yandex

Икона «Богоматерь Владимирская» - Предположительно мастера Русского Севера

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона  «Богоматерь Владимирская»
Икона «Богоматерь Владимирская»
Иконописная школа/ автор: Предположительно мастера Русского Севера
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Владимирская»
Время создания: ервая треть XVIII в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Основная живопись исполнена профессионально и уверенно, без всякой заученности, легко и живо. Открытые участки тела написаны плотно, густыми охрами по терракотовому санкирю. Большое значение получают энергичные описи и обводки, делая изображение жёстче и выразительнее. Графичность исполнения иконы, а также то, что линии имеют самостоятельное декоративное звучание, отчасти независимое от внутренней формы, предвосхищают концепции народной иконописи второй половины XVIIIв., сильная сторона которой – именно подобный графический, формульный аскетизм. Вместе с тем, активность светотени, её насыщенность, контрастность и вместе с тем воздушность (в ликах), обеспечивающие как бы внутреннее свечение плоти, смыкается с концепцией столичного живоподобия конца XVIIв. Архаичны также портретные черты Марии, её миндалевидные глаза, полуулыбка, «греческая» физиогномика, также унаследованные ещё от позднего средневековья.

Образ воспроизводит чудотворную Владимирскую XIIв., главную икону-святыню Российского государства. Оригинал образа относится к типу Богоматери Елеусы, Умиления (изображениям матери и дитя в тесных объятиях). Характерная черта композиции – расположение ступней Христа, одна из которых энергично упирается в нижнее поле, а друга развернута пяточкой на зрителя: как предполагается, это место для лобзания, акцентированное создателями данной композиции в древней Византии.

Представленная икона относится к варианту «Владимирских», распространившихся по Руси и России после централизации, в период Московского царства. В целом без отступлений воспроизводя оригинал, икона передаёт общее впечатление от него без нюансов, стёршихся при многократных повторах и копированиях. Вместе с тем, обобщение, произведённое народной культурой, скрадывая детали, возвело композицию Владимирской до уровня высокоэстетичного знака, благодаря чему эта иконография оказывается яркой и узнаваемой даже в случае предельной стилизованности и простоты исполнения живописи.

Интересная особенность иконы, характерная для народных памятников переходного времени – белорукость, то есть исполнение всех участков тела, кроме ликов – нарочито плоскостно и высветлено, в то время как лики, напротив, даются в развёрнутой гамме с преобладанием тени и лишь только местным применением белил. Этот приём наблюдается в различных по стилю и времени иконах (в рамках развитого XVIIIв.) и пока что не отнесён к какому-то конкретному региону или мастерской, возможно, он был широко распространён. Приём этот может отвечать нескольким задачам: созданию иллюзии глубины пространства (руки и лики находятся как бы на разных световых планах), подчёркиванию выразительности жеста (особенно если это старообрядческое двуперстье), наконец, отражению «светоносной» концепции столичных мастеров, на уровне манифестации противопоставлявших «светловидность» своих работ «темновидным» и в силу того безблагодатным образам «неискуснописаных» икон позднего средневековья и Нового времени.

История образа.

История иконы нам известна по многим текстам, от основного – «Сказания» 1164 г. до пространного, формирование которого завершилось в XVI в. и где содержится полнейшее описание исторических событий и чудесных знамений, связанных с образом. Оригинал иконы Владимирской был исполнен в Константинополе, оттуда был передан в Киев около 1136г., при князе Юрии Долгоруком. Сын Юрия, князь Андрей Боголюбский, в 1155г. перенёс икону во вновь основанную столицу Владимир-на-Клязьме. Иконе приписывается избавление от татарского нашествия 1395г., когда она была торжественно принесена в Москву. Окончательно Владимирская заняла своё место в Успенском соборе Московского кремля после 1480г.

Тем самым, на уровне великодержавной риторики, икона явилась символом преемственности статуса столицы Православного царства от Константинополя и Киева, через Владимир, к Москве. Владимирская стала главной святыней Московского государства. Иконе приписывается множество чудес, избавлений от татарских нашествий 1395, 1480, 1521 годов. С ней связаны основные события русской истории, она фигурирует во множестве преданий и исторических повестей, её списки занимают первое место по популярности среди русских богородичных икон.

Особенности иконописной школы.

Эстетика сдержанной охристо-земляной гаммы, световой экспрессии, «серебряного» звучания чеканного убора, наконец, удвоенного ковчега широкой доски – инерция древности, вкупе с присутствием влияний развитого барокко, позволяет отнести икону к переходному периоду в искусстве, видимо, в границах первой трети – середины XVIIIв.

Икона написана в народных мастерских русского Севера в первой трети XVIIIв. Представляет произведение историко-культурного и коллекционного значения.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий