yandex

Икона «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)» -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)»
Икона «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)»
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)»
Время создания: Вторая половина XVII века

Описание иконы.

Икона «Древо Иессеево» (Ис.11:1–2), представляющая родословную Иисуса Христа, создана неизвестными мастерами во второй половине XVII века. Поступила в Государственную Третьяковскую Галерею из собрания П.И.Щукина.

Образ, относящийся к развернутой иконографии родового древа Иисуса, написан яичной темперой на деревянной доске размером 97 × 56 см. Золочение и слои краски стерты в некоторых местах, надписи, которые не были утрачены, обновлены позже. Во время раскрытия иконы, к ней была приделана деревянная рамка.

В центральной части образа представлена родословная Иисуса Христа – живописная «таблица», семь на семь рядов, по горизонтали и вертикали. В самом нижнем ряду иконы, под тёмной плашкой, в центре находится праотец Иессей, из которого прорастает стилизованная лоза, как бы образующая грозди – медальоны с различными фигурами и сценами. От Иессея, вверх по центру образа, идут изображения царей из Ветхого Завета, от Давида до Иосафата. На самом верху среднего ряда изображена Божия Матерь, справа от неё – Иосиф Обручник. В этом же ряду находятся Симеон Богоприимец, отец Богоматери – Иоаким и Пророк Иоанн Предтеча. Первым в этом горизонтальном ряду изображён, предположительно, Елисей Древоделец, обретший в реке Иордан дерево, которое пошло на строительство храма в Иерусалиме. На этом же древе впоследствии принял смерть разбойник, распятый одновременно с Христом. Завершает ряд Ефам Езрахит, автор псалма «навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой» (Пс.88:5).

В вертикальных рядах древа, справа и слева от праотца Иессея, находятся предки Иисуса Христа, представленные в медальонах или над ними, от Авраама до отца Иессея – Овида, от Иорама до Иосии, от Иехонии до Иакова, отца Иосифа Обручника. В медальонах на иконе также помещены пророки со свитками в руках и некоторые библейские сюжеты. Для идентификации фигур специалистами использовались «Пророчества еллинских мудрецов».

Центральную композицию иконы с трех сторон, снизу и с боков, завершают фигуры философов античности, которые держат развёрнутые или свёрнутые свитки с пророчествами. Их идентификация осуществлялась по надписям и текстам на свитках.

Композиция иконы многофигурная, с тщательно проработанными деталями представленных образов. В живописи используется контрастное сочетание цветов и изобилие позолоты.

История образа.

В основе сюжета «Древо Иессеево» лежит текст пророчества Исаии о грядущем Боговоплощении: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1–2), а также ряд ветхозаветных пророчеств. Помимо предков Иисуса Христа, изображенных согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:1–17), на иконе так же представлены пророки и некоторые Библейские сюжеты, объединенные темой пришествия Христа в мир и его спасительного служения.

Изображения родословия Иисуса Христа в виде генеалогического древа были известны в западном и восточном христианском искусстве начиная с IX века. Специалисты полагают, что этот иконографический тип сложился на Западе и был занесён в Византию крестоносцами. Развернутая иконография «Древа Иессеева», включающая, наряду с предками Христа, изображения пророков, сцен из Заветов и некоторых других сюжетов, получает распространение в христианском искусстве с XIII – XIV веков. По мнению М.Тейлора, исследовавшего рельефное изображение «Древа Иессеева» на вратах собора в Орвието, эта иконография была создана в 1262 – 1264 годах, в период борьбы с ересью катаров, а затем воспроизведена в ряде сербских и византийских памятников. Основой для подобной иконографии, по мнению исследователей, могли послужить не только сами библейские сюжеты, но и литургические тексты – праздничная служба Рождества Христова, а также службы в неделю святых отец и святых праотец.

В XVI – XVII веках развернутая иконография «Древа Иессеева» получает широкое распространение на Афоне и в Северной Молдове. По составу сюжетов эти росписи достаточно близки к рассматриваемой иконе. Еще более близкую аналогию для нее представляют русские памятники XVI века — фрески галерей Благовещенского собора Московского Кремля 1563 – 1564 годов и икона 1568 года из церкви Святого Илии в Вологде.

Согласно богословским толкованиям, пророчество Исаии, положенное в основу иконографии «Древа Иессеева», не только указывает на грядущее явление Мессии, но и разъясняет смысл Его спасительного служения как благого действия Премудрости в мире. Уже в ветхозаветном тексте была заложена возможность создания особого иконографического типа, не только иллюстрирующего библейский текст, но и его истолковывающего.

Развернутая композиция «Древа Иессеева» не только излагает историю Боговоплощения, но и трактует ее как часть предвечного замысла. Идея предопределенности Боговоплощения и спасительного служения Сына Божия раскрывается через изображения пророков и пророческих сцен. При этом само древо Иессеево воспринимается как прообраз крестного древа и напоминает о грядущей жертве Христа. Новозаветные сюжеты раскрывают основные моменты земного служения Христа, они указывают на свершение предопределений Божественной Премудрости.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий