Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Справа от фронтона на восточном фасаде находится статуя, изображающая святого апостола Симона Зилота. Он изображен пожилым человеком, с собранными за спиной волосами и пышной бородой. Тело апостола укрыто хламидой, которая подчеркивает его могучий торс (такая трактовка одежды не характерна для всей серии скульптур святых апостолов) и плащом (который в отличие от плащей других апостолов не свисает по диагонали с правого, ближайшего к фронтону плеча, а уложен как тога на портретах римских патрициев). У скульптуры традиционно согнута в колене правая нога, ближайшая к фронтону, и композиционно это оправданно – так как апостол опирается правой рукой на большую пилу – символ его мученичества. Левая рука поддерживает плащ-тогу, опять же повторяя античные изображения.
Скульптура апостола Симона по характеру – одна из самых спокойных на крыше собора. Пожилой уже человек, опираясь на пилу, всматривается вдаль и ввысь – на восток, ожидая грядущего явления Господа Иисуса Христа.
История создания
Здание Исаакиевского собора было заложено26 июня 1818 года. С 1828 по 1830 годы устанавливали колонны портиков, начиная с 1830 года стали возводиться стены, пилоны, затем своды и купола. Разработка и укрепление скульптурного оформления здания началась только в 1837 году и продолжалась вплоть до 1858 года, когда собор был торжественно открыт.
Первыми были выполнены декоративные детали, использованные в оформлении порталов, затем – фигуры ангелов и архангелов для колоннады и углов храма. К 1838 году была утверждена схема расположения скульптур и скульптурных композиций на фронтонах. Последними выполнялись группы ангелов, держащих светильники по углам крыши собора.
По утвержденному Николаем I плану, в нише каждого фронтона располагалась скульптурная композиция из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, внизу шла лента с изречением из Библии, по краям фронтона стояли статуи святых апостолов, а увенчивало фронтон изображение евангелистов.
На северном фасаде располагалась фраза «Господи, силою твоею возвеселится царь» (Пс. 20:2), во фронтоне находилось изображение «Воскресение Христа», слева стояла статуя святого первоверховного апостола Петра, справа – святого первоверховного апостола Павла, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Иоанна.
На западном фасаде располагалась фраза «Царю царствующих» (1 Тим. 6:15), во фронтоне находилось изображение «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», слева стояла статуя святого апостола Фомы, справа – святого апостола Варфоломея, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Марка.
На южном фасаде располагалась фраза «Храм мой храм молитвы наречется» (Мф. 21:12), во фронтоне находилось изображение «Поклонение волхвов», слева стояла статуя святого апостола Андрея, справа – святого апостола Филиппа, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Матфея.
На восточном фасаде располагалась фраза «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки» (Пс.70:1), во фронтоне находилось изображение «Исаакий Далматский останавливает императора Валента», слева стояла статуя святого апостола Иакова, справа – святого апостола Симона, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Луки.
Также на северном и южном, самых крупных фасадах, около порталов были расположены ниши со скульптурными барельефами, выполненными П. Клодтом. На всех фасадах, кроме восточного, установили массивные двери с изображениями святых.
Изначально к работе над барельефами фасадов был привлечен французский скульптор Ф. Лемерт. Однако он запросил огромные по тем временам деньги за работу – 20000 франков, а также проезд, квартиру и мастерскую для себя и двух помощников. Причем настаивал, чтобы аванс и проездные были выплачены до того, как он начнет творить восковую модель для первого фронтона. Однако его требования были удовлетворены, скульптор приехал в Петербург и приступил к работе. Его эскизы не очень нравились Николаю I, однако император утверждал их, так как другого скульптора из-за границы было выписывать долго и дорого. Тогда Огюст Монферран уговорил жившего в Москве итальянца по происхождению И. Витали сделать восковую модель очередного фронтона и представить ее императору. Николай утвердил модель и назначил Витали главным скульптором собора. Лемерт, после завершения барельефа для второго фронтона был уволен.
Витали выполнил обе оставшиеся композиции. После этого он приступил к изготовлению оставшихся фигур фронтонов – статуй святых апостолов и евангелистов, а позже – групп ангелов со светильниками. ОднакоВитали много болел в последние годы жизни, причем не афишировал свое состояние. Его смерть в 1855 году была внезапна для всех. Некоторые скульптуры (в основном ангелов) не были завершены, их доделывали ученики мастера. В 1858 году последние статуи установили на крышу, и собор был открыт.
Отношение автора к вере
Витали, итальянец по происхождению, человек, который даже за женой поехал в Италию, бывший всю жизнь искренним прихожанином католических костелов, конечно же, был искренним католиком. Он с большим трепетом относился к религиозным заказам, чему подтверждением могут быть выразительные скульптуры Исаакиевского собора. Одним из самых почетных заказов для себя он считал алтарный крест для базилики святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, прихожанином которой он был в Санкт-Петербурге. К сожалению, крест был уничтожен в советское время, а сейчас восстановлен по сохранившимся фотографиям и изображениям.
Биография
Отец Ивана Петровича (в крещении - Джованни, так как он был католиком), Пьетро Витали, приехал в Санкт-Петербург еще во времена Екатерины Великой и работал при Академии художеств лепщиком и формовщиком. Его сын Джованни, родился в Санкт-Петербурге26 февраля 1794 годаи с детства вместе с отцом посещал Академию Художеств. Учился Иван при базилике святой Екатерины Александрийской в школе иезуитов, где получил начальное образование. Первым учителем в скульптуре стал отец, Пьетро Витали, затем мальчика взял в свою мастерскую Агостино Трискорни, а в 1810-х годах будущему скульптору было позволено посещать скульптурный класс профессора Академии Художеств И. И. Прокофьева в качестве вольнослушателя.
В 1818 году, во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, Трискорни открыл там филиал своей мастерской, во главе которого поставил Витали. Последний выполнил огромный объем декоративных работ для таких зданий как Сиротский институт, Опекунский совет и другие, а также был популярен как автор надгробий московской знати. Шедеврами Витали были колесница Славы на Триумфальной арке на Тверской заставе и портрет князя Н. Б. Юсупова. Также он изваял бюст своего друга художника Карла Брюллова, и за эту работу Академия художеств даровала Витали звание неклассного художника. Позже Витали получил звание академика тоже за бюст - портрет художника В. К. Шебуева.
Через протекцию Брюллова Витали был утвержден как главный скульптор Исаакиевского собора. В 1841 году он приступил к работам, переехав для этого в Санкт-Петербург. По сути, работа над скульптурой Исаакиевского собора стала главной в его жизни - она включала два фронтона, почти всю наружную скульптуру, оформление порталов. За все эти работы император Николай I наградил скульптора орденом св. Анны III степени. К сожалению, мастер умер в 1855 году, не успев все закончить, работы были завершены его учениками, в частности, А. Е. Фиолетти.
Иван Витали умер от тяжелой болезни 5 июля 1855 года. Так как в Санкт-Петербурге в это время не было католического кладбища, его прах был погребен на Волковском Лютеранском кладбище. В 1930-х захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова