Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Мраморный бюст Христа «Спаситель Мира» – последняя работа великого скульптора эпохи Возрождения Джованни Лоренцо Бернини. Это та самая «точка», которую он поставил в конце своей невероятной карьеры – также гениально, как и творил.
Скульптура «Спаситель Мира» изображает Христа по грудь. Мастер представил нам Спасителя не опозоренным и не распятым, а одухотворённым и светлым, как и должно быть образу Божьему. Его прекрасное лицо печально, эта печаль – о судьбах мира, о грешной человеческой природе, о том, что редко кто может удержать в своём сердце Дар Божий. Его черты, а также вьющиеся локоны длинных волос и небольшой бородки, Бернини вырезал из камня с большой тщательностью. В глазах Христа, в рисунке его бровей читаются скорбь и решимость – Он знает всё о природе людей, знает, что будет предан самыми близкими, но должен совершить свой подвиг во имя Спасения человека. Это Его Миссия.
Бернини, со свойственной ему гениальностью, через суровую пластику камня, передал своё преклонение перед подвигом Христа. В своём произведении мастер сумел раскрыть величайшее значение образа Спасителя для человечества, используя только мрамор, резец и свой талант. Искру Божию, которую художник получил свыше и не дал погаснуть, наоборот – озарил её светом греховную тьму и дикость человеческой «цивилизации».
История создания.
Джованни Лоренцо Бернини дожил до очень преклонного возраста и работал почти до конца своей жизни. Последние годы он провёл как истинный христианин – ежедневно посещая мессы и в молитвах готовясь к смерти. Бюст «Спаситель Мира» скульптор завершил за два года до кончины, в возрасте восьмидесяти лет – перед тем, как в результате инсульта у него отнялась правая рука. «Только Он – твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более» (Пс.61:3). Мастер завещал своё гениальное произведение королеве Кристине Шведской – другу и благодетелю.
Бюст Спасителя хранится сейчас в Художественном музее Крайслера, в США.
Отношение автора к вере.
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.
Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.
В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.
«Незаурядный человек высокого интеллекта, родился с Божьим благословением, и во славу Рима, чтобы принести свет для века» – сказал о Бернини Папа Римский Урбан VIII.
Биография.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.
Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.
Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.
Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.
В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монарха в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.
Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.
Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».
Автор текста: Марина Румянцева.