О проекте
Новости
Обновления
Генератор ссылок
Гостевая
Сегодня 24 февраля
Суббота 1-й седмицы Великого поста Великомученика Феодора Тирона
Преподобного Димитрия Прилуцкого

Литургия: Ап.: Евр. 1:1–12, Вмч.: 2 Тим. 2:1–10 Прп.: Гал. 5:22-6:2, Ев.: Мк. 2:23–3:5, Вмч.: Ин. 15:17–16:2 Прп.: Лк. 6:17-23

Книга пророка Софонии


Помочь нашему проекту












NEW
Глава 1

Глава 2

Глава 3
Ст. 11Ст. 12Ст. 13

Иероним Стридонский блж.


Толкование на группу стихов: Соф. 2:12-15 12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. 13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, 14 и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. .

Весь этот отрывок и два вышеприведенных, — против Филистимлян и против Моава и сынов Аммона, — Иудеи относят в новому пришествию Христа, Который но их мнению придет в конце мира, чтобы отстроить Иерусалим и освободить народ Свой от руки народов, которая владеет ими. Это будто бы и обозначают слова: И будут поклоняться Ему мужи, от места своего, все острова народов языческих. Но в то время не только вышеуказанные народы, а и Эфиопы, и Ассирийцы, и даже Ниневия, город Ассириян была обращена в место ненаселенное, и все дикие звери земли, или, — как написано в Еврейском тексте, — все дикие звери народов, — что по их мнению имеет значение в отношении во всем племенам, имеющим принять участие в низложении Ниневии, — будут иметь место отдыха в ней. А так как в этом отрывке [слово] ninive переводится [словом]: прекрасную, то они слово прекрасную относят к Вавилону, и все следующее за тем: Выпь и еж будут ютиться в домах ее и проч. [по их мнению] больше подходит к Вавилону, об опустошении которого предсказывается то же самое в книге Исаии. Другие, наоборот, утверждают, что [здесь] ясно говорится о царстве Ассирийском, о котором уже сказано прежде: И прострет руку Свою на Север и погубит Ассура и обратит Ниневию в место ненаселенное. Имея в виду [или: после] Ассирийцев, более естественно относит значение к Ниневии, чем к Вавилону, городу Халдеев. А слова его: «Выпь и еж в воротах, и ворон на косяках дверей» свидетельствуют [или: показывают], что нет жителей; а выпей [цапель] есть два рода, одни водяные, другие живут в пустынных местах. В словах же: Голос поющего [или песни] в окне нужно разуметь или демонов или голоса различных птиц, которые обыкновенно живут в опустошенных городах. Кроме того переведенное у нас и у LXX одинаково словами: Ворон на косяк ворот, в Еврейском выражено словом hareb (תרב), которое согласно с разностью в чтении (ערכ) понимается или в значении: засухи, или: меч, или: ворон. Посему Акилла перевел: меч, а другие: засуха. — После разрушения Ниневии речь пророка, как бы обращаясь к развалинам ее, заключает следующее: Вот этот гордый город, живущий самонадеянно и говоривший в сердце своем: «Я есмь, и нет больше кроме меня другого». Как он стал пустынным логовищем дикого зверя? Всякий, кто проходит, [или: будет проходить] по нем, свистнет и махнет рукою своею. Согласно с тем, что мы сказали выше, в опустевшем городе или действительно [или: действительные] будут жить дикие звери, или может быть под образом диких зверей указывается разнообразие многих народов. Посему, если кто либо спросит, каким образом в историческом смысле это пророчество относится ко временам Навуходоносора, когда в нем названы Эфиопляне и Египтяне, которым Мидяне и Персы ничего не сделали, тот пусть читает историю и увидит, что Ассирияне так же, как и Эфиопляне, были покорены Мидянами, [увидит] и царство Камбиза, и могущество Кира и все, следовавшее за тем. Так должно сказать соответственно иудейскому толкованию. — Впрочем, если мы обратим внимание на то, что во всех Писаниях эфиопами называются те которые почти погрязли в пороках, — согласно тому, что мы читаем у Иеремии: «Если эфиоп переменит кожу свою» (Иер. 13:23Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?), — то можно надеяться, что после обращения эфиопов к лучшему не будет лишен спасения никто [из них], если пожелает принести покаяние. Поэтому оскверненная, запятнанная грязью пороков душа прежде [всего] говорит «Я черна» (Песн. 1:4Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы.); а потом в конце Песни Песней о ней же, уже очищенной и омытой покаянием, пишется: «Кто это та, которая поднимается вполпе убеленною» (Песн. 8:5Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.); также и Моисей, т. е. духовный Закон Господа, взял в жены себе эфиоплянку из язычников (Исх. 2:21Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.), и [хотя] Мария, т. е. синагога Иудейская, и Аарон, т. е. плотское священство, а не священство по чину Мелхиседекову, ропщут против Закона, но напрасно. Ибо синагога тотчас же покрывается проказою, и, будучи выброшена за пределы лагеря, возвращается в него, когда исполнилось [к тому] время, и по молитве Моисея; ибо рука Эфиопии уже предупредила Бога (Пс. 67:32Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.). Итак, слово Божие угрожает ныне тем, которые, прилепляясь грехам и забывшись в грязи пороков, не хотят обратиться к лучшему и смыть с себя темное пятно. И угрожает им меч, о котором, по моему мнению, пишется и в книге Бытия: «Поставил Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3:24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.) и у пророка Исаии (по тексту LXX): «Наведет меч великий и святый на дракона, змея извивающегося, и убьет его в день тот» (Ис. 27:1В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.). И говорит, что они должны быть или поражены или поранены мечем, чтобы из боязни наказаний они могли последовать примеру Ниневии и покаяться (Ион. 3:5-10 5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, 7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". 10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. ) и не подвернуться тому, чем угрожает Бог. Эта же мысль заключается и в пророчестве Иеремии. «Скажу», — говорит, — «о народе и о царстве, и уничтожу, и рассею их; а если они отнесут покаяние, то Я раскаюсь во всех бедствиях, которые Я обещал навести на них» (Иер. 18:7-8 7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; 8 но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. ). А чтобы вы знали, почему Господь угрожает эфиоплянам мечем для обращения их к лучшему, он указывает немного ниже об эфиоплянах в этой же самой книге «Из-за рек Эфиопии, откуда поклонники Мои, сыны рассеянных Моих. принесут Мне дары» (Соф. 3:10Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.) или, — как имеется у LXX, — от пределов рек Эфиопии Я приму рассеянных Моих и принесут жертвы Мне. — После этого уже не Господь говорит, как выше, а пророческий дух о нем: И прострет руку свою на север и погубит Ассура, — [прострет] на север, о котором Иеремия написал: «От севера воспылают бедствия на всех обитателей земли» (Иер. 1:14И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.), о котором и Соломон упоминает: «Северный ветер крепок: по имени называется» [ветром] «правой стороны» (Притч. 25:23Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.). Господь прострет руку Свою, наносящую наказания для того, чтобы как Север почувствовал наказание, так и живущие на земле его, в которую по словам Захарии направляются кони вороные; о них говорится: «Были» [или: «В котором были»] «кони вороные, пошли в страну Северную» (Зах. 6:6Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной.). И, действительно, кто поднимет ноги свои и отступит от Востока, о Котором тот же пророк говорит: «Вот, Муж, имя Его Восток» (Зах. 6:12и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.), и отступит к Западу, тот немедленно устремляется на Север, который не есть действительно на правой стороне, а только называется по имени «правый». Это, ведь, понятно даже и в чувственном значении, — именно: кто станет на Востоке и обратится лицом к Западу, тот с правой стороны будет иметь север; правым [т. е. благоприятным] называют его те, которые освежились дуновением его; он благоприятен только по имени; наоборот, по делам своим он скорее на левой стороне [т. е. неблагоприятный]. — После обращения руки Своей против Севера, погубит Господь также и Ассура, который по имени значит εὑθύνων, т. е., — по мнению многих, — управляющий, но это не верно, — εὑθύνων значит обличающий и убеждающий [или побеждающий]. А так как диавол есть [одновременно] и враг, и мститель, сам и к грехам побуждает, сам же потом и обличает грешников, то поэтому он и называется εὑθύνων. По моему убеждению, это есть владыка Ассирийский, живущий на Севере, имеющий Нивевию столицею и говорящий в книге Исаии, — по тексту LXX: «Я буду действовать силою, и мудростью разума уничтожу границы народов и буду управлять силами их» (Ис. 10:13Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;). — Все следующее затем, сказанное об опустошенной Ниневии: И будут в ней стада и все дикие звери земли, и хамелеоны, и ежи будут гнездиться в покоях ее и дикие звери будут отдыхать в воротах ее, и вороны — в окнах ее и проч., должно быть понимаемо, по моему мнению, согласно с тем, что написано у Ионы или у Наума. В книге толкований на Иону под Ниневию, т. е. прекрасною, которая вследствие проповеди Ионы, т. е. голубя, обратилась в покаянию, мы разумели Церковь, собранную из языческих народов. В книге же толкований на Наума мы удержали понимание в отношении к миру. И действительно в отношении к миру не трудно толковать и говорить, что когда Эфиопляне будут поражены мечем Господа, и Он прострет руку Свою на Север и погубит Ассирийского владыку мира, тогда погибнет и самый мир и обратится в совершенную пустыню, и ни в ком уже не возбудит он сострадания, но все свиснут над развалинами его и махнут руками своими. — А утверждать относительно церкви, что она будет непроходима, пустынна, что в ней будут обитать дикие звери, с первого взгляда кажется хулением, как и то, что потом относительно ее с укором будет сказано: Вот это город, преданный злу, живший самонадеянно, и говоривший в сердце своем: Я есмь и нет больше кроме меня. Как она обратились в пустыню, в пастбище для диких зверей? Но кто со вниманием рассмотрит, то Апостольское изречение, в котором говорится: «В самые последние дни наступят времена злейшие, и будут люди самолюбивы, скупы, горды, надменны, злоречивы, не повинующиеся родителями, неблагодарны, злодеи, без сердечного расположения к другим, немиролюбивы, доносчики, невоздержны, жестоки, ненавистники добра, предатели, дерзки, надменны, любящи удовольствия более, чем Бога: имеющие внешний вид благочестия, силу же его отвергающие» (2 Тим. 3:1-5 1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. ), так же, как и написанное в Евангелии, что с умножением неправды охладеет любовь многих, так что в то время исполнится [слово Христа]. Но однако думаешь ли ты, что «имеющий придти Сын человеческий найдет веру на земле?» (Мф. 24:12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;; Лк. 18:8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?), — тот не будет изумлен крайним опустошением Церкви [и тем], что она будет обращена в пустыню, предана диким зверям и претерпит все, описанное ныне пророком. В самом деле, если Бог за обман не пощадил естественных ветвей [смоковницы], но сокрушил их, и [если] Он обратил реки в пустыню, и источники вод — в жажду, а землю плодоносную — в соляную пустыню, за нечестие обитателей ее; то почему, наоборот, не изменит и не приведет к первоначальной жажде тех, о которых сказано: Обратил пустыню в собрания вод и землю безводную в источники водные и повелел там жить тем, которые чувствуют голод и проч., и которых от дикой маслины Он привил в маслине доброй, — когда они, забывая о благодеяниях, отступят от Творца своего и поклонятся Ассирийцу. — Хотя это вообще может быть понято в отношении к пришествию Антихриста, или к концу мира, однако это может быть ежедневно относимо и к тем, которые притворно показывают, будто они принадлежат к Церкви, а делами [своими] отрицают это и являются не исполнителями закона, а [только] слушателями его; которые напрасно превозносятся тем, что они прекрасны, так как в них обитают стада, т. е. множество пороков и грубые животные, служащие телу, и все звери земли, пожирающие сердца их, и хамелеоны, не имеющие постоянного цвета, а меняющие его каждое мгновение вследствие различных грехов, то скупости, то роскоши, то жестокости, то плотской похоти, то уныния, то неистовой радости. И ежи [гнездятся] в покоях их, — животное колючее, имеющее много колючек и ранящее того, к кому коснется. Но и дикие звери будут возлежать в ущельях [их], т. е. в сердцах, и нечистые птицы, — вороны, — в воротах их, т. е. в устах или ушах их, которыми они или говорят, или слушают злое. После этого и говорится, что церковь имеет претерпеть или уже претерпела это потому, что впала в высокомерие и, как кедр, подняла свою голову, предавшись злу; но ожидая все таки для себя будущего блаженства, презирая всех в сердце своем и с мыслию о том, что нет другого кроме нее, говоря: Я есмь, и больше нет другого, кроме меня, как это она обратилась в пустыню, в пастбище для диких зверей? В самом деле, там, где прежде обитали Отец, Сын и Дух Святый, и ангелы предстояли в служении, тогда будут обитать дикие звери, о которых и пророк с плачем говорит: «Не предай зверям душу, исповедающуюся Тебе» (Пс. 73:19Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.). Всякий, кто пройдет по ней, свистнет и махнет руками своими. Если мы будем понимать это, как сказанное об ангелах, то будем толковать так: когда пройдут по ней ангелы, то не пребудут в ней, что прежде обыкновенно делали: они будут окончательно изумлены и не поддержат её, не укрепят падающую рукою своею, а поднимут руки свои и пройдут мимо; или, может быть, с присвистыванием поднимут руки и будут всплескивать ими, как бы плачущие в горести по умершем. Если же мы пожелаем понимать это в отношении к диаволу и ангелам его, которые опустошили виноградник, перенесенный из Египта, то скажем, что в душе, от которой отступил Христос, которая прежде была, а теперь перестала быть храмом Божиим, [в такой душе] будет ходить змий, будет свистать в ней и изблевывать яд своей злобы; и будет делать не только это, но еще совершать дела свои, которые в переносном смысле (πιχῶς) называются руками. А чтобы ты не подумал, что мы делаем насилие смысла, понимая под руками змея дела [его], прими [во внимание] свидетельство Соломона: «Смерть и жизнь в руках языка» (Притч. 18:22Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.). Мы изложили это для аллегорического толкования, служа ему, как могли. Если же кто либо откроет смысл, более правдоподобный и имеющий большие основания, чем ваши рассуждения, то пусть читатель предпочтет руководствоваться его авторитетом.



Добавил: Игорь Калина.

Стих 11Стих 13



NEW
Соф. 2:11
Соф. 2:12
Соф. 2:13

Иероним Стридонский блж.


ТОЛКОВАНИЯ





Система Orphus