yandex

«Масленица пришла, широкая пришла!»

«Поздравляю вас с широкою Масленицею, которую надо проводить поуже, чтобы душевные дела наши стали не хуже».

(Преподобный Амвросий Оптинский)

м33.jpg

В нашем сознании очень плотно укоренилось, что празднование Масленицы – христианский обычай, а народные гулянья, сопровождаемые сжиганием чучела, – отголосок безбожной власти. Однако это далеко не так.

Обычай отмечать Масленицу пришел к нам из дохристианской эпохи. У славян Масленица была олицетворена, как персонаж славянской мифологии и символизировала зиму и смерть. По языческому поверью, в эти дни Чернобог и Зима-Марена обретали большую власть и разрешали духам тьмы «повеселиться». Праздновалась дохристианская масленица в день весеннего равноденствия, по григорианскому календарю это примерно 21-22 марта. Когда зима «отдавала» свои права весне, а продолжительность дня становилась длиннее ночи. Помимо зазывания весны, наши предки просили у Масленицы дать силы земле, для будущего урожая, каждому роду – многочисленных потомков, а также в эти дни было принято устраивать поминки. Славяне верили, что их предки, находящиеся телом в земле, а душой - в краю мертвых, могли влиять на плодородие. Поэтому одной из главных составляющей массовых гуляний было задабривание мертвых духов. Для этого устраивались обильные трапезы, щедрые жертвоприношения, траурный плач.

При таком раскладе получается, что Масленица с христианством ничего общего иметь не должна, но почему-то регулярно празднуется православными. Ответ на эти недоумения можно найти все в той же истории. Дело в том, что после Крещения Руси, Церковь не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции, так как забрать у народа то, что они взращивали и лелеяли на протяжении нескольких столетий, передавали из поколения в поколение, было малоэффективным. Поэтому самые укрепленные в народном понимании обычаи иерархи замещали на христианские, тем самым как бы «воцерковляли» народные обычаи, придавая им совершенно другой смысл. То же самое произошло и с народной Масленицей. Как писал об этом священник Павел Гумеров: «Церковь приурочила Масленицу к Сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, Масленица – неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на Масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом».

Однако далеко не все разделяют принцип умеренности, поэтому все чаще приходится наблюдать, как многие проводят Сырную неделю в языческом «стиле» - излишние явства, чрезмерное употребление спиртных напитков со всеми вытекающими. И вместо подготовительной недели получается неделя полного бесчинства. «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина», - наставлял святитель Тихон Задонский. Так давайте же, чтобы не стать ослушниками Христа, в дни празднования Масленицы будем помнить о том, что для христианина это, в первую очередь, сырная неделя, а впереди нас ждет длинная дорога покаяния.

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

23 февр. 2020