yandex

Рождественский пост и Новогодний ажиотаж

«Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую. …Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!». Преподобный Варсонофий Оптинский

нг.jpg

Приближаются новогодние праздники. Очень скоро «гирляндо-украшательная суета» охватит всю страну. Православный народ в это время разделяется на «два лагеря». Те, кто пытается сочетать рождественский пост и небольшое празднество в честь нового года и те, кто категорически против всей новогодней мишуры, принципиально игнорируя «ночь веселья». Так как же относится христианину к государственному празднику еще и на последней неделе поста? Стоит ли искать золотую середину?

Сегодня принято отмечать новогодние праздники с большим размахом. Все по лучшим светским традициям – с шампанским, «голубым огоньком», который скоро будет буквально оправдывать свое название, безудержным весельем, напрочь забывая наставление святителя Иоанна Златоуста: «Воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей». Дети ждут волшебства, подарки и множество разноцветных огней в небе.

Аниматоры, продавцы сетевых магазинов и «почтамп деда мороза» в последних числах декабря работают на полную катушку. Особенно явственно в эти дни видно, сколько в православной стране православных. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16).

Однако, традиция, праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января, во время рождественского поста, возникла не сразу. До вступления на трон Петра I церковный и гражданский календарь начинался 1 сентября. Петр I, как известно, всегда отличался особой любовью к Европе, поэтому многие вещи были изменены на «западный манер», например, нашумевший в то время «указ о бродобритии», введении кафтанов европейского образца. Счет лет и Новый год так же претерпели «реформы», праздник был перенесен с сентября на 1 января, а летоисчисление теперь начиналось с 1700 года, как по всей Европе.

После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа – юлианский календарь был заменен григорианским, таким образом, народные гуляния в честь нового года стали приходиться не на Рождественские святки, как это было ранее, а на конец Рождественского поста. Кстати, обычай украшать елку относится к Рождеству, а не к новому году, поэтому в годы советской власти, руководство боролось с этой традицией, видя в ней «религиозную угрозу». Ставить елку в домах разрешили только в 1935 году, переименовав ее из «рождественской» в «новогоднюю», что и укоренилось до сегодняшних дней. Но и в советские годы новогодние гуляния проходили куда более скромнее. Конечно, «виноват» не сам светский праздник в таком бесчинстве, а отношение людей. И христианин в эти дни находится в большом искушении.

Как же относиться православным людям к всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Об этом высказал свою позицию священник Павел Гумеров: «Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, «заезженная» фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьей и молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспоминает с благодарностью уходящее лет.

Естественно, выбор остаётся за каждым из нас, что отмечать, как отмечать, и какие приоритеты расставлять, рассказывая детям о христианских и светских праздниках. Главное - сохранить мир в душе, в семье и при этом не забывать, что мы христиане…

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

12 дек. 2019