Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Богоматерь Утоли Болезни» с приписными святыми"
Икона «Богоматерь Утоли Болезни» с приписными святыми"
Иконописная школа/ автор: мастера Выговских иконописных мастерских
Местонахождение: частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Утоли Болезни» с приписными святыми"
Время создания: конец XVIII в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Традиционное поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках отличается характерными для данного извода чертами. Христос представлен почти в горизонтальном положении, под Ним – белый плат, а под головой рукав Богоматери наподобие подушки. Лежащий (почти как в сюжете «Недреманное Око», образно связующем младенческий сон в яслях и посмертный – во гробе), Иисус двуперстно благословляет правой рукой, в левой сжимая свиток с молитвой «Судия праведный». Необычен жест Богоматери – Ее десница прижата к щеке, как бы в знак печали (так изображается Она при Распятии) – и, одновременно, сложена в демонстративно воздетое двуперстье. Внизу, на узком горизонтальном щитке, написан тропарь «Утоли болезни». На полях – показательная пара святых, указующая на женский характер заказа.

История образа.

Данный извод, строго говоря - Богоматерь «Утоли моя печали», сюжет, пришедший в русский репертуар под греческим влиянием в XVII в. Однако примерно с середины XVIIIв. эта композиция изредка титулуется «Утоли болезни», по тексту гласа 5 тропаря к богородичной иконе «Утоли моя печали»: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». Акцентирование целительной силы иконы в её названии – результат ряда чудесных исцелений, происшедших, по преданию, от оригинала этого образа, хранившегося в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. В официальном церковном источнике чудо описано так:

«…Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» — и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года.»

Появление и распространение этого сюжета показательно для благочестивого духа времени конца XVII- XVIIIв. Под воздействием культуры Просвещения в иконописный репертуар проникли многие «рациональные» мотивы. Всё большую роль начали играть «иконы-покровители», связываемые с повседневными реалиями и чаяниями человека, а средневековые иконографии, главной задачей которых было провозглашение отвлечённых богословских идей, забывались или переосмыслялись. По образцу западной культуры, «новые» иконы воздействовали в первую очередь эмоционально, предназначались для возбуждения отклика чувств, а не богословских размышлений. Это отразилось и в их названиях, поэтических и вместе с тем «утилитарных» - «Взыскание погибших», «Споручица грешных», «Умягчение злых сердец», «Всех скорбящих радость». Нередко такие сюжеты объединялись на одной доске в композиции «многочастной иконы», и образ Богоматери «Утоли моя печали» и, иногда, «Утоли болезни» порой встречается среди них.

Особенности иконописной школы.

Несмотря на «осовремененный» сюжет, ко времени создания иконы существовавший менее ста лет, образ написан очень традиционно и строго, явно старообрядцами. Фигуры монументальны, плоски и очень декоративны. Каждая деталь очерчена тончайшим и жёстким контуром. Лики сделаны однотонно, светлой бледно-жёлтой охрой, почти без теней и светов, с очень нежной изысканной проработкой всех черт. Контур местами двойной – тёмно-санкирный снаружи и охристо-красный изнутри, мало того, лики заключены во внешние золотые контуры, подобно «строгановским». Все надписи на иконе увеличены в полтора-два раза, их изощрённое исполнение перекликается с орнаментами драпировок и даже разделками ликов, также несущими черты своеобразной «каллиграфии». Эти признаки и ряд других, вплоть до способа обработки доски, указывают на выговское происхождение иконы. Старообрядческий ремесленно-иконописный центр на реке Выг, соединяющей болота южной Карелии и Белое море – крупнейший очаг духовной культуры в Новое время. Со времени своего расцвета в середине XVIIIв. и до упадка в начале XIX, Выг снабжал старообрядческую Россию высококлассными иконами и рукописными книгами. Представленная икона – один из характерных и качественных памятников этого искусства.

Икона является произведением Выговских иконописных мастерских конца XVIIIв. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий