Почему христиане почитают святые мощи?

«Мощи» в переводе с латинского значит «реликвия»…

мощи.jpg

В христианстве существует множество непонятных, а порою и противоречивых, на взгляд обывателя, вещей. Если, к примеру, протестанты просто упрекают христиан в идолопоклонстве по отношению к мощам и Святым Образам, то человек далекий от Церкви и вовсе, называет большую часть верующих мракобесами. Неоднократно приходилось слышать нечто подобное: «Мне совершенно непонятна традиция поклонения святым мощам в христианстве. Ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний на необходимость этого поклонения». Так ли это на самом деле?

Особое отношение к мощам праведников у христиан мы видим еще в ветхозаветной истории. Уже тогда страждущие получали исцеление, а порою, как бы это неправдоподобно ни звучало, и дар жизни после смерти. Свидетельство этого мы видим в Книге Царств, где повествуется о чуде воскрешения от соприкосновения с мощами пророка Елисея: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21). Благодать, прибывающая на мощах праведника, была настолько обильной, что по милости Божией было совершено такое великое чудо.

В эпоху гонений в Древней Церкви сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников, а после Миланского эдикта св. Императора Константина сохранение этой традиции повлекло за собой раздробление мощей. Это делалось для того, чтобы в каждом Храме Литургия совершалась на мощах. Доподлинно неизвестно, откуда появилась практика дробления святых останков. Одну из версий в своем интервью высказал протоиерей Владислав Цыпин: «Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту

практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи». Подобная практика была закреплена канонически и в 94 правиле Карфагенского Собора.

Сегодня многие верующие стремятся в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к Сергию Радонежскому, в Покровский женский монастырь к матушке Матроне, в Санкт-Петербург за помощью к Ксении Петербургской, это только небольшой список одних из самых известных и почитаемых в России святых. Для чего они это делают? Что им мешает помолиться в своем Храме перед иконой этого Богу угодившего человека? Ничего не мешает, но душа человеческая стремится за благодатью, и поэтому поток верующих к святым мощам не иссякает вот уже несколько столетий.

Очень метко, применимо и к этой теме выразился на своей проповеди святейший Патриарх Кирилл: «Не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к Небу, если бы Небо не отвечало». Действительно, если бы не было благодати Божией на мощах святых праведников, если бы не случались чудеса по их святым молитвам, неужели бы христиане не почувствовали отсутствие благодати? Вмиг бы оскудело место многолюдного паломничества. Но оно процветает и поныне...

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

01 июля 2020