yandex

Икона «Сотворение мира, с избранными святыми» - Сольвычегодская (Строгановская)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Сотворение мира, с избранными святыми»
Икона «Сотворение мира, с избранными святыми»
Иконописная школа/ автор: Сольвычегодская (Строгановская)
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Сотворение мира, с избранными святыми»
Время создания: Конец XVI – начало XVII века

Описание иконы.

Икона «Сотворение мира, с избранными святыми», написанная, предположительно, сольвычегодскими мастерами в конце XVI – начале XVII века, находится сейчас в Государственной Третьяковской Галерее, достоверная история её происхождения неизвестна.

Образ написан яичной темперой на деревянной доске размером 35.7 × 30.2 см и врезан в доску более поздней датировки, живопись на полях иконы специалисты относят к XIX веку. Композиция на среднике иллюстрирует начало Книги Бытия. Волнистой линией он разделён на два регистра (клейма), изображающие небо и землю. Мир невидимый, небесный написан на темном фоне, мир видимый, земной помещается на охряном фоне горок и золотом фоне солнца и луны.

В центре верхнего клейма, на золотом ложе, на фоне красной славы с херувимами в медальонах, изображён Бог Саваоф. Над ним, в ромбовидном нимбе, находится символ Премудрости Божией, Святой Дух, слева — Богоматерь Знамение. У изголовья ложа изображены архангелы, у его изножия — ангелы. Слава с ложем Саваофа вписана в темный крест с золотой обводкой, который помещается в красной славе большего размера. От херувимов исходят красные лучи, в вершинах которых размещены символы четырёх Евангелистов.

Слева от центрального круга славы – изображение Отечества в красной мандорле. Здесь Саваоф сидит на золотом троне, а в руках держит Распятие. Христос на Распятии изображён в виде ангела с огненными крыльями. Над мандорлой ангелы в омофорах служат небесную Литургию, внизу стоит Архангел Михаил с развернутым свитком. Справа от центральной славы, в тёмной мандорле изображен Младенец Иисус в нимбе из ромбов, также с перекрещивающимися огненными крыльями. Рядом Саваоф, передающий ему жертвенную чашу. Мандорлу окружают ангелы, одетые в хитоны и гиматии.

В нижнем, земном регистре изображено сотворение Человека. Слева, у края средника, лежит спящий Адам, а над ним стоит Ева. Правее, в килевидной арке, символизирующей рай, Адам и Ева стоят, повернувшись друг к другу. Летящий ангел с крестом в руках и ангел, обращающийся к ним с заповедью о запретном плоде – в ромбовидных нимбах, что указывает на их служение Премудрости. В области, очерченной неровной тёмной линией и окружённой летящими ангелами Апокалипсиса, представлены библейские картины земной жизни: изгнание Адама и Евы из рая и убийство Каином Авеля. Здесь также изображены домашние и дикие животные – собака, конь, верблюд, слон, олень, лев, медведь и другие персонажи.

Цветовая палитра образа строгая, без полутонов и переходов, темно-зелёный и чёрный контрастируют с белым, огненно-красным, золотым и охряным цветами. Композиция перенасыщена фигурами, в том числе и фигурами животных, все они, несмотря на малые размеры, проработаны достаточно детально. На образе в изобилии присутствует позолота. Персонификация Преподобных, написанных примерно двумя веками позже на полях иконы, затруднена.

История образа.

Тема Премудрости Божией, созидающей мир, наиболее наглядно и полно раскрывается именно в сюжете «Сотворение мира». Иконография образа восходит к первому клейму знаменитой «Четырехчастной» иконы середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля.

Образ насыщен сложным символическим содержанием. Бог Саваоф, возлежащий на ложе, представлен после трудов праведных: «...и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2–3). «Отечество» в красной мандорле является редким иконографическим изводом для русской иконописи – Саваоф сидящий на престоле, держит крест с распятым Христом в виде ангела с перекрещивающимися крыльями. (Ис.6:2; Ис.6:3). Такой извод призван раскрыть догмат о предвечном существовании Христа — Ангела Великого Совета до его вочеловечения в лоне Отца и напоминать о грядущей во времени крестной жертве.

Нижнее, «земное» клеймо с изображением сцены Сотворения человека более «исторично» по содержанию. В левой части регистра — Сотворение человека и напоминание о том, что женщина была создана из ребра спящего Адама. Правее, на фоне райского сада, к Адаму и Еве подлетает ангел с крестом в руках, что напоминает о страстях Христа, распятого за грехи человеческие. Правее представлены сцены земной жизни первых людей: наверху справа — изгнание Адама и Евы из рая, ниже — убиение Авеля. Каин держит поднятый над Авелем белый камень, за ним стоит дьявол, перед Авелем белый ягненок, щиплющий листву деревца, в центре — прячущийся за дерево Каин, ниже и левее — Адам и Ева оплакивают Авеля.

Обращают на себя внимание и летящие апокалиптические трубящие ангелы, которые окружают землю, имеющую сложную конфигурацию, очерченную чёрной линией.

Особенности иконописной школы.

Сольвычегодск был резиденцией Строгановых на протяжении XVI – XVII веков. Строгановы построили здесь Благовещенский собор, ставшим центральным собором их империи. При соборе, в Строгановских палатах, была организована иконописная мастерская, создавшая значительное количество уникальных образцов русского искусства.

Основная часть «Строгановских икон» написана в горницах Сольвычегодска, другими крупными центрами наиболее стабильной территории в Смутное время были город Соликамск и Пыскор. Иконы Строгановых стали символом сохранения русской идентичности и процветания искусства.

Самым популярным сюжетом икон Сольвычегорска стали не Небесные покровители, а житие Святых и Богоматерь. Житие – один из самых интересных направлений в иконописи, особенно для XVI века. В нем можно увидеть, как представляли себе мир люди того времени. Благодаря высокому художественному вкусу и мастерству исполнения, Строгановские иконы второй половины XVI – первой трети XVII века стали исключительным явлением русского искусства. Они явились переходным звеном от строгого канонического исполнения, которое практиковалось до середины XVI века, к высокохудожественному стилю Симона Ушакова, ведущего иконописца XVII века. Самыми известными сольвычегодскими мастерами были Прокопий Чирин, Истома Елизаров, Назарий Савин и Истома Гордеев.

Для Сольвычегодских икон характерна детальная прорисовка персонажей и многосюжетные композиции. Они представляют собой целое повествование о библейских событиях, выполненное с высокой детализацией. Иконы Сольвычегодской земли во многом отражают духовный настрой эпохи. Красочные иконы 70-х годов XVI века сменяются мрачными и жестокими сюжетами рубежа XVI – XVII веков. Но во второе десятилетие XVII века опять появляется уверенность и красочность повествования.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий