yandex

Успение Богоматери -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Местонахождение: Третьяковская галерея (ГТГ), Москва
Год создания: 1663 г.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Икона Симона Ушакова «Успение» написана по старому иконографическому изводу, но с новыми деталями и разработками, соответствующими духу времени.

В центре композиции — усопшая Богоматерь, лежащая на высоком ложе. За ложем мы видим фигуру Христа, который держит душу Богоматери. Она изображена в виде младенца, закутанного в желтые ткани с тонкими красными нитями. У ложа стоят святители и апостолы, далее - иерусалимские жены. Перед ложем Богоматери изображается сцена «Отсечение рук нечестивого Авфонии». Слева, рядом с апостолом Петром стоит светильник. Вверху в славе Христа чуть намечены художником Силы небесные в виде архангелов. Завершают славу три огненные серафима. Справа и слева располагается архитектура. В самом верху - часть неба, открытые врата рая, готовые принять душу Богоматери.

В структуре иконы «Успение» Ушакова традиционно расположены только несколько апостолов, их позиция одинакова в большей части икон этого сюжета и идентична с изображениями данных персонажей в иконе «Успение» из Успенского собора Московского Кремля.

Композиция иконы замкнута, развивается по кругу, внутри которого симметрично расположены фигуры. Здесь все соответствует единому направлению, заданному художником. Можно отметить традиционные приемы изображения, повсеместно применявшиеся в русской иконописи с момента ее возникновения вплоть до конца XVII века. Перспективные построения в иконе «Успение» Симона Ушакова соответствуют традициям древнерусской живописи.

Живописец чутко относится к соотношению величин в композиции. Крупная фигура Христа возвышается в центре. Она увеличивается и зрительно, благодаря большому количеству склоненных фигур апостолов. Еще в качестве наглядного примера можно сопоставить размер радиусов нимбов Христа, Богоматери, апостолов и святителей. Следовательно, нимб Спасителя гораздо крупнее остальных, после него идет нимб Богородицы, а нимбы других персонажей равной величины. Таким подчеркиванием нимба художник указывает место персонажа в композиции и в иерархическом порядке иконы.

Архитектурные строения написаны в обратной перспективе, она дает возможность художнику увеличить размеры удаленных частей предметов. Архитектура изображена с разных точек зрения, в результате чего появляется «разворот» на зрителя. В иконе «Успение» идет сознательная архаизация элементов композиции. Таким образом, композиционные построения в данной иконе, позволяют нам определить соответствие иконы «Успение» иконографическим традициям XVI века.

История образа.

Житие митрополита Илариона Суздальского раскрывает интересный факт, связанный с иконой Успения. Во время перестройки деревянного храма на каменный, митрополит стал сомневаться, оставлять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, в каком Она была написана на иконе Ушакова. Иларион понял, что престолоосвящение надо оставить, новый каменный храм был тоже посвящен Успению Богородицы. Икона «Успение» была написана Ушаковым в 1663 году. В документах Государственной Третьяковской галереи приводятся сведения о том, что она происходит из иконостаса церкви Успения Флорищевой пустыни. После строительства каменного собора икона находилась в местном ряду иконостаса. После 1918 года икона пребывала в Историко-художественном музее города Владимира. Раскрыта была в 1930 году в Центральных государственных реставрационных мастерских, так как за период своего существования претерпела несколько записей. После реставрации, с 1934 года находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Одним из заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова. Исторические документы повествуют о том, что митрополит заказал Ушакову четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и «Успение», исполненное в 1663 году.

Иларион играл очень значительную роль в жизни Ушакова. Об этом мы узнаем из жития митрополита Илариона. Достоверно известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам митрополит, и монахи его обители. И житие рассказывает, что, когда монахи, остановившиеся в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был такой огромный и яркий, что прибежали, сторожа от Спасской башни, они думали, что в Китай-городе начался пожар.

Эти события из его жизни показывают, как тесно Ушаков был связан с духовной средой. И именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Иконописец происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в те времена выбор столь художественной профессии был несколько необычным и странным. Причиной такого выбора, вероятно были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы. Более того, творения Ушакова стали наглядным образцом для других художников. Вокруг него начала формироваться школа иконописцев. Специально для своих учеников он написал одну из первых работ по теории живописи в русской истории — трактат «Слово к люботщательному иконного писания». В нем он призывал художников сконцентрироваться на «прославлении Бога», заниматься церковной живописью. Ушаков утверждал, что иконы должны стать «зеркалом» реального мира — быть правдоподобными. Одним из первых он написал и об ответственности живописца перед обществом и церковью.

Биография.

Симон Ушаков родился в 1626 году в Москве. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Он происходил из московских дворян, а среди родственников иконописца были представители духовенства. Симон Ушаков начал учиться рисованию в детстве и рано стал известен. В 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов.

XVII век стал последним веком древнерусского искусства. В это время начинается такой процесс, как «обмирщение» культуры, её отход от церковной традиции, придание культуре светского характера. К концу 1650-х годов Ушаков уже стал известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. В то время Ушаков создал парсуну царя — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник решил отойти от стандартных канонов иконописи и написал Христа как живого человека. В 1664 году Симона Ушакова перевели на работу в Оружейную палату. В конце XVII века она была центром художественной жизни. Самые умелые мастера тех времен производили там оружие, ювелирные изделия, церковную утварь, часто они расписывали храмы, поместья.

Если говорить об Ушакове как о реформаторе, нужно обратиться к самому знаменитому его произведению– образу Спаса Нерукотворного, который художник повторял в разные периоды своей творческой жизни. Это объясняет интерес иконописца к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, настоящие черты Спасителя.

Отсюда вырисовывается такое понятие, как «живоподобие», которое Ушаков использовал в своих теоретических сочинениях, и на практике, в своих иконах.
Что означает живоподобие? Живоподобие – это изображение живого, истинного свидетельства о священных лицах. Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, сформулировать его, сделать более неоспоримым.

Работы знаменитого иконописца наполнены светом. Этот свет для Ушакова был даже главнее, чем живоподобие. Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец.

В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои работы, сообщая дату написания образа и свое имя. Из оставшихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери.

За свою жизнь Симон Ушаков создал более 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее, Русском музее.

В 1685 году Ушаков создал свое последнее произведение — икону «Тайная вечеря» для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Через год, в июне 1686 года, он умер. Похоронили иконописца рядом со Знаменским монастырем в Москве.

Из его наследия наиболее известны иконы, которые дошли до наших дней и хранятся в ГТГ и ГРМ (Государственный Русский музей). Среди них - Образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба написаны в 1668) и др. Известны его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого". Симон Ушаков был человеком своего времени, изобразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в работах Ушакова, благодаря его собственному творческому самовыражению, родился и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который стали применять сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а потом, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

Составитель текста: Кошелева Любовь Александровна.

Оставить комментарий