О проекте
Новости
Обновления
Генератор ссылок
Гостевая
Сегодня 22 мая
Вторник 7-й седмицы по Пасхе

Утреня: Ин. 10:1-9
Литургия: Ап.: Деян. 21:26–32 Свт.: Евр. 13:17–21, Ев.: Ин. 16:2–13 Свт.: Лк. 6:17–23

Книга пророка Софонии








Глава 1

Глава 2
Ст. 10Ст. 11Ст. 12

Иероним Стридонский блж.


Слово pila (толчея), по еврейски выраженное словом machthes (מכתש) и переведенное у Акилы εἰς τόν ὄλμον, не должно быть читаемо с первым кратким слогом, т. е. не должны мы понимать его в значении σφαῖρα (шар), но с долгим слогом, чтобы знать, что говорится здесь о предмете, в котором толкут жито, о предмете, имеющем пустоту, и пригодном для употребления у врачей, в котором главным образом толкут ячменные зерна. Может быть, кто-нибудь скажет, что он понял, что значит слово pila, но хочет знать, почему оно употреблено в настоящем месте. Так как раз уже началось описание взятого города в словах: «Страшный вопль от ворот рыбных и рыдания от ворот вторых, и великое терзание от холмов», то и теперь сохраняется постепенность в порядке описания и говорится о рыданиях тех, которые населяют долину Силое. И замечательно, что Писание не говорит: «вы, живущие в долине», «в хижине», а «в толчее», потому что они расталкиваются подобно тому, как зерновой хлеб толкут куском дерева сверху. Так и на вас устремится войско, врываясь из ворот рыбных, из ворот вторых и со стороны холмов. Народом же Ханаан он назвал народ Иудейский, соответственно тому, что мы читаем в книге Даниила: «Семя Ханаана, а не Иуды» (Дан. 13:56Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое.) и о Иерусалиме: «Отец твой Аморрей и мать твоя Хеттеянка» (Иез. 16:3и скажи: так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка;) и в другом месте: «Ханаан, в руке твоей неправильные весы» (Ос. 12:7Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать;). Если же согласно тому и другому переводу мы захотели бы раскрыть таинственное значение, то конечно увидим, что к воплям и рыданиям возбуждаются те, которые в крайней степени греховной грязи и погруженные в самую глубину своих преступлений, говорят: «я погряз в глубокой грязи и нет» [мне] «опоры» (Пс. 68:3Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.). Посему и прибавляется: вы, населяющие страну посеченную. т. е. душу пораженную ранами многих неправд, или Церковь, которая растерзана ересями и расколами, и которая при каждом ударе оплакивает убитых сынов. А слова: Умолк или уподобился весь народ Ханаану обозначают то, что в день суда умолкнут злословия их, а уста, которыми они превозносились, и язык, который достигал даже до земли, умолкнут навсегда. И так как Иерусалим согрешил и потому пришел в возмущение, то и называется народом Ханаан, что значит возмущение. В самом деле, он не может сказать: «Поставил ноги мои на камне» (Пс. 39:3извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;), а находится всегда в движении, как нетвердый и колеблющийся подобно воде. Посему и святой муж Ной по пробуждении от сна подверг проклятию имя Ханаана в словах: «Проклят Ханаан отрок, он будет рабом братьев своих» (Быт. 9:25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.). Но грешники уподобляются не только Ханаану, а по качеству и различию грехов их один уподобляется Фараону, другой — великану Нимроду. И наоборот, за добрые дела и добродетели, так как пути добродетелей различны, тот принимает дух Авраама, этот — Моисея, другой — Илии, посему и говорится у Апостола: «будем ревностно искать дарований лучших» (1 Кор. 12:31Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.). А кто на самом деле совершен, — хотя бы даже в той степени совершенства, которое возможно для человеческой природы, — тот отмечен богоподобием. Истреблены все, закутанные в серебро. LXX: Истреблены все возвеличившиеся серебром. — Те, которые полагаются на богатства, и имеют такое достояние, что считают себя как бы закутанными и огражденными своим богатством, или — согласно LXX, — те, которые были возвеличены гордостию и презирали бедного, будут уничтожены в день пришествия гнева Божия. Вместе с тем обрати внимание на то, что он не сказал: Погибнут те, которые возвеличились серебром; но уже теперь, прежде чем на них пришел день наказания, они низвержены и погибли от того именно, что гордятся и всегда думают о своих богатствах и служат им. Я думаю, что тот, кто поймет сказанное, уже не будет столь сильно желать тех богатств, в которых не погибнут только, а уже погибли возвеличившиеся [ими]. Не должно также думать и того, что погибнут только те, которые возвеличились серебром, но соответственно указанному разъяснению погибнет и тот, кто хвастается знатностью рода; погибнет и тот, кто хвастается почестями; погибнет и тот, кто обнаруживает надменность; погибнет и тот, кто тщеславится силою; погибнет и тот, кто изнежен подобно женщинам, отращивает волосы на голове, выдергивает на руках, выглаживает свою кожу, причесывается пред зеркалом, — что главным образом есть страсть и безумие женщин. Но если кто либо захочет возвеличиваться и гордиться священною гордостию, тот пусть возвеличивается с апостолами, когда будет удостоен претерпеть поношения за имя Иисуса Христа, пусть радуется с Апостолом, который веселился в испытаниях, зная, что «скорбь производит терпение, терпение порождает надежду, а надежда не обманет» (Рим. 5:3-5 3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ).



Добавил: Игорь Калина.

Стих 10Стих 12



Соф. 1:10
Соф. 1:11
Соф. 1:12

Иероним Стридонский блж.


ТОЛКОВАНИЯ




Система Orphus