем поговорить про формат молитвенного чтения. Если говорить о нашем формате, то на молитвенной группе высказываются приблизительно следующие правила.

«Друзья, мы собрались читать Писание. Его можно читать по-разному. Можно читать в научном смысле, принося комментарии — это вы делаете на занятиях у ваших преподавателей. Можно читать Писание в дискуссионном смысле, и тогда мы будем, как пинг-понг, передавать свои мысли друг другу. Молитвенное чтение предполагает нечто иное. Задача состоит в том, что если Писание — это слово Божие, то мы можем его действительно понять, только воспринимая как слово Божие, записанное Духом Святым. Значит нужно быть в какой-то связи с Духом Святым. Но сказать, что – вот, я сейчас в Духе Святом, и буду вам сейчас говорить – это дерзко. Но мы можем утихнуть и попробовать услышать, что Господь говорить через брата, через сестру. И тогда наша задача в первую очередь – это, действительно, затихнуть. В древности считалось, что для такого затихания требуется час, например. У нас такого времени нет, поэтому давайте сейчас уже пробуем включаться. Вы помните, как молился пророк Самуил? Когда его три раза призывает Господь, он не слышит, что это его призывает Господь. (I Цар. 2,3) Он прибегает к своему учителю Илию и спрашивает, ты звал меня? Учитель говорит: нет, иди спи. И на третий раз Илий понимает и говорит: когда Зовущий призовет тебя, говори – вот я, слушает Тебя раб Твой».

Мы просим, чтобы участники вот так относились к своему пребыванию на группе — «Вот я, Господи, здесь. Слушает Тебя раб Твой. И мы недостойны, чтобы Ты сказал нам нечто, но мы надеемся, что Ты по своей милости будешь среди нас Своим присутствием». Соответственно, мы не судим высказывания других людей, потому что это, как правило, разрушает атмосферу доверия и не дает возможности молиться. Наоборот, мы молимся за тех, кто говорит, и тогда открываем, что человек может говорить внешне мне не близкие вещи, но за этими вещами я вдруг слышу то, что мне оказывается важным и нужным, просто сформулировано может быть из какой-то другой парадигмы, из какого-то другого опыта. И бывает такое, что от человека, от которого я не ждал, я могу услышать то, что мне бывает нужно услышать.

Ведущий постоянно призывает – «мы молимся, мы молимся, мы молимся» — в течение всей встречи. Задача – настроить людей именно на молитвенное чтение. И тогда, если человек понимает этот формат, он уже не будет много говорить. Но если он не понимает, тогда его действительно может «прорывать», и тогда мне нужно после встречи к нему подойти и попробовать с ним об этом поговорить, или в следующий раз привести какие-то примеры – что является молитвенным чтением, а что не является. У нас, например, есть один участник, который говорит «я уже год участвую в молитвенных чтениях и тут я, наконец, понял, что у меня есть препятствие, я не могу участвовать в молитвенных чтениях. Я пока не знаю, с чем это связано, но я по крайней мере понял, что я как-то неправильно к этому отношусь». Это человек много читавший, знающий, и во время чтения больше головой работает. Моя задача тогда – дать ему какие-то материалы, чтобы как-то этот опыт отрефлексировать.

Если есть желание более подробно с этим форматом познакомиться, можно как-нибудь прийти к нам и поучаствовать. У нас по четвергам в Культурном центре «Встреча» на Дербеневской это происходит, с 20-40 до 22-00.

Если бы у нас не было такого количества людей, которые учатся, молитвенные чтения были бы гораздо сложнее, потому что для такого формата хорошо, чтобы участвовали те люди, которые понимают границы своего знания. А, как правило, не учившиеся люди ведут себя более самоуверенно…

Евгений Голубев: По нашим правилам. Большую их часть я озвучил на первой встрече. Их можно разделить на правила поведения участника на встрече, и правила проведения самой встречи. Понятно, что правила, относящиеся к участнику, имеют целью соблюдение правил встречи: если каждый участник будет соблюдать правила, встреча пройдет по правилам. Мне очень понравилась мысль Даши о том, что озвученные правила должны соблюдаться. Это моя личная боль, потому что иногда я сам не соблюдаю правила, которые я предлагаю группе. Я сам должен о них всегда помнить и как-то смиряться, но и смирять других. Из моего опыта следует, что, если правила не соблюдаются, возникает некая расслабленность, и мы не достигаем цели. Вопрос в форме выражения. Призвать соблюдать правила можно в жесткой форме, а можно мягче. Но соблюдать их нужно, если они озвучены.

Повторю правила, которые относятся к участникам. Это я-высказывания, это запрет перебивать других, и в дополнение к ним – высказывания по руке. Здесь еще задействуется психомоторика, потому что человек запоминает: «чтобы сказать, я должен поднять руку», — и это его структурирует. Дмитрий говорил, что поднятая рука не означает автоматически, что ты можешь разговаривать. Задача модератора – отслеживать поднятые руки и давать слово в той последовательности, в которой эти руки были подняты. Этим достигается цель не перебивать друг друга и слушать внимательно. Здесь я призываю наших частников к молитве, потому что, если вы сейчас не говорите, вы молитесь и размышляйте. Если не говорить и не молиться, то мысль уплывает, и люди начинают отвлекаться. Эти все правила можно выразить очень кратко – относиться друг ко другу с любовью. Это сложно, но это школа любви.

Владимир Стрелов: Спасибо.

Александр Рохлин: Если говорить о правилах, то я бы выделил одно – не употреблять выражение «если…». То есть, если человек говорит, он должен говорить о своем собственном опыте, о своем понимании или непонимании. Часто возникает такая ситуация, когда человек говорит: «А вот если… то и то, то как надо себя вести?», «если бы… то, то что было бы?». Есть реальность, а над реальностью есть формула, которую можно долго-долго выстраивать логически, и пытаться найти ответ на эту конструкцию, а не на реальное евангельское слово. И это очень распространенная болезнь, потому что очень легко уйти от себя, от своего незнания, непонимания, и задавать какие-то общие вопросы. И таких вопросов масса.

Как это пресекать? Очень просто. Во всех группах делаем установку — «ребята, слово «если» — не православное», прямо так. Это людей сразу встряхивает. При этом не надо углубляться в характеристику понятия «православный», тогда это работает.

Владимир Стрелов: Как я понял, не надо обсуждать гипотетические ситуации, а говорим исключительно о том, что касается нашей конкретной жизни.

Александр Рохлин: Да, говори только о том, что касается самого тебя. И более общее замечание – об отношении к правилам. Да, не будут они никогда соблюдаться! Я в этом еще раз убедился, слушая всех, здесь собравшихся. Обращаясь к своему опыту, который у меня очень большой, я хочу сказать, что – как ни призывай, как ни проси, как ни договаривайся или не договаривайся, будешь ты мягким или жестким, — правила соблюдаться не будут. Большинству не удается придерживаться правил. Что же остается? Остается у тебя, как ведущего, твое собственное терпение. Оно и вырабатывается, оно есть, оно и прибавляется. Ты понимаешь, что нет другого выхода – надо научиться правильно терпеть происходящее, держаться в обороне. Не в жесткой защите – вот уперся лбом и стоишь, а держаться открыто. То есть я готов к тому, что все не будет получаться.

Призывать к соблюдению правил нужно обязательно, но при этом знать, что, возможно, этого никто не слышит. И это твоя ответственность.

Владимир Стрелов: — Это антропологический пессимизм?

Александр Рохлин: — Нет. Это оптимизм стопроцентный, потому что, что бы ни происходило, надо дальше продолжать вести саму группу. Это продолжается годами, приходят те же самые люди. Они часто друг с другом не ладят, но они почему-то терпят друг друга. Значит, какое-то зерно, какая-то капля им попадает, и они терпят.

Владимир Стрелов: Спасибо.

Евгений: — Я взял наши правила поведения, распечатал и вновь приходящим вручаю, чтобы они у них всегда были. Это очень удобно, потому что, когда кто-то нарушает правила, можно просто показать бумажку. Иногда я просто ничего не говорю, а просто поднимаю бумажку.

Владимир Стрелов: Спасибо.

Александр Кондратенко: — У нас нет регулярно озвучиваемых правил, мы плаваем в волнах человеческого терпения и уважения друг к другу. Но из того, что я наиболее часто напоминаю, это – не перебивать и не говорить со мной-ведущим. Иногда кто-то из новых участников берет слово и говорит, обращаясь только ко мне. Я жестом показываю – «говори для всех». И еще есть волшебная фраза «давайте вернемся к Евангелию». Это способ, чтобы человека немного приглушить, если он слишком долго говорит. Почти всегда работает. Конечно, всякое бывает. Иногда и балаган случается, и что-то еще.

Владимир Стрелов: Спасибо.

Коллега А.Еремеева: — Я могу сказать о правилах следующее. Мне приходилось вести группы, вот из этой практики несколько правил. Во-первых, есть отрывок, и все строится вокруг отрывка из Писания. Ведущий не озвучивает никакой преамбулы, предваряющей этот отрывок, — только 1-2 предложения. Правило такое – если кто-то озвучивает вопрос, то отвечает не ведущий, а все присутствующие. Если кто-то решается ответить, то он должен строго придерживаться темы вопроса и связывать это с текстом Писания. При ответе не нужно вспоминать все, что ты знаешь на эту тему. Нужно быть кратким, конкретным. И вопросы д.б.конкретно к этому отрывку.

Такие беседы у нас бывают на предварительных встречах. Но эта форма может использоваться и на разных других встречах.

Владимир Стрелов: Хорошо. Это действительно хорошо, что вы просите придерживаться конкретного отрывка, не уходить из темы, и высказываться кратко. Спасибо.

Александра Строцева: — Я немного дополню. Важные вещи прозвучали о том, что нет дискуссии, нет спора – это принципиальный момент. Придерживаться только текста важно, и мы стараемся убрать даже какие-то толкования. Потому что, если мы будем друг другу помогать толкованиями, это будет очень долго и неинтересно. Ограничиваемся только выбранным текстом, даже без привлечения параллельных мест. И сразу предупреждаем, что говорим коротко, чтобы у всех была возможность высказаться. Ведущий сам чувствует лимит времени. И правила озвучиваются сразу. Задача модератора – обеспечить выполнение этих правил, иначе встреча не состоится, потому что сама встреча должна быть достаточно короткой – 1 час, 1.15ч. Потом, за рамками этой встречи можно все, что угодно – чай, разговаривать, дискутировать. А сама встреча должна быть достаточно компактной.

Владимир Стрелов: Спасибо. Хорошо.

Александра Строцева: — Хочу добавить. Форматы встреч у нас, действительно, очень разные. Есть какой-то опыт Евангелия в рамках катехизации. Есть группы, которые встречаются много лет, там свои особенности и свои задачи. Группа, которая много лет встречается, имеет какой-то общий круг жизни, и она может сама эти задачи формулировать.

Владимир Стрелов: Это интересная мысль! Если группа встречается несколько лет…

Александра Строцева: Действительно, такая группа может для себя решить, что ей важно на каком-то моменте жизни. Тут вот что важно. Такая группа, где собрались случайные люди, они еще друг друга не знают, и у каждого какая-то своя задача. Тут важно каждому идти со своим каким-то ответом. А в случае, если группа встречается много лет, у нее могут быть и какие-то общие задачи. Возможно, им к чему-то общему надо прийти, что нам всем, не мне лично, а нам Господь открывает.

А тот формат, о котором мы говорим, — здесь стоит задача свидетельства. Там могут быть люди очень разные, кто-то себя считает верующим, кто-то даже не считает себя верующим, он более открытый. У таких людей очень часто есть такой императив, что они к этой встрече как к уроку относятся. Я думаю, что с этим тоже все сталкивались. И поэтому ведущий вводит такое правило, которое четко обозначает его позицию, — «я не отвечаю на вопросы». И цель этого заключается в том, чтобы человек сам почувствовал, что ему может что-то открыться, что он не просто может информацию получить, а в процессе какого-то размышления ему может нечто открыться.

Владимир Стрелов: Спасибо.

Коллега А.Еремеева: — Хочу добавить. Даша говорила о том, что подводится некоторый итог перед встречей. И у нас, Прочли Евангелие и подводим некий итог: как это нам открылось, как это воплощается сейчас, и как мы предполагаем, что это может воплотиться в будущем.

Владимир Стрелов: Спасибо. К нам присоединился Дмитрий. Дмитрий, два слова о тех группах, в которых ты участвуешь. Мы сейчас обсуждаем правила. Если тебе есть что-то добавить по отношению к правилам, которые сформулированы в «Миссия возможна», то можешь добавить.

Дмитрий Иванин: Я веду группу в молодежном центре Данилова монастыря, это часть моих обязанностей как катехизатора. В этом году группа очень непостоянная – то никого не бывает, то приходят какие-то люди. В основном наш канал распространения – это монастырь. Мы бы хотели сосредоточиться на тех людях, которые приходят в монастырь, поэтому назвали это «встречами изучения Евангелия», чтобы люди не пугались. Принципы группы очень схожи с тем, что Володя описал в методичке, схожие с тем, что было в Федоровских городках.

В этом есть некоторое вдохновение. Я лично понимаю евангельские группы как формат христианской богослужебной жизни, когда мы можем встречаться вокруг Христа. Текст Писания ведет за собой, он задает вектор, не позволяет уклониться. Всегда интересно прикладывать небольшое усилие и смотреть, как еще может слово «заиграть».

Владимир Стрелов: Есть ли у вашей группы правила, как и когда вы их озвучиваете, как следите?

Дмитрий Иванин: Все зависит от того, кто в группе — это новые люди или не новые. В начале года, когда приходят новые люди, мы уделяем большое внимание правилам. В основном, мы стараемся уйти от учебного формата, говорим, что человек может высказываться свободно – от себя, про себя, не обобщать. Если он приводит какую-то известную мысль, либо толкование, то желательно при этом говорить о том, как его это трогает, что это лично для него значит. Мы говорим по одному, по кругу, не перебиваем, стараемся импульсивно не реагировать на высказывание другого человека. То есть если чье-то высказывание меня затронуло, пусть это немного «поварится» во мне. Нужно этот вопрос или недоумение вначале обратить внутрь себя, может, из этого получится увидеть то, что раньше я не видел в отрывке.

Самое важное правило: каждый может быть принят, он может высказаться на том уровне, который у него есть, это нормально. Есть еще одно правило – сначала мы стараемся говорить про текст, про то, как мы его понимаем, что он нам открывает. А потом уже переходим к тому, а что, собственно, он значит для нашей жизни.

Владимир Стрелов: Хорошо. Спасибо. Давайте сейчас откроем правила, которые в методичке МВ сформулированы, и посмотрим – здесь правила, которые называются «групповое соглашение». По большому счету, они работают не только для евангельской группы, но и в принципе для любой группы, которая решила собраться вместе.

Давайте, посмотрим, что здесь. Во-первых, «стараться быть здесь и сейчас. Для этого – минута тишины». Это то, о чем Даша рассказывала. Делимся своими чувствами, чтобы помолиться о трудных ситуациях, порадоваться, что у кого-то что-то хорошо, и действительно, присутствовать здесь.

Если опаздываем, предупреждаем заранее. Это очень хорошая вещь. Женя вот у нас предупредил. Но вот я сейчас чувствую себя некомфортно оттого, что я не знаю про половину участников – где они, что они, то ли они потерялись, то ли им что-то не понравилось. Это жалко, конечно. «Включаем средства связи или информируем о причинах ожидания звонка» — у меня, понятно, кто-то может просто дозваниваться.

«В группе соблюдается установленный регламент высказываний» — это мы можем каждый раз задавать заново.

«Говорит от себя только один, а остальные внимательно слушают, и без междусобойчиков» — это тоже понятно.

«Я-высказывание» — об этом сегодня говорили.

«С уважением относимся друг ко другу. Для этого не учим друг друга, не проповедуем» — это необязательное для нашей общей работы правило, потому что мы будем друг друга учить в итоге тем, что у нас лучше получается. Но, наверное, здесь идея еще в том, что мы в нравственном смысле не надмеваемся и не ставим себя выше другого, потому что я такой же ученик Христов, как и любой другой участник.

«Не делаем замечаний, если вы не ведущий».

«Не даем советов. Не перебиваем. Не исправляем. Не подсказываем. Не говорим друг о друге в 3-м лице» — это правила простой вежливости.

«Не даем оценок высказываниям других членов группы» если нас не попросили, например, после того, как мы провели мозговой штурм – согласиться, не согласиться, или еще что-то такое.

«Не вешать ярлыки». – и т.д.

«Группа – пространство безопасности и доверия, поэтому мы не спорим, а дополняем».

«Все приглашаются к общению, но никто не принуждается».

«Каждый может пропустить свое высказывание».

«Стараемся принимать друг друга».

«Все, что происходит в группе, не должно обсуждаться третьими лицами без согласия участников» — я думаю, это касается тех ситуаций, когда мы вдруг делимся какими-то личными вещами, — если мы привели жизненные примеры со своей группы, а потом это как-то вылилось дальше.

Если вы согласны, то давайте договоримся, что мы так приблизительно и будем общаться. Если вы хотели еще что-то внести, давайте еще внесем, или наоборот, вынесем.

Евгений Голубев: — Я хочу добавить, правило – «не дискутировать и не обсуждать» — к нам не очень относится. Мне кажется, наоборот, стоит призывать к дискуссии, точнее – к обмену мнениями. Но здесь открывается ларчик с одной стороны, и он должен уравновешиваться другим правилом. Это правило можно сформулировать так: — «Не назидать. Выступать со вниманием к тому, что ты говоришь брату и сестре. Все мы Христовы, а не аполлосовы или кифовы, или володины. И делать это деликатно».

Владимир Стрелов: То есть дискутировать с любовью и без надменности.

Евгений Голубев: Да. Я из своего опыта скажу, что если возникает внутри некое возмущение сказанным, то здесь можно применить очень хорошее Димино правило – дать чувству время, не вербализировать его сразу, дать ему побыть у себя внутри, помолиться о себе, об этом человеке. И если уж совсем распирает, высказать его, чтобы мысли человеческие не оставались внутри. Но форма высказывания этой мысли должна быть не в форме «что же ты такое сказал», а в формате «я-высказывание», то есть «я считаю, что…»

Владимир Стрелов: У меня вопрос. Мы сегодня сформулировали наши правила. А те люди, которые сегодня не пришли, как мы должны будем включать их в это формат?

Евгений Голубев: — Сформулировать и распечатать.

Владимир Стрелов: Может быть, разослать им, и если они не готовы, то встретиться с ними отдельно, а только потом уже сюда. Хоть мы и не вводили правило регулярно посещать наши собрания, но у меня ощущение, что мы как-то вкладываемся, а другие решают для себя – хочу, не хочу… Я по опыту предыдущей работы знаю, что человек, который не был на встрече по выработке совместных правил, если он потом включается на третью, на пятую встречу, он может действовать разрушительно. Ему будет казаться, что все остальные какие-то зомбированные люди, а он один «глашатай свободы». Хотя на самом деле он в данном случае просто человек, который что-то не услышал и не включился.

Евгений Голубев: — Думаю, стоит оформить наш документ и разослать с предложением сформулировать замечания, пожелания, предложения. И те, кто не пришли, если они заинтересованы, они выскажутся. Потом мы это скомпонуем, утвердим и примем к работе.

Александр Рохлин: — Я хотел бы предложить еще одно правило – предлагаю ведущему не настаивать на формулировках, особенно если ситуация близка к критической. Прежде, чем что-то высказать, попросить Бога о помощи – «помоги Господи». Успеть сказать, прежде чем открыть собственный рот. У меня, как правило, это работает.

Александр Кондратенко.: — Тоже хочу добавить два слова. Мне кажется, когда возникает разрушительная ситуация, это вещь, которую тоже нужно пережить. Мы будем придумывать правила, чтобы всем было комфортно и хорошо, но не нужно так сильно бояться их нарушений. У нас на кружке такие ситуации бывали, и люди через это проходят и приобретают совместно некоторый негативный опыт. И он тоже неплох в смысле совместности, он тоже сплачивает. Я хочу сказать, что, если группа пережила какой-то конфликт и продолжила совместное движение дальше, это ее делает сплоченной. Если мы здесь проговариваем правила дальнейшей совместной жизни, то мы должны учитывать это обстоятельство.

Дмитрий Иванин: — Мне кажется, правила тесно связаны с целью. Почему я против того, чтобы правила разослать сразу людям, потому что мы должны сначала проговорить – а, зачем эти правила, зачем что-то, что вводится сверху. Правила всегда либо защищают атмосферу, либо помогают выработать порядок взаимодействия, об этом важно сказать, прежде всего. То есть если мы договоримся о том, для чего мы здесь, тогда можно искать некоторые правила. По отношению к тем людям, которых сегодня нет. Меня бы, наверное, это задело, если бы мне сразу предложили некие правила.

Владимир Стрелов: Спасибо, Дима. В этом письме, прежде, чем говорить о правилах, нужно напомнить, ради чего мы будем собираться. И если те, кто сегодня не был, хотят участвовать…

Читать продолжение – Цели кружков 2.2