yandex

Притча о блудном сыне или о любящем Отце?

https://5sec.info/files/images/large/rembrandt-vozvrashhenie-bludnogo-syna.jpg

Это воскресенье именуется в православной церкви Неделей о блудном сыне. Неслучайно именно эту притчу приводит в назидание церковь накануне Великого поста, подготавливая сердца верующих к покаянию и сугубой молитве. Проповедь как Спасителя, так и святого Иоанна Предтечи начиналась словами «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4:17)/ Обращение «покайтесь» с древнеарамейского языка переводится как «вернитесь», и наше покаяние, как и покаяние блудного сына из евангельской притчи, есть в полном смысле слова «путь домой».

Эту притчу Чарльз Диккенс назвал прекраснейшим рассказом, написанным за всю историю человечества. Только в Евангелии от Луки мы можем прочесть её: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына;; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:11-32).

В этой притче Христос раскрывает нам образ Бога, Который «есть любовь» (1 Ин. 4:8), Который близок и неравнодушен к каждому из нас, как никто другой. Любовь Господа к нам настолько велика, что позволяет нам всегда делать свой собственный выбор, - и здесь мы не застрахованы от ошибок. Ещё в Ветхом Завете Господь, обращаясь к Израилю, говорил: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор. 30:19). И в этой притче Отец позволяет своему сыну на собственном опыте почувствовать разницу между отчим домом и всеми прелестями самостоятельной жизни вдали от него.

Однако, в той дальней стране, младший сын получил совсем не то, что ожидал. Выбрал он тот стиль жизни, который был ему по душе: «расточил имение свое, живя распутно». У этого юноши вскоре закончились деньги, и в то же время начался голод в той стране, что привело его в состояние крайней нужды. Но это состояние – это яркий пример последствий греха, поскольку удовольствия, к которым стремится человек, заканчиваются глубоким разочарованием. Так самостоятельная жизнь юноши заканчивается у свиного корыта, и он осознаёт, что даже рабы в доме его отца живут лучше, чем он. Он увидел реальность и это стало его первым шагом к покаянию. Вопреки своей гордости, младший сын решается начать свой долгий обратный путь домой.

Покаяние – это не только раскаяние и сожаление, но это и переосмысление человеком своего отношения к жизни, и согласование своей воли с волей Божией. Бог всегда готов принять нас, если мы решаемся вернуться к Нему.

У иудейских раввинов той эпохи была похожая притча, которая сохранилась до наших дней. Начиналась она практически так же: младший сын ушёл и истратил все деньги отца своего. Но заканчивалась она совершенно иначе: сын решил вернуться, пришёл к дверям отчего дома, начал каяться, но отец ответил ему: «Ты выбрал жизнь свиньи, поэтому возвращайся к своим свиньям». И такая концовка вполне отражала идею ветхозаветной справедливости. Но в рассказе Христа отец совершенно иной!

Отец всегда надеялся и верил, что что в один прекрасный день его чадо вернётся, и однажды он увидел идущего вдали человека. Конечно же, он сразу узнал его, несмотря на существенные перемены в одежде и походке, «и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Именно так спешит нам навстречу милосердный Господь!

Поскольку Христос обращается к фарисеям, в этой притче появляется ещё один персонаж – старший сын, который, как это не удивительно, тоже блудный, но никогда не покидавший физически отчего дома. Его слова, обращённые к отцу, свидетельствуют о том, что его внутреннее духовное состояние намного хуже, чем у его младшего брата. Внешне всё это время он был послушен отцу, но внутренне, сравнивая себя со своим падшим братом, гордился своим достоинством. Но и к старшему сыну отец относится с любовью, давая понять, насколько он ему дорог. Концовку притчи Христос оставляет открытой, поскольку продолжение её зависит от каждого из нас.

Святитель Феофан Затворник, завершая толкование на притчу о блудном сыне, говорит: «И кто не найдёт здесь полезного для себя урока? Пребываешь ли в доме отчем – не рвись из него на свободу. Ибо видишь, чем кончился подобный опыт?! Убежал ли и проматываешься – остановись поскорее. Промотал ли всё и бедствуешь – решайся поскорее возвратиться и возвратись. Там ждёт тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Всё сказано – коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши к Отцу. Объятия Его раскрыты и готовы принять тебя».

Автор Сарра Биллер

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

15 февр. 2020