yandex

Введение во храм Пресвятой Богородицы -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Местонахождение: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия
Название иконы: Введение во храм Пресвятой Богородицы
Время создания: ок. 1497 года

Описание иконы.

На формирование византийского канона образа «Введение во храм» оказало влияние «Житие Богородицы», изложенное монахом Епифанием в XI веке с опорой на многочисленное устное предание и апокрифические источники. Художники Древней Руси, воплощая это радостное и таинственное событие, выработали свои варианты иконографического извода.Они создали замечательные образы, к которым относится и икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из Успенского храма Кирилло-Белозерского монастыря.

В центре иконы спокойно стоит Мария, в облике которой чудесно проступает и доминирует ее будущее. Лишь малый рост ее свидетельствует о юном возрасте, а лик, одежда и поза являют привычные черты Богородицы, которая, на радость людям, вводится в дом Господень. Над ней вознесен киворий, выделяющий Пресвятую Деву, как «храм одушевленный».

Плотной группой за Младеницей движется процессия дев с горящими свечами, возглавляемая ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы в праздничном каноне на богослужении: «В храм тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту». Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Ее встречает первосвященник Захария, он протягивает Марии руки в открытых вратах, напоминающих царские врата алтарной преграды. Изображение распахнутых врат соотносится с песнопением: «к Нейже, дивяся, Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двeри» (стихира праздника). Обращение к Богородице «Двере Господня» основано на пророческом видении таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1-4).

В правой части иконы над Захарией поднимается Иерусалимский храм, который своими свойственными христианству деталями свидетельствует о Новом Завете. На его верхней площадке мы видим Богородицу, пищу которой подносит парящий ангел. Этот эпизод имеет евхаристический смысл, отраженный в стихире праздника: «Небесным воспитана Дева Хлебом верно в Храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово». Слева на иконе в виде двух одинаковых башен встает покинутый дом Иоакима, как принадлежащий Ветхому Завету.

Начальная и конечная точки следования процессии соединены стеной, взметнувшейся легким полукругом над Пресвятой Девой, и алым велумом, подчеркивающим сокровенность происходящего и являющим связь между Ветхим и Новым Заветами.

Над Богородицей склонились ее праведные родители и первосвященник. Их склоненные фигуры, объединенные единым абрисом, словно пытаются защитить собой девочку. Лики Иоакима, Анны и Захарии полны напряженной, взволнованной мысли, они с любовью постигают таинственную драгоценность юной жизни.

Серьезны, спокойны и светлы взоры всех участников события, размышляющих над светлой тайной открывающейся радости. Это подчеркнуто не только композиционным единством образа, но и праздничным подбором цветов, охристый компонент которых дополнен синими и винно-красными тонами.

Долгое время, фон иконы был сокрыт под чеканной серебряной басмой, которая придавала особый мягкий блеск свету вечности, наполняющему пространство образа.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» написана на деревянной панели 84×63 см. Она была частью праздничного ряда высокого иконостаса Успенского храма мужского Кирилло-Белозерского монастыря, расположенного на берегу Сиверского озера в городе Кириллове Вологодской области. В стенах монастыря в 1924 году был открыт музей, поэтому икона, в числе многочисленных других образов обители, сменила свой «адрес», не покидая места. В 1968 году она была отреставрирована во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации и позже освобождена от басм.

История образа.

Событие введения во храм Девы Марии не упоминается в канонических Евангелиях. Оно известно из VII главы апокрифического Протоевангелия Иакова, написанного во II веке.

Родители Пречистой Девы Марии дали обет Богу отдать свое позднее дитя на воспитание в храм Божий. Младеница, осеняемая благодатью Божией, росла и укреплялась до трех лет возле своей матери – праведной Анны. По прошествии этого времени Марию стали готовить к тому, что она скоро покинет родительский дом и станет жить в Иерусалимском храме.

Проводить Деву Марию вместе с Иоакимом и Анной пришли «непорочные девы иудейские», с заженными светильниками. У храма Марию встретил первосвященник, есть предание, что им был Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он поставил ее на третью ступень жертвенника, где она «дрожала от радости» и «плясала на ногах своих». Захария не только провел необыкновенное дитя по всему храму, но и ввел ее во Святая Святых – то место в храме, куда мог входить только первосвященник один раз в год. Девочка осталась в доме Господнем, где прожила двенадцать лет «как голубица», вскормленная пищей, приносимой ангелом.

Введение Марии во храм - начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой она станет одушевленным храмом, «невместимого Бога вместилищем».

Событие Введения во храм Богородицы предшествует Евангельскому циклу и готовит к рождению в мир Христа ради последующего спасения рода человеческого через принесение Его в жертву. Как Пресвята Дева была отдана Иоакимом и Анной на служение Богу, «яко непорочное приношение» в Иерусалимский храм, так и Христос затем принес Себя в чистую жертву ради спасения людей.

Праздник во имя этого события был установлен во времена правления императора Юстиниана (VI век), с VIII века он появился в некоторых месяцесловах, но широкое распространение получил только в IX веке. В это время начинает складываться иконография праздника.

Особенности иконописной школы.

Алтарная преграда Успенского собора была создана приблизительно в 1497 году одновременно со строительством каменного храма. XV век — классическая пора в развитии русского высокого иконостаса. В это время в нем появляются новые ряды икон, он обретает удивительную архитектурную упорядоченность. Грандиозный живописный ансамбль включал несколько рядов изображений — местный, деисусный, праздничный и пророческий, стоявших на расписных деревянных брусьях-тяблах. Иконографические особенности «кирилловского» иконостаса позволяют сделать вывод о том, что его создатели ориентировались на алтарные преграды Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. По мнению искусствоведов, над созданием этого масштабного комплекса трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой было три ведущих иконописца, связанных с разными художественными традициями: московской, новгородской, возможно, ростовской школ.

Биография.

Иконописцы Кирилло-Белозерского иконостаса не оставили своих имен, так как мыслили: «Не от меня, а от Бога». Одно время искусствоведы относили эти иконы к написанным прп. Андреем Рублевым. Сейчас специалисты определяют почерки трех различных мастеров. Считают, что образ «Введения Богоматери во храм» принадлежит тому же мастеру, который исполнил «Рождество Богоматери». Эти иконы отмечены особой теплотой и лиричностью, которыми пронизан иконографический канон.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий