Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Описание произведения
В стихотворении «Гляну в поле, гляну в небо...» Сергей Есенин создаёт образ крестьянского рая на земле. Произведение написано четырёхстопным хореем – размеренным и спокойным ритмом. Атмосфера простоты и умиротворения ощущается также в использовании художественных средств – образ рая выражается в основном в эпитетах.
«Гляну в поле, гляну в небо / И в полях и в небе рай» - Есенину в своём раннем творчестве свойственно сближать духовную и материальную реальности. Но в этом стихотворении читатель видит не отражение рая на земле, а монолитное единство Родины и Неба.
Описание крестьянского рая строится по принципам идиллии: тяжёлый труд заменяется светлым созерцанием, отсутствует голод, нищета, поскольку всё вокруг плодоносит и бесконечно одаряет человека: «Снова тонет в копнах хлеба / Незапаханный мой край». Людям больше не нужно вспахивать землю и пасти стада: «Снова в рощах непасённых / Неизбывные стада». Антитеза эпитетов «непасённый» - «неизбывный» еще раз подчёркивает идиллическое настроение произведения.
Хотя «Гляну в поле, гляну в небо...» одно из немногих стихотворений Есенина, в котором есть указание на церковный праздник (Успение Богородицы), время в произведении кажется размытым, ощущается как вечное лето. Поэт часто использует неотчётливость смысла для описания духовной реальности, и потому слово «снова» в этом контексте может указывать как на цикличность состояний природы, так и на возвращённый рай.
С «зелёных гор» струится «златоструйная вода». Символ горы имеет множество значений, но в данном контексте обозначает близость Бога, любовь Господа к простому, измученному трудом человеку. Мотив Божьего дара вводится в последнюю строфу: «О, я верю – знать, за муки / Над пропащим мужиком / Кто-то ласковые руки / Проливает молоком». Есенин использует неопределённое местоимение «кто-то», развивая мотив тайны. Поэт намеренно превращает возвышенный образ «златоструйных вод» (образ полноты и счастья) в обыкновенное «молоко», чтобы еще раз подчеркнуть взаимопроникновение небесной и крестьянской реальности.
История создания
Стихотворение «Гляну в поле, гляну в небо...» опубликовано в журнале «Скифы», редактором которого был друг Сергея Есенина Р. В. Иванов-Разумник. Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Их увлекали поиски нового всеобщего духовного (неохристианского) единения в противовес буржуазному обывательству.
В журнале произведение «Гляну в поле, гляну в небо...» датируется «Успение 1917 г.». Стихотворение написано под впечатлением от этого праздника. Успение Божией Матери отмечается православной церковью 15 (28) августа и является одним из наиболее чтимых на Руси праздников. По времени совпадал с окончанием жатвы и поэтому в народном месяцеслове часто именовался Оспожинками, Спожинками, Дожинками и т.п. (Отсюда в стихотворении: «Снова тонет в копнах хлеба...»). В этот день часто устраивались гулянья, с него начинались осенние хороводы, местами с этого дня считалось бабье лето.
Отношение автора к вере
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественную суть Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
И хоть в дальнейшем Есенин, поддавшись обаянию агиток, плакатов и идеологической пропаганды, не раз напишет о своём атеизме, главную христианскую ценность - любовь к ближнему - поэт пронёс через всю свою жизнь. Во время Гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Сергей Александрович писал, что лучше лишиться жизни, чем: «С любимой поднять земли в сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
Переехав в 1915 году из Москвы в Петроград, Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.
В ранних произведениях Есенина преобладает пейзажная лирика. Еще одной темой поэзии Сергея Александровича является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
Начиная с 1914 года Есенин печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.). В это время к поэту приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921),«Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).
После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток – в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной лечения поэта в психоневрологической больнице.
28 декабря 1925 года после побега в Ленинград поэт умирает. Его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
«Гляну в поле, гляну в небо...»
Гляну в поле, гляну в небо, И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край. Снова в рощах непасёных Неизбывные стада, И струится с гор зелёных Златоструйная вода. О, я верю — знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.