yandex

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..»

«Нам очень часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. И, может быть, для того чтобы по крайней мере раз в год мы особенным образом почувствовали это действие, Церковь и установила великое таинство освящения воды в день Богоявления Господня. Как Божественный Дух некогда сошел на крещаемого в Иордане Спасителя, так сегодня Он снизошел на естество водное и освятил воду. Верим, не оставит Господь мир до тех пор, пока благодать Святого Духа будет касаться рода человеческого».

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Крещение.jpg

Январь месяц богат на христианские праздники, один из которых Крещение Господне. У многих людей этот день ассоциируется с «походом» за освященной водой и купанием в проруби. Однако, и то, и другое, вместе, и по отдельности мало приближают к сути праздника и его духовному осмыслению. Почему? Давайте попробуем в этом разобраться.

В этот день, как и в любой другой, Господь ждет от нас молитвы и покаяния. Он ждет нас на Литургии, в Храме, где совершается самое главное действо – Евхаристия. Но, к сожалению, большинство в этот день видят только одну цель – набрать святой воды. «А как же? Крещенская ведь!» Несомненно, святая крещенская вода имеет благодать Господню. Ей принято окроплять свои жилища, употреблять с благоговением, и даже использовать при крещении мирянам в экстремальных условиях «страха ради смертнаго», когда освятить обычную воду нет возможности. Но вот ставить целью двунадесятого праздника набор освященной воды, а не участие в Евхаристии, как-то не совсем правильно.

Еще одна крещенская традиция – купание в проруби. Среди многих, осуществляющих столь неожиданные для неподготовленного организма маневры, есть поверие в том, что купание в освященной воде «смоет за раз все грехи». Ниточка такого необычно суеверия уходит в историю. Подтверждение этому мы можем найти в литературе, например в книге И. Шмелева «Лето Господне», где осмысление христианских обычаев, читатель видит глазами ребенка. Так же у В. Даля есть такие слова: «В иордании купаются, кто о святках рядился», т.е. те, кто участвовал в рождественских игрищах в масках козлов и другой живности, ходил по домам с колядками (не путать со славельщиками) и «вытягивал» дары с хозяев, словом, грешил, как мог. И, дабы «смыть с себя все грехи», совершенные, в том числе и в святочные дни, колядовщики окунались в прорубь, для всех остальных же купание было необязательно.

Традиция купаться в освященной проруби на Крещение свое одобрение от священноначалия получила сравнительно недавно. Церковный устав специально этого не приписывает. Скорее. это сложившийся годами благочестивый обычай (при правильном его понимании). Еще до революции к подобным купаниям относились отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Сегодня Церковь более благосклонна к этому обычаю, но и как в прошлом веке, остерегает люд от необдуманных поступков, призывая обратиться к духовной части праздника. Хотя и в наши дни можно встретить резко отрицательное мнение на этот счет. Например, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское протоиерей Владимир Гамарис в одном из своих интервью сказал следующее: «В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника».

Помимо отрицательных сторон, церковной истории известны положительные моменты, например, когда человек «с молитвой ко Господу, прося исцеление» окунался в воду на Крещение и получал просимое. Но здесь следует сделать акцент на то, что у купальщика был совершенно иной, молитвенный настрой. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

К сожалению, большинство окунающихся на Крещение без должного настроя, лишают себя главного – понимания и участия в празднике как христианина. «Поморжевать» после горячительных напитков, в сопровождении всевозможных «традиционных» изречений можно в любой другой день, а вот по-настоящему погрузиться в евангельские события, связанные с Крещением Господа нашего Иисуса Христа можно только один раз в год.

Но обрядоверия ли ждет от нас Господь?

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

18 янв. 2020