Мария Магдалина - Россетти Данте Габриэль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мария Магдалина
Мария Магдалина
Автор: Россетти Данте Габриэль
Местонахождение: Художественный музей Делавера, Уилмингтон, США
Произведение: Мария Магдалина
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Прерафаэлитизм
Дата создания: 1877 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Мария Магдалина с картины Россетти — это та евангельская блудница, которая в доме Симона Фарисея умастила ноги Спасителя миром и отёрла их своими волосами: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром, и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк.7:36-38). Поэтому в живописи Россетти Мария Магдалина изображена с сосудом мира в руках.
Художник наделил свою Магдалину роскошным шлейфом густых рыжих волос. На нежном и строгом лице девушки читается отречение от былой грешной жизни. Перед нами Мария, которая всем своим сердцем уже полюбила Христа и готова следовать за Ним. Художник одел свою Марию в серую рубаху с едва уловимым орнаментом у ворота, полностью скрывшую очертания её тела. Левая рука сжимает круглый сосуд из белого алебастра, в котором содержалось миро. Недаром в православной традиции Мария Магдалина называется мироносицей. Святая изображена на тёмном фоне, вокруг её головы художник расположил золотистые цветы, образующие нимб.

История создания


Картина «Мария Магдалина» написана Россетти в 1877 году. Библейские сюжеты характерны для раннего творчества живописца, но в конце семидесятых годов он вернулся к образу Марии Магдалины. Искусствоведы до сих пор гадают, что послужило этому причиной. Для эскиза полотна 1867 года художнику позировала его возлюбленная - Алекса Уайлдинг. В настоящее время, картина находится в собрании Художественного музея Делавэра.

Отношение автора к вере

Данте Россетти родился в интеллигентной семье, в которой детям с детства прививались высокие духовные и моральные ценности. Известно, что особой религиозностью отличались мать и сестра художника, которые серьезно интересовались католичеством. В семье царил культ Данте, именно в его честь и было дано имя сыну. Из этого можно констатировать, что тяга ко всему мистическому зародилась в художнике еще в детстве.

Впоследствии именно мистический подход к религиозной теме будет преобладать в творчестве художника. Сложно сказать, насколько глубока была вера Россетти и понимание им Писания. Пожалуй, самый точный комментарий на этот счет дал французский художественный критик Робер Сизеранн : «Трио представляло единое целое. Хант обладал верой, Россетти - умением говорить, Миллес - талантом. Россетти был в большей мере поэтом, Миллес - художником, Хант - христианином. Россетти хотел проповедовать, Хант - верить и заниматься серьезным трудом. Практичный и амбициозный Миллес хотел подняться над толпой и ничего не думал ни о проповедях, ни о вере».

Биография

Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 г. в Лондоне в семье профессора Габриэля Россетти, политэмигранта из Италии. В семье культивировалось искусство итальянского Возрождения, поэтому Габриэль с детства проявлял интерес к сочинению стихов и занятиям живописью, закончив колледж, он поступает в Королевскую Академию художеств, где знакомится с У. Хантом, Д. Милле и Ф. Брауном; группа художников-единомышленников создает тайное общество Прерафаэлитов, манифест которого призывал бороться с заполонившим викторианскую Англию слащавым академизмом, основанным на технике и эстетике живописи высокого Возрождения (Рафаэля). Художники призывали отказаться от изжившей себя к середине 19 в. манере классической живописи с ее сугубо натуралистическим видением и достаточно мрачным колоритом, что получалось из-за грунтовки холста черным цветом, и вернуться к духовной эстетике мастеров Кватроченто - Боттичелли, Мазаччо, Беллини - с плавными, выразительными линиями и яркими, локальными цветами, что достигалось за счет грунтовки холста белилами. Так же претерпели эволюцию и сюжеты картин, от спокойных и респектабельных портретов и бытийных сцен к религиозно-бытовым и эпосно-лирическим изображениям.

В протестантской Англии не было такого понятия как религиозная живопись и прерафаэлитские картины религиозного содержания представляли собой бытийные сцены с “вписанными” в них святыми, художники популяризировали новое направление за счет максимального приближения главных героев к реальной жизни, что часто не одобрялось современниками, так Ч. Диккенс критиковал полотно Д. Милле “В мастерской плотника”, за то что мальчик Иисус, по его мнению, напоминал уличного хулигана. Помимо внешнего, бытийного картины прерафаэлитов несли и сакральный смысл и содержали различную христианскую знаковую и цветовую символику.

В начале 50-х годов общество ранних прерафаэлитов прекращает свое существование, но уже в конце 50-х вокруг Россетти формируется общество поздних прерафаэлитов, в которое помимо самого Россетти вошли художники Э. Берн -Джонс, У. Моррис; образцом для их творчества становится живопись венецианцев и Тициана. Это период воспевания и культа женской красоты, самые известные женские портреты художника были написаны в это время, музой, женой и моделью Россетти была художница Элизабет Сиддал, которая трагически умирает в молодом возрасте. Художник так и не оправился от потери любимой женщины, он до конца жизни продолжал писать ее портреты в различных ренессансных образах. Умер Россетти 9 апреля 1882 г. в возрасте 53 лет.

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий