yandex

Святитель Иннокентий – небесный покровитель миссионеров и катехизаторов

“Свети́льниче Це́ркве пресве́тлый,/ озари́вый луча́ми добро́т твои́х страну́ сию́,/ и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе́ с ве́рою/ Бо́га просла́вивый,/ мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ огражда́й моли́твами твои́ми град сей// от всех бед и печа́ли”.

(Тропарь святителю Иннокентию, епископу Иркутскому, глас 3)

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19)

22 (9) февраля православная церковь вспоминает событие обретения мощей одного из великих святителей земли Русской, святителя Иннокентия Иркутского, которого вполне можно считать равноапостольным по значимости своих трудов для Церкви. Святитель Иннокентий был первым Иркутским епископом и просветителем. Он был воистину благодатным светильником и духовным собирателем Восточной Сибири, храмоздателем, миссионером, прозорливцем и чудотворцем. Также он является небесным покровителем миссионеров и катехизаторов. За молитвенной помощью к нему обращаются о вразумлении неверующих, иноверцев и сектантов. Ему молятся и во многих других обстоятельствах: в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.

Происходил будущий святитель из шляхетского рода Кульчицких, родился он в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии в благочестивой христианской семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого). В Крещении мальчика нарекли Иоанном.

Первоначальное образование он получил дома, а затем в 1695 году продолжил своё обучение в Киевской коллегии. О периоде его обучения известно, что учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучая основательно, и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил успешно. После окончания Киевской академии в 1708 году Иван принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской Лавре. В том же году он был рукоположен в иеромонаха. Но в 1710-м году его вызвали в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию для преподавания словесности, а также философии, метафизики и нравственного богословия. А в 1719-м году святитель был вызван в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы служить здесь примером доброго иноческого жития.

В то время под влиянием мнения Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), император Петр I утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую по плану царя должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа, вполне достойного царева доверия. Так 4 (15) июля 1720 года будущий святитель был назначен начальником миссии в Китай.

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа Переяславского. Таинство в присутствии всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович).

На пути в далёкий Китай святитель Иннокентий был вынужден остановиться в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии, где ему пришлось пробыть в течение трёх лет. За этот период он написал несколько икон для Селенгинского монастыря, а также открыл в Селенгинске духовную школу.

Но не без Промысла Божия отказывали китайцы во въезде архиерею. Вынужденное его пребывание в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири – Тобольск.

15 (26) января 1727 года из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть святителю Иннокентию самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Этим решением была образована новая кафедра. Именно эта дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске: не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось, к сожалению, среди местных жителей того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец, в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над архиереем и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.

Около четырех лет окормлял святитель иркутскую паству, мудро управляя епархией. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он всегда носил власяницу, поверх которой у него был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон. Очень любил владыка также делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на ры­боловном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра.

Несмотря на множество неблагоприятных условий сообщения с городом в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Из жития святителя известно и то, что он оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции Витуса Беринга.

В Вознесенской обители святитель Иннокентий и прожил до самой своей блаженной кончины 27 ноября (8 декабря) 1731 года. Погребён он был под алтарём деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря.

В конце ХVIII века уже началось народное почитание останков святителя Иннокентия вследствие обнаружения их нетленности.Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования.

В первый день декабря 1804 года Святейший Синод объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: «Ноября 26 числа память преставления святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца». Это известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. Дальнейшая судьба святых мощей была довольно сложной.

С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. А в 1921 году советские власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, † 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее под усиленной охраной мощи были увезены в неизвестном направлении...

Достаточно долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными, но в 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром неотапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

Источники:

  1. Житие Святого Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. – Томск, 1876.
  2. http://www.pravoslavie.ru/59657.html
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

22 февр. 2020