yandex

«Песня о песне» - Ахматова Анна Андреевна

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Песня о песне»
«Песня о песне»
Автор: Ахматова Анна Андреевна
Произведение: «Песня о песне»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1916 г.

«Песня о песне»

Она сначала обожжёт,

Как ветерок студёный,

А после в сердце упадёт

Одной слезой солёной.

И злому сердцу станет жаль

Чего-то. Грустно будет.

Но эту лёгкую печаль

Оно не позабудет.

Я только сею. Собирать

Придут другие. Что же!

И жниц ликующую рать

Благослови, о Боже!

А чтоб Тебя благодарить

Я смела совершенней,

Позволь мне миру подарить

То, что любви нетленней.

Описание произведения.

В стихотворении «Песня о песне» Анны Ахматовой звучит тема творчества. Поэтесса использует ямб, создавая впечатление торжественной приподнятости духа.

В первых двух четверостишиях автор пишет о том, как воздействует песня на человека: «Она сначала обожжёт, / Как ветерок студёный, / А после в сердце упадёт / Одной слезой солёной». Настоящее искусство проникает в людское сердце щемящей грустью и остаётся в нём навеки. Злое сердце намного острее почувствует эту печаль: «И злому сердцу станет жаль / Чего-то. Грустно будет. / Но эту лёгкую печаль / Оно не позабудет». — Красота поэтического слова напоминает человеку о потерянном блаженстве близости с Богом. Злой человек рискует не узнать этой близости после смерти, поэтому его сердце саднит сильнее.

В третьей строфе Ахматова, используя образ сеятеля из Евангелия, подчёркивает исключительную миссию творца слова: «Я только сею. Собирать / Придут другие. Что же! / И жниц ликующую рать / Благослови, о Боже!». Поэт отдаёт своё сердце и вдохновение даром, не требуя награды на земле. Он только сеет зёрна красоты, правды и справедливости, но не ему собирать плоды своих трудов. Ахматова пророчит, что жнецами её творчества будут женщины. Поэтесса просит Бога, чтобы Тот благословил хранительниц и почитательниц её песен.

В последней строфе Ахматова говорит о слове: «А чтоб Тебя благодарить / Я смела совершенней, / Позволь мне миру подарить / То, что любви нетленней». Поэтесса знает, что слово «нетленней» любви, ибо им создан мир, в нём и начало любви: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. <…> Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). — Поэт просит Господа позволения дарить миру то, что с рождением было даровано ей Отцом Небесным. — То, чем Бог творил мироздание, мир получает даром из рук поэта и по милосердию Творца. (Пс.33).

История создания.

Раздумья о поэтическом даре входит в число важнейших тем ахматовского творчества и получает развитие ещё в ранние его годы. В стихотворении «Песня о песне», написанном в 1916 году, поэтесса задумывается о призвании поэта.

Поэт в понимании Ахматовой — избранник Бога, но и Божий раб, который в простоте сердца исполняет «всё повеленное» и не требует благодарности или мзды за свой труд. Это подтверждают строки стихотворения: «Я только сею. Собирать / Придут другие. Что же! / И жниц ликующую рать / Благослови, о Боже!». В Евангелии читаем: «Жнущий получает награду и получает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут». (Ин. 4:36).

Возможно, стихотворение родилось, вдохновлённое событиями Первой мировой войны. Желание «миру подарить» песню, нетленное слово — связано с верой в обновляющую силу искусства, способного оживотворить человека, уставшего в вечной бессмысленной схватке друг с другом.

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.



FB2

EPUB

Оставить комментарий