yandex

Икона «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)» - Псковская иконописная школа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)»
Икона «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)»
Иконописная школа/ автор: Псковская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)»
Время создания: Конец XV - начало ХVI века
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Икона «Троица Ветхозаветная», поступила в собрание Третьяковской Галереи из Исторического музея в 1930 году. До этого она находилась в частной коллекции князя Сергея Александровича Щербатова, переданной перед его эмиграцией в 1919 году, на музейное хранение. После национализации, коллекция перешла в собственность государства.

Образ Троицы написан на сосновой доске с врезными сквозными шпонками, размером 145 × 108 см, покрытой крупнозернистой паволокой. Живопись яичной темперой по левкасу.

Композиция Троицы Ветхозаветной ориентирована по трём вертикальным лучам. За столом, в ряд и анфас, расположены три статичные одинаковые фигуры ангелов в одинаковых одеждах. Все они одновременно подняли правые руки в благословляющем жесте, а в левых, опущенных на колени, держат свёрнутые свитки. На столе перед ангелами одинаковые столовые приборы, хлеб и чаши. Над ангелами изображены дерево (в центре) и два здания по краям. Перед накрытым столом, по сторонам, фигуры Авраама и Сарры, подающих напитки, а в центре, в светлом проёме арки, ещё раз изображен Авраам, заносящий нож над тельцом. Образ Авраама у тельца показан в динамике, он засучил рукава хитона и обвязался гиматием. Линия его склонённой фигуры повторяет геометрию арки. Платье и покрывало Сарры написаны с элементами, относящие их к одеждам царского достоинства.

Цветовая гамма иконы характерна для псковских писем — изумрудно-зеленый, оранжево-красный, темно-зеленый, вишневый, золотой. Цвет платья Сарры красновато-оранжевый с золотым ассистом, на нём - золотой широкий пояс. Покрывало так же с золотым узором и красной каймой с жемчугом и изумрудами. Золотым ассистом покрыты все одежды. Вохрение светлое, сделано плавью по оливковому санкирю. Фон и поля иконы золотые.

История образа.

В иконописных изображениях Троицы наиболее часто используется сюжет, называемый «гостеприимство Авраама» - явления Аврааму и Сарре трех Ангелов Господних. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим древом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт.18:1-8).

В христианстве три ангела символизируют собой Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, которые есть ипостаси Бога - нераздельные, но и не слиянные, единосущная Святая Троица. Все три ангела на иконе изокефальны, то есть равноправны, это передаётся одинаковостью их одежд и поз. Ангелы здесь не исторические персонажи, а символ троичности единосущного Бога. В состав композиции «Троицы Ветхозаветной» входят и исторические персонажи – Авраам и его жена Сарра, а также натуралистические детали – пейзаж, предметы быта, животные (даже кошка у ноги Авраама). С одной стороны, они как бы «приземляют» изображение, с другой – делают его более достоверным.

Особенности иконописной школы.

Псков – город, которому удалось избежать татарского ига, что способствовало сохранению культурного наследия и его расцвету в XIII–XV веках. Псковская иконописная школа характеризуется индивидуальным подходом к традиционным иконографическим типам и смелым их толкованием.

Композиции псковских икон чаще всего ассиметричны, рисунок неточный, но всегда выразительный. Красочный колорит густой и сумрачный, с преобладанием темно-зеленых, вишневых, красных с оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых тонов. Фоны икон чаще желтые, но встречаются и золотые.

Большое распространение находит отделка одежд с помощью тончайших золотых линий (ассиста), придающих поверхности эффект мерцания. Колорит с цветовыми контрастами драматичен. Манера письма размашистая и энергичная, с множеством световых бликов. Художественный язык псковской иконы экспрессивен. Из всех древнерусских иконописных школ, псковская была наиболее смелой, демократичной и непосредственной по форме и духу.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий