О проекте
Новости
Обновления
Генератор ссылок
Гостевая
Сегодня 20 июня
Среда 4-й седмицы по Пятидесятнице

Литургия: Ап.: Рим. 11:2–12, Ев.: Мф. 11:20–26

Книга пророка Исаии








EDIT
Глава 18

Глава 19

Глава 20
Ст. 2Ст. 3Ст. 4

Иероним Стридонский блж.


Толкование на 1-4 стихи взято из Ис. 19:1Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем..

Бремя Египта. Симмах и Феодотион: принятие Египта. LXX: видение Египта. Где в еврейском написано massa Mesraim, что мы перевели бремя или тяжесть Египта, вместо чего Акила перевел αρμα Αίγυπτου, там можем сказать, что так как пророк подъемлет и носит иго Господне, то он был достоин того, чтобы видеть или нести пророчество на Египет. Поэтому удивляюсь, что LXX вместо тяжести перевели относительно Вавилона видение, относительно Филистимлян, Моава и Дамаска — слово, и теперь относительно Египта обращение, хотя в еврейском во всех этих случаях стоит не слово и видение, а massa, то есть бремя и тяжесть. А относительно того, что Симмах и Феодотион всегда переводили λήμμα, то есть принятие, мы должны знать то, что пророк принял от Господа духовный дар, чтобы познать тайны Египта или видеть очами ума, как перевели LXX. Но это не тот Египет, за который признают его Иудеи и как полагал Иосиф, который в книгах Древностей говорит[1], что священник Ония исполнил пророчество Исаии, построив в Илиополитанской области,— что Египтяне называют νομος, — храм на подобие храма Божия и алтарь. Ибо пусть будет так, — допустим, что это сказано об Онии и жертвеннике: какие же это будут пять городов, говорящих в Египте ханаанским языком, из которых один по LXX называется ΆσεδΙκ, а по другим переводчикам город Ars или Ares или же город солнца? И кто будет тот спаситель, который был послан Египтянам, чтобы спасти их и чтобы Египтяне познали Господа? Когда они чтили Его жертвами и дарами и исполняли обеты? Когда Господь поразил Египет и изцелил его? Можем ли мы доказать, что в какое либо время была дорога из Египта к Ассириянам и что входили Ассирияне в Египет и Египтяне к Ассириянам и служили Египтяне Ассуру? Когда Израиль был третьим в Египте и у Ассириян было как бы благословение среди земли, так что Господь сказал: благословен народ Мой в Египте и дело рук Моих — Ассириянине? Очевидно, это не относится к тому Египту, о котором думают Иудеи. Итак Египтом можем назвать то место, которое населяем, и мир, который во зле лежит, тем более что Mesraim, как называется Египет, значит έχθλφουσα, то есть угнетающий или доводящий до стеснения. Однако следует знать, что многое из египетскаго бремени или видения относится к провинции Египетской, которая доселе населена и видима. Но и в этом и в других местах Писаний указывается многое, что при историческом толковании несостоятельно, так что самым предметом мы необходимо вынуждаемся искать высшаго смысла.

Вот Господь взойдет на облако легкое и взойдет в Египет и потрясутся идолы Египетские от лица Его и сердце Египта истает среди его. И Я возстановлю Египтян против Египтян, и будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, город против города, царство против царства. И разорвется дух Египта во внутренностях его, и совет его Я ниспровергну; и будут они спрашивать идолов своих и прорицателей своих и чародеев и гадателей. И предам Египет в руки властителей жестоких, и царь сильный будет господствовать над ними, говорит Господь Бог воинств. Весьма многое из Египетскаго пророчества, которое поднял или видел Исаия, я кратко изложил в историческом толковании. Поэтому теперь следует коснуться кое-чего высшаго по толкованию иносказательному. Взошел Господь на облако легкое, в тело святой девы Марии, не отягченное никаким человеческим семенем, или лучше в Свое тело, зачатое от Духа Святаго. И вошел в Египет мира сего, и тотчас потряслись все идолы Египетские, так что прорицания и весь обман идолослужения, обладавший прельщенным миром, настолько почувствовали себя сокрушенными, что волхвы с востока, наученные демонами или на основании пророчества Валаама (Чис. 24 1 Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. 2 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! 10 И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; 11 итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести. 12 И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты присылал ко мне: 13 "хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить"? 14 Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени. 15 И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. 17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. 19 Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. 20 И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель. 21 И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; 22 но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. 23 И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог! 24 придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель! 25 И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою. ) уразумевая, что родился Сын Божий, который разрушит всю силу их искусства, пришли в Иерусалим и поклонились Младенцу (Мф. 2 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. 13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. 16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. 19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. ). Тогда всякое сердце Египта истаяло и Египтяне возстали против Египтян по оному, что Господь говорит в Евангелии: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою (Мф. 10:34-35 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. ). В то время исполнится и оное: врази мужу домашнии его (Мих. 7:6Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.). И будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, ибо были разделены в одном доме двое против троих и трое против двоих и отделился отец против сына и сын против отца, город против города и царство против царства,—царство не уверовавших против уверовавших или уверовавших и желающих спасти ближних своих. И разорван дух Египта во внутренностях его, чтобы не были едииомысленны, но, разделенные духовным мечем друг против друга, познали, что всякий совет их ниспровергнут. Тем не менее, не захотевшие принять истинной веры, оставаясь в прежнем заблуждении, вопрошали идолов и своих гадателей, прорицателей и чародеев. И поелику они это сделали, то предал их Господь в руку жестоких властителей, по оному апостольскому: ихже предах сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 1:20таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.), чтобы, стесненные этим весьма тяжким рабством, обратились к преблагому Господу. И прекрасно властителями называет демонов, жесточе которых ничего нет. Также под царем сильным, который служит их властителем, очевидно разумеется диавол, котораго и в Евангелии Господь называет сильным, который когда будет связан и побежден, то разделяются вещи из дома его и добыча его.


Источник


Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 354-357. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)


Примечания


1 Древн. кн. ХIII, гл.3


Иное толкование


Услышьте сказанное. Господь грядет, Господь и Спаситель, в Египет, где мы живем: в тени смертной, где фараон пребывает, Господь грядет. Грядет именно в легком облаке. Что здесь разумеется под легким облаком? Думается мне, что это Святая Мария, не воспринявшая никакого мужского семени. Это легкое облако грядет в мир и приносит Творца мира. И что говорит Исаия? Господь грядет в Египет на облаке легком: и потрясутся идолы египетские. Грядет Господь, и идолы египетские колеблются и потрясаются, и разрушаются.


Источник


Трактат на Псалмы 24. С1. 0592, 96.57.


Иное толкование


Бремя Египта. Вот Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет, и потрясутся идолы Египетские от лица Его, и сердце Египта истает среди Его. Писаниям обычно к темному присоединять ясное и то, что прежде выражено загадочно, высказывать ясными словами. Поэтому и в настоящем месте после угрозы Египту: горе земле осеняющей крыльями, которая находится по ту сторону рек Эфиопских и прочаго изложеннаго в речи пророческой, теперь делает смысл более ясным и угрозу обращает прямо к Египту, — что не чрез ангелов, а Сам Господь придет на облаке легком, т.е. быстром, и войдет в Египет, и идолы Египетские вострепещут и истает сердце храбрых и исполнится пророчество Иезекииля: истреблю изваяния и упраздню идолов в Мемфисе (Иез. 30:13Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую.). Некоторые все это пророчество относят ко временам Спасителя, когда Он вошел на облако легкое, т.е. тело человеческое, которое принял от Девы, не отягченное никаким семенем человеческаго смешения, или что Он поднят был облаком легким, т.е. телом девственным, и при входе Его вострепетали все демоны, и тогда-то произошло первое падение демонов, не могшее перенести присутствия Господа.


Источник


Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 246-247. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)


Иное толкование


И я возстановлю Египтян против Египтян, и будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, город против города и царство против царства. По вступлении Господа в Египет, при разрушении могущественнейшаго народа, первою победою Его будет раздор Египтян против Египтян и ожесточенная междуусобная война их, что очевидно исполнилось во времена Ассириян и Навуходоносора, царя Вавилонскаго, когда одни были неподвижны, а другие сопротивлялись. А что это предсказывает о плене Вавилонском, то об этом свидетельствует Иеремия, говоря: "Египет — красивая и благообразная телица; погонщик от севера придет к ней"; и еще: "посрамлена дочь Египта и предана в руки народа севернаго" (Иер. 46:20-24 20 Египет - прекрасная телица; но погибель от севера идет, идет. 21 И наемники его среди него, как откормленные тельцы, - и сами обратились назад, побежали все, не устояли, потому что пришел на них день погибели их, время посещения их. 22 Голос его несется, как змеиный; они идут с войском, придут на него с топорами, как дровосеки; 23 вырубят лес его, говорит Господь, ибо они несметны; их более, нежели саранчи, и нет числа им. 24 Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного. ). Иезекииль, присоединяясь с равным авторитетом пророчества, говорит: "положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонскаго". И еще: "укреплю мышцы царя Вавилонскаго и дам меч Мой в руку его и сокрушу мышцы Фараона. И узнают, что Я Господь, когда дам меч Мой в руку царя Вавилонскаго и он прострет его на землю Египетскую. И разсею Египет по народамъ" (Иез. 30:10Так говорит Господь Бог: положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского., Иез. 30:24-26 24 А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему меч Мой в руку, мышцы же фараона сокрушу, и он изъязвленный будет сильно стонать перед ним. 25 Укреплю мышцы царя Вавилонского, а мышцы у фараона опустятся; и узнают, что Я Господь, когда меч Мой дам в руку царю Вавилонскому, и он прострет его на землю Египетскую. 26 И рассею Египтян по народам, и развею их по землям, и узнают, что Я Господь. ). Если же относим ко временам Спасителя, то можем привести оное место из Евангелия: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох 6о разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашние его (Мф. 10:34-36 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку - домашние его. ). И опять в другом месте: будут разделены трие на два и два на три. Разделится отец на сына, мати на дщерь и невеста на свекровь свою (Лк. 12:52-58 52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: 53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. 54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? 57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? 58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. ).


Источник


Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 247-248. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)


Иное толкование


И разорвется дух Египта во внутренностях его, и совет его Я ниспровергну; и будут они спрашивать идолов своих, и прорицателей, и чародеев, и гадателей. Когда в Египте начнется междоусобие, так как одни пожелают подчиниться царю Вавилонскому, а другие не захотят подклонить выю под ярмо его, или когда одни уверуют во Христа, а другие воспротивятся, то разорвется и разъединится дух Египта, когда не все будут желать одного и того же, и всякий совет их обратится в ничто. Тогда они пойдут к идолам своим и будут спрашивать у прорицателей, гадателей, чародеев и сведущих в магии, от чего это случилось?


Источник


Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 248. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)


Иное толкование


И предам Египет в руку властителей жестоких, и царь сильный будет господствовать над ними, говорит Господь Бог воинств. Следуем двоякому пониманию, — или в отношении ко временам Халдейским, когда Египет был завоеван Навуходоносором, или в отношении к Римской империи, когда Август Цезарь, победивши Антония и Клеопатру, покорил Египет. Что Вавилоняне были жестоки, об этом свидетельствует все Писание: они не щадили детей, прокалывали их своими копьями и не имели сострадания к беременным; а что Римское царство было весьма сильно об этом свидетельствует и книга Даниила (Дан. 7 1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. 4 Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" 6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. 9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. 10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. 11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. 12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. 13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. 15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 "эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков". 19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, 20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. 21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, 22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. 23 Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. 24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, 25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. 27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. 28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем. ), изображая четвертаго зверя имеющаго железные зубы и когти.


Источник


Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 248-249. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)



Добавил: vlad_sid.
Отредактировал: vlad_sid.

Стих 2Стих 4



EDIT
Ис. 19:2
Ис. 19:3
Ис. 19:4

Иероним Стридонский блж.


ТОЛКОВАНИЯ





Система Orphus