Торжество Царства Божьего над властями и силами земными (6)

Серия размышлений подготовлена колледжем «Наследие».

Среди рождественских паремий мы встречаем целых два пророчества о грядущем Царстве Мессии. Они - об одном и том же Царстве, но как по-разному пророки говорят о нем, и как по-разному Бог дает Свое Откровение! В предыдущем письме мы читали пророчество Исаии о рождении младенца и наступлении царства красоты, мира, гармонии, где преображенное творение будет жить с Богом в полноте бытия; фактически, Исайя рисует перед нами картину возвращенного рая.

Сегодня мы поразмышляем над еще одним пророчеством о Царстве Мессии из книги пророка Даниила (Дан. 2:31–36, 44–45), которое составляет шестую паремию Рождества. И в нем - совершенно другие образы.

Исторический фон

Книга Даниила переносит нас в VI в. до Р.Хр., когда земля, данная Богом Аврааму и его потомкам, была захвачена языческим царством, Вавилонской империей, а народ был взят в плен.

В Вавилонской империи повсюду изображались львы - образы силы, могущества, на которых покоится царская власть

В Вавилонской империи повсюду изображались львы - образы силы, могущества, на которых покоится царская власть

Даниил был одним из знатных иудейских юношей, которых по приказу вавилонского царя Навуходоносора выбрали для воспитания при царском дворе. Впоследствии они должны были занять высокие административные должности в плененной Иудее, но для этого нужно было вытравить из них преданность Единому Богу и Его Закону. Им сменили имена, предлагали в пищу мясо, посвященное местным богам, и, в конце концов, потребовали поклонения идолу. Тем не менее, юноши сохранили верность Истинному Богу, доказав, что служение Ему важнее людских повелений.

В Писании приводятся имена святых отроков, которые вместе с Даниилом остались верными Богу даже под угрозой смерти: Анания, Азария и Мисаил. Их память Церковь празднует уже на этой неделе – в воскресенье 30 декабря, и их история - это пример верности Богу, несмотря на угрозу смерти.

Откровение Божие языческому царю

Верность Богу не остается без награды. Согласно повествованию, Даниил получил от Господа дар пророчества и толкования снов, и за этот дар и мудрость царь Навуходоносор возвысил его и приблизил к себе. И вот как это произошло.

Во второй год своего царствования Навуходоносор видел странный сон, сильно смутивший его, который он никак не мог вспомнить при пробуждении. Призвав к себе мудрецов, царь потребовал, чтобы они сказали ему содержание сна и объяснили его значение. Придворные толкователи снов не смогли разгадать сон Навуходоносора, не зная его содержания. За неисполнение приказа они могли лишиться жизни. Даниил с его товарищами усердно молились, чтобы Господь открыл Даниилу, что видел во сне царь, и как понять этот сон. И Сам Бог через Своего пророка открывает Навуходоносору тайное значение сна.

Удивительно: Бог открывает, что будет в последние дни не праведнику, не пророку, не кому-либо из Израильского народа, - а языческому царю! Святитель Иоанн Златоуст пишет, что сон был дан Навуходоносору для вразумления, чтобы он признал Бога Господом всего. Поскольку вавилоняне придавали большое значение снам, то и откровение было дано во сне. Но язычнику, не знающему истинного Бога, сложно понять Его волю и разобраться в неожиданном откровении; царь даже не запомнил свой сон. Полнота Откровения все-таки дается пророку, а через него народу Божьему.

Явившись к царю, Даниил сказал:

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,
33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

Откровение Навуходоносору - это откровение о подлинной и единственно несокрушимой власти в этом мире.

В видении перед царем встает вся история языческих народов. Четыре части истукана, как показывает последующее повествование, являются символами четырех языческих царств, следующих одно за другим, у которых Израиль будет в порабощении: Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Несмотря на огромность, сияние и страх, которые наводят на человека языческие империи, все они подобны идолу, который только пни - и он разобьется.

Но что это за камень, который послужит падению таких сил?

Камень от Горы - Христос от Девы

В еврейском языке существует интересное звуковое явление. Слова "камень" и "сын" звучат очень похоже: эбен и бен. Это дало возможность древним авторам играть со значениями слов, использовать язык намека.

И в Священном Писании нередко под камнем подразумевается Кто-то больший, Царский сын (как сын Давида, или в целом - как царь-помазанник, Мессия). Так, встречаются упоминания: краеугольного камня, драгоценного основания (Пс. 117:22; Ис. 28:16), камня преткновения и соблазна (Ис. 8:13-14).

Сам Христос относит к Себе пророчество о краеугольном камне (Мф. 21:42,44), апостолы относят то же пророчество ко Христу (Деян. 4:11; 1Пет. 2:6; Рим. 9:39), считая воплотившегося Сына Божьего основанием Церкви (Еф. 2:20).

В паремии мы тоже видим образ камня, оторвавшийся от горы. Образ горы нередко используется для обозначения женщин: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» (Ис 51:1). Камень же, оторвавшийся от горы без содействия рук человеческих, – это, по святоотеческой мысли, образ Боговоплощения, рождения Христа от Пресвятой Девы Марии. «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества» (От Тебя, Дева, как от несекомой горы без участия человеческих рук отсекся краеугольный камень, Христос, соединивший в себе две различные природы) – поется в Церкви на богослужении. Горою Пресвятая Дева именуется по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, - считает епископ Виссарион Нечаев.

Торжество Христа

Камень Христос, – пророчествует Даниил, – разобьет вдребезги глину, железо, медь, серебро, золото, из которых состоял истукан. Он сокрушит земные империи, уничтожит господствующее в них идолопоклонство, и воздвигнет Свое Царство:

44 …Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Бог воздвигнет Новое Царство, совершенно не похожее на земные царства, величие которых держится не на верности Богу, а на богатстве, власти и угнетении. Эти царства - «князя мира сего», но придет конец и этому князю, и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем Нового Царства. Оно не будет никем разрушено, не достанется завоевателю. Будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему.Торжество Церкви и предвкушение полной ПобедыЦарство Божие, как говорят богословы, присутствует "уже, но еще не". Отчасти оно осуществилось в Церкви, в которой люди поклоняются не бездушным идолам, а Христу. Оно осуществляется в жизни каждого, кто признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, просит, чтобы Бог царствовал в его жизни. Но одновременно в современности остается многое и от языческих царств...

И все же у нас есть надежда и уверенность в окончательной Победе. Христово Царство побеждает не силой и оружием, а духовно, смертью и воскресением Спасителя. Это - не одномоментное событие, а процесс преображения мира. Как камень, оторвавшийся от горы, в видении Даниила постепенно наполняет всю землю, так Царство Иисуса Христа, родившегося в Вифлееме, через апостольскую проповедь распространяется по всему миру, и найдет свое завершение во Втором и славном Пришествии.

Видите ли вы Присутствие Царства Божия в нашем мире - в том числе, в земной власти?
Где, по-вашему, стоит искать знаки Царства Христова?
Получается ли у вас, знакомясь с новостями, тем не менее верить в окончательную победу Божию?
Как вы думаете, можно ли это Царство приблизить?

Что Бог открывает нам о рождающемся Мессии? Об именах Божиих, рождении Христа от Девы, вечном пребывании Бога в мире - в нашем последнем письме.

Всего доброго Вам, мира и радости свыше!

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

06 января 2019