yandex

Икона «Тайная Вечеря» - иконописные мастерские Москвы

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание иконы.

О первой Евхаристии, осуществлённой Христом на Тайной вечере, подробнее всего сообщает Евангелие от Матфея (Мф.26:17-30). Во время последней трапезы с учениками Спаситель предсказал, что один из присутствующих предаст его, и, подав апостолам хлеб и вино, произнёс: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое <…> сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26: 27, 28). Тем самым, Тайной вечерей было прообразовано таинство Евхаристии – претворения хлеба и вина в тело и Кровь Христовы. Образ этого величайшего таинства, по традиции, располагался над Царскими вратам иконостаса.

Икона представляет Христа и апостолов, собравшихся вокруг стола с выделенной своим центральным положением жертвенной чашей и второстепенными атрибутами трапезы. Христос держит и благословляет хлеб. Апостолы расположены двумя рядами по шестеро вверху и внизу, их образы поимённо не надписаны, но легко узнаются три ключевые фигуры грядущих событий Страстей Господних – юный Иоанн Богослов (свидетель Распятия) по правую руку Христа, апостол Пётр (которому вскоре предстоит отречение от Христа и покаяние) по левую и Иуда с мешочком сребреников – крайний слева. Апостолы представлены с удивлённо-вопросительными жестами – в смятении от слов Иисуса о Его надвигающихся страданиях. Жесты и положения фигур, развороты голов несколько разнятся, что придаёт изображению определённую динамику. Сцена обрамляется красными завесами, намекающими на пространство храмового алтаря и акцентирующими значение стола трапезы как алтарного престола.

История образа.

Образ Тайной Вечери в виде трапезы апостолов и Христа, благословляющего хлеб и вино в центре общего стола, не был известен на Руси в старину. В древнерусском искусстве эта сцена исполнялась в двучастном варианте как «Причащение хлебом» и «Причащение вином», известных нам по праздничным рядам иконостасов XV столетия и в стенописи начиная с XI века. Единая композиция «Тайной вечери», подобная представленной, сформировалась в искусстве европейского Ренессанса и, в виде гравюрных образцов, распространилась в России только в XVII-XVIII вв., в связи с ростом интереса к тематике Страстей Христовых. В императорскую эпоху этот сюжет прочно занял своё место в храмовом интерьере. Большинство таких икон отражает европейский характер образцов, а традиционное искусство осваивало этот новый сюжет не без усилий. Оттого иконы «Тайной вечери» в строго традиционном стиле, без примеси полусветских влияний, как в данном случае – существенная редкость.

Образ исполнен темперой в традиционной послойной манере с наложением красок от тёмных к светлым, с завершающими чёрными описями, белильными движками на ликах и золотыми разделками одежд. Суховато – аскетичная моделировка ликов, графическая и линейная разделка одежд, организующая роль контуров и надписаний, уравновешенная красочная гамма в насыщенных тонах природных пигментов, плотное звучание золота – представляют признаки крепкого традиционного стиля, прямо продолжающего искусство Средних веков и декларативно свободного от новшеств.

Такое искусство характерно для старообрядческой культуры первой половины XIX в., когда в русле эпохи классицизма наиболее ортодоксальная ветвь русской иконописи обратилась к своим корням, в качестве которых был избран стиль начиная с грозненской эпохи и до времени первых Романовых. Данная икона транслирует искусство этой эпохи с тонким пониманием и вкусом, несколько заостряя декоративную сторону подобной живописи и сдвигая красочную гамму в сторону большей насыщенности. Стиль иконы столичный, и вероятнее всего предположить, что её писали московские старообрядцы, возможно для небольшого храма или моленной села, близлежащего к Москве. Представленная вещь – не просто выдающийся образец иконописной работы, но центральная часть небольшого иконостаса, возможно, единственная из сохранившихся, дающая возможность вообразить этот выдающийся памятник поздней станковой живописи во всём его великолепии.

Икона является московским памятником искусства первой половины XIXв. Имеет историко-художественную, коллекционную и антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий