yandex

Икона «Предста Царица (Царь Царём)» - Новгородская иконописная школа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Предста Царица (Царь Царём)»
Икона «Предста Царица (Царь Царём)»
Иконописная школа/ автор: Новгородская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Предста Царица (Царь Царём)»
Время создания: XV век

Описание иконы.

Икона «Предста Царица (Царь Царём)», написанная новгородскими мастерами в XV веке, поступила в собрание Третьяковской Галереи из собрания П.М.Третьякова.

Образ написан яичной темперой по левкасу, на ясеневой доске без шпонок, размером 29×24 см, покрытой паволокой. Иконографический тип «Царь царём» был принесен в Новгород из Сербии, в нём произошло слияние двух образов, Царя Царей и Великого Архиерея.

На иконе изображён Иисус Христос, прямо восседающий на троне с изножием, в архиерейском облачении. Ему предстоят Божия Матерь, слева, и Пророк Иоанн Предтеча, справа. Их фигуры, изображённые в полный рост, развёрнуты к Христу. Правая рука Иисуса с двуперстным сложением, в благословляющем жесте, в Его левой руке раскрытое Евангелие с текстом: «Не судите на лица…». Богоматерь в царских одеждах, с короной на голове. Её руки протянуты к Царственному Сыну. Правая рука Иоанна Предтечи также с двуперстным сложением. В левой руке он держит развернутый свиток с надписью: «Покайтеся приближи бо ся царство небесное».(Мф.3:2).

На голове Христа подобие императорской короны, символизирующая одновременно и терновый венец, красная с золотой отделкой митра. Его одежды царского достоинства – далматик розовато-желтого цвета, с крестами в синих кругах, сверху на нём белый омофор с зелеными крестами. Золотой царский лор украшен драгоценными камнями. Божия Матерь также в царских одеждах киноварного цвета, с золотым орнаментом и каймой. На Её голове золотая корона с сеткой из жемчуга. Пророк Иоанн Предтеча изображён в грубой рубашке-власянице тёмно-синего цвета и зелёном, с тёмно-красной теневой опушью со спины, гиматии. Вохрение по коричневому санкирю светлое, с подрумянкой. Фон и поля иконы отделаны позолотой. Надписи на фоне киноварные. Сохранность образа специалистами признана хорошей.

История образа.

Композиция иконы «Царь Царей» подобна Деисусу, где Спасу Вседержителю, восседающему на престоле, предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, но Спас здесь изображен в одеждах архиерея, а Богоматерь в царском облачении. В композиции «Царь царем», или иначе «Предста царица», иллюстрируется текст 44 Псалма «…предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна…». Иконография несколько напоминает образ XIV века из Успенского Собора Кремля, древнейшую икону на эту тему. По церковному преданию, «Царь Царём» Московского Кремля является ещё более древним произведением, авторства Алимпия Печерского (XI–XII века). Икона «Царь Царём» известна и в Новгородском Софийском соборе, она была записана в XVII веке и реставрационному обследованию не подвергалась.

Содержание этой иконографии многогранно. Обычно его связывают со словами Псалтири «Предста Царица одесную Тебя в ризах позлащенных одеяна», относя эти слова к изображению Богоматери. Фигуре Иисуса Христа, одетого в царские и святительские одежды, созвучен текст 109 Псалма «Ты иерей по чину Мелхиседекову». Но по сути иконе более соответствуют слова: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена в церкви Всевышнего. Она откроет уста свои и перед воинством Его будет прославлять себя...». (Сир.24:1-2). Христос здесь прославляется как ипостасная Премудрость Божия. Богоматерь олицетворяет Церковь, через которую передаются людям блага Премудрости, осуществляется их связь с Богом.

Эта иконография предваряет «новгородский» извод изображения «Софии Премудрости Божией», где Христос изображен дважды: в своем обычном обличии и в виде Софии-ангела в царском облачении сидящим на троне, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Особенности иконописной школы.

Избежавший монголо-татарского нашествия, Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым значимым периодом в развитии иконописи был рубеж XV века. Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами. Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.

Композиции новгородской живописи, даже многофигурные - просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение. Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.

Композиции новгородского письма XV века всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму. Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела. В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий