yandex

Чему учит притча о неверном управителе или «лайфхаки» в Евангелии

— Чем умный отличается от мудрого? — спросили у Фаины Раневской.

— Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает.

http://old.pereprava.org/uploads/posts/2015-11/1446883152_marinus-van-reymersvale-pritcha-o-nevernom-upravitele.jpg

Маринус ван Реймерсвале - Притча о неверном управителе

Во времена Иисуса Христа притча была самым распространенным способом сообщать людям ту или иную истину не в прямой, а в некоей завуалированной форме. Именно притчи часто и успешно использовали книжники и фарисеи в своих наставлениях. Объясняется это тем, что истории остаются в памяти намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни. Евангельские притчи не теряют своей новизны и актуальности и в XXI веке, открывая духовные истины новым поколениям.

Есть притча о неверном управителе, которую еще называют притчей о предприимчивом управляющем:

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.».

(Лк. 16:1-10).

Не поддается простому логическому объяснению реакция господина на обман своего управителя, которого теперь мы могли бы назвать финансовым директором. Хозяин хвалит его вместо того, чтобы строго наказать. Казалось бы, управитель «расточил» не принадлежащее ему богатство, и вина его была не в том, что он неудачно вложил деньги своего господина, но именно злоупотребил ими для собственных выгод и удовольствий. Владелец же, проведя аудит, не требует компенсировать долг имуществом управителя, а поступает с ним милостиво: он увольняет своего управителя, не сообщая об этом публично, и давая возможность самому устроить свою жизнь и найти выход. И, оказавшись в такой ситуации, управитель поступает достаточно дальновидно. Он решил уменьшить долг клиентов своего хозяина, списывая очень большие суммы, тем самым создавая круг своих потенциальных работодателей. Господин же хвалит своего управителя не за то, что и как он делает, а за его активность и находчивость. Похвала звучит из уст хозяина, а не Христа, никоим образом не рекомендующего подражать описанному поведению, но обращающего внимание на энергичность и предприимчивость управителя.

В этой притче перед нами пример человека, который ясно осознал серьезность своего положения, позаботился об успешном исходе и предпринял для этого конкретные действия. Подобно этому управителю, каждый из нас тоже приближается к своему финальному сроку, – эту идею четко выражает вошедшее в нашу лексику английское слово «дедлайн» (deadline – «срок», буквально «линия смерти»). Словами этой загадочной притчи Господь призывает нас поступать с другими людьми лучше, чем они этого заслуживают, тогда и Он в вечной жизни отведет нам лучшее место, чем заслуживаем мы.

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит об этой притче так: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».

Современные книги по психологии успеха доходчиво объясняют, как достигать своих целей и добиваться собственного успеха в любой сфере, применяя те или иные «лайфхаки». Христос же призывает нас к тому, чтобы через нас в мире осуществлялся успех Бога, тогда и любые обстоятельства нашей жизни наполнятся совершенно иным содержанием, способствуя все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху.

Автор Сарра Биллер

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

11 окт. 2019