yandex

«Под крышей промёрзшей пустого жилья» - Ахматова Анна Андреевна

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Под крышей промёрзшей пустого жилья»
«Под крышей промёрзшей пустого жилья»
Автор: Ахматова Анна Андреевна
Произведение: «Под крышей промёрзшей пустого жилья»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1915 г.
Эпизод в Библии:

*****

Под крышей промерзшей пустого жилья

Я мертвенных дней не считаю,

Читаю посланья Апостолов я,

Слова Псалмопевца читаю.

Но звезды синеют, но иней пушист,

И каждая встреча чудесней, —

А в Библии красный кленовый лист

Заложен на Песне Песней.

Описание произведения.

Корней Иванович Чуковский выделил две особенности ахматовской поэзии: во-первых, изобилие православных тем и мотивов и, во-вторых, их непосредственную связь с личными переживаниями её поэтического «я». В стихотворении «Под крышей промёрзшей пустого жилья» атмосфера религиозных книг, которые читает лирическая героиня, помогает читателю ощутить возрастание героини от душевных женских переживаний — к ясному созерцанию высоты Божьего Величия.

Произведение начинается со слов: «Под крышей промёрзшей пустого жилья / Я мертвенных дней не считаю». Поэтическое «я» Ахматовой словно находится в келье. В тишине и одиночестве «пустого жилья» лирическая героиня не считает «мертвенных дней», поскольку обращена к Богу, Который «есмь путь и истина и жизнь». (Ин. 14:6) — вне безблагодатного мертвящего времени.

Ахматовская героиня читает Священное писание: «Читаю посланья Апостолов я, / Слова Псалмопевца читаю». Послания святых Апостолов — учеников Христа — открывают перед читателем мир богочеловеческого организма Церкви как братского единства людей. «Слова Псалмопевца» Давида — Псалтирь — это молитвы пророческого уровня, обращенные к Богу и одновременно само пророчество. Упоминание обеих этих частей Библии в стихотворении очерчивают круг духовного становления героини – её врастания в веру, её опоры на Христа и ухода от пошлой приземлённости.

Мир Ахматовской героини озаряется таинственным светом: «Но звёзды синеют, но иней пушист, / И каждая встреча чудесней». Причиной лучезарности окружающего мира является приближение любви иной, нездешней, когда простой кленовый лист может стать знамением чуда: «А в Библии красный кленовый лист / Заложен на Песне Песней». Красный цвет ассоциируется с пламенем, горением сердца, а пять концов кленового листа, по форме напоминающего ладонь, символизируют пять человеческих чувств.

Таким образом, Ахматова переплетает в единое целое книгу Духа и книгу Природы, переполненную любовью душу и просветляющую мудрость слов Священного Писания.

История создания.

Стихотворение «Под крышей промёрзшей пустого жилья» написано в январе 1915 года и включено в третью книгу Ахматовой «Белая стая». Об этой книге, сочетающей в себе гражданские мотивы и личные переживания поэтессы, Корней Чуковский писал, что она «пропитана монастырской эстетикой». По его словам, стихи Ахматовой этого времени часто «стали превращаться в молитвы».

На рождение стихов «Под крышей промёрзшей пустого жилья...» повлияла жизнь Ахматовой в Царском селе, городе, который всегда был связан с Пушкиным и поэзией. Николай Степанович Гумилёв в это время был на фронте, Ахматова пребывала в одиночестве и волнениях за своего супруга. Но молодая и бурлящая душа поэтессы не могла долгое время находиться в аскетическом уединении, и потому Ахматова предчувствует появление в своей жизни любви. Вчитываясь в священные тексты, она испытывает это своё новое чувство — словом Божьим, подымая его до нездешних высот.

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.




FB2

EPUB

Оставить комментарий