yandex

«Тучи с ожерёба…» - Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Тучи с ожерёба…»
«Тучи с ожерёба…»
Автор: Сергей Есенин
Произведение: «Тучи с ожерёба…»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1917 г.

*****

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещет надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет Божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс, пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли...

И со щёк заката

Спрыгнут скулы-дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Описание произведения.

В стихотворении «Тучи с ожерёба...» Сергей Есенин обращается к теме революции. Для поэта революционные события неотделимы от библейской реальности, от образов Рождества и Апокалипсиса. Мотив рождения намечается уже в первой строфе: «Тучи с ожерёба / Ржут, как сто кобыл. / Плещет надо мною / Пламя красных крыл». Ожерёб — рождение жеребёнка. Метафора «красных крыл» обозначает закат старого мира, который принесла с собой революция.

Высокие библейские образы Есенин преломляет через своё крестьянское мировоззрение, создавая неожиданные, бунтарские, но новаторские метафоры: «Небо словно вымя, / Звезды как сосцы. / Пухнет Божье имя / В животе овцы». Иными словами, мир находится в преддверии появления нового Мессии, поскольку агнец — иносказательный образ Иисуса Христа.

Образ Нового Рождества развивается в третьей строфе: «Верю: завтра рано, / Чуть забрезжит свет, / Новый под туманом / Вспыхнет Назарет». Образ тумана связан с характерным для Есенина мотивом тайны, обозначающим сопряжение духовной и земной реальностей. Однако новое рождение Мессии не ощущается как торжественное событие: «Новое восславят / Рождество поля, / И, как пёс, пролает / За горой заря». И пусть «поля» славят новое Божье воплощение, сравнение зари с «псом» вызывает тревожные чувства.

В пятой строфе Есенин прояснит смысл тревоги: поэт предчувствует, что люди не захотят восславить нового Бога и взбунтуются: «Только знаю: будет / Страшный вопль и крик, / Отрекутся люди / Славить новый лик». Начнётся страшная война, люди «скрежетом булата / Вздыбят пасть земли». Образ пасти земли обозначает бездну, смерть мира. Наступят последние дни: «И со щёк заката / Спрыгнут скулы-дни». (Мф.24; Мк.13; Лк.21; Откр.1:7-8).

Однако сквозь пессимистическое настроение этих стихов брезжит надежда, заключённая в образе Нового Симеона. Симеон — праведник, которому было предсказано, что «он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». (Лк. 2:26). В образе Нового Симеона заключается чаянье поэта, что за всеми разрушениями наступит Новая Эра, засияет обновлённый мир.

История создания.

Стихотворение «Тучи с ожерёба...» датируется 1917 годом. Оно явно связано с революционными событиями — темы ожидания мессии, вести о новом Назарете и т.д. не оставляют в этом сомнения. В нём отразилась особая позиция Есенина в этот период — в частности, его расхождение с Н.А. Клюевым, принципиальное несогласие с ним, с А. Белым, Р.В. Ивановым-Разумником, А. М. Ремизовым и другими участниками «Скифов» в оценке протекавших событий.

Н.А. Клюев восторженно встретил падение самодержавия, но в развитии революционных событий видел некую мистерию народного духа, подчеркивал мистический смысл революции, полагал, что в ней слились Восток и Запад, Север и Юг, христианство и язычество. Народ родной страны — для Н.А. Клюева — «воскрешённый Иисус», которому предуказано воздвигнуть «стобашенный пламенный дом», люди «не осквернят палящий лик свободы золотой», рождающаяся воля — «Человечеству светлый маяк».

Иначе смотрел на события Есенин. Столь же горячо приняв революцию, он видел, что процесс освобождения и возрождения народа более сложен, что он не может быть сведен к мистерии, что будущее нельзя рассматривать как «Китеж-град, ладан Саровских сосен», как оно рисовалось Клюеву. Ещё в отданном не позже середины августа 1917 г. в редакцию «Скифов» стихотворении «Проплясал, проплакал дождь весенний...» он высказал уверенность в устойчивости коренных, корневых основ народной жизни и своё сомнение в возможности поколебать их поэтическим словом («Не разбудишь ты своим напевом//Дедовских могил!»). Оппозиция идеям Клюева ясно видна и в «Тучи с ожерёба...». У Есенина: «...как пес, пролает за горой заря...» — у Клюева: «...красное солнце — мильонами рук Подымем над Миром печали и мук» («Песнь Солнценосца»); у Есенина: «Скрежетом булата вздыбят пасть земли...» — у Клюева: «Алмазный плуг подымет ярь // Волхвующих борозд...» («Двенадцать месяцев в году...») и т.п.

Не менее откровенно спорил Есенин и с другим «скифом» — А.М. Ремизовым. В данном случае внешним поводом явился опубликованный во втором сборнике «Скифы» его рассказ «Gloria in excelsis». Названием рассказа стали слова из латинского текста Евангелия — славословие ангелов при рождении Иисуса Христа, в русском тексте: «Слава в вышних Богу». (Лука, 2:14). Рассказ — это своего рода притча о жившем некогда старце Амуне, который ушёл от мира, предавшегося адской прелести, от людей, погрязших в ублажении своих вожделений, охваченных взаимной ненавистью и из-за этого проливающих кровь. Началась страшная война, и тогда понял старец, что Бог проклял мир. Безмерно страдали люди, просили Амуна вымолить прощение у Бога, но не мог побороть себя старец и молиться о грешниках, ибо «и до седьмого колена отмщается грех». Но однажды произошло чудо — Бог простил мир. Было старцу видение: «И увидел он над морем: лик его был, как луч, одежда, как снег, по белому звёзды, алая чаша на груди, в руке опущенный меч, закалающий зверя, а из крови зверя злак, а вокруг, как змей, водные волны». Прощение требовало искупительной жертвы, и погиб старец Амун, а прощённые люди радостно благовестили Бога. Завершается рассказ словами молитвы «Слава в вышних Богу и на земле мир».

Есенин явно имел в виду этот рассказ, когда, споря с ним, рисовал тяжкий и трудный предстоящий путь народа: «Только знаю будет Страшный вопль и крик». Вместо ремизовского пророчества о божественном видении, которое примирит людей, Есенин предрекал: «Отрекутся люди / Славить новый лик». Он рисовал, как «скулы-дни» побегут «в степь иных сторон».

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Оставить комментарий