yandex

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь Воинствующая)» - иконописные мастерские Москвы

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь Воинствующая)»
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь Воинствующая)»
Иконописная школа/ автор: иконописные мастерские Москвы
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь Воинствующая)»
Время создания: Середина XVI века

Описание иконы.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (Евр.8:14), написанная московскими мастерами в середине XVI века, поступила в собрание Третьяковской Галереи из Мироваренной палаты Московского Кремля в 1919 году. Первоначально образ писался для Успенского собора Московского Кремля, где он находился в специальном киоте около царского места. В начале XX века икона была перемещена в Мироваренную палату.

Образ написан темперой, на деревянной доске размером 144 × 396 см. Название иконы взято из богослужебных песнопений, посвящённых мученикам Церкви Христовой: «Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» (Октоих, стихира V гласа к мученикам).

Иконографически образ относится к категории сложных композиций. На нём представлено подробно выписанное, детализированное шествие трёх рядов воинов Святой Церкви. Шествие возглавляет Небесный Воевода Архангел Михаил на своём крылатом коне, изображённый в нескольких кругах славы. Воины, и пешие, и конные движутся от горящего города, Погибельного града, написанного в тёмном полукруге в правой части иконы, к Граду Небесному в кругах славы, в её левой части. Небесный Иерусалим изображён стоящим на Райской горе и увенчанным шатром (Откр.21:3,10). У его дверей – Богоматерь с Младенцем Иисусом, вручающая ангелам Небесные венцы праведников. Ангелы с венцами летят навстречу воинам и увенчивают их. В левой нижней части иконы, под Градом Небесным, течёт река – «чистая река воды жизни» (Откр.22:1).

Небольшой размер фигур не отменяет приемы монументальной живописи того времени. Краски иконы густые, яркие. Цвета в основном зеленовато-синие, оливковые, лиловато-коричневые, киноварь и охра – отдельными пятнами. Вохрение белилами и светлой охрой по темно-коричневому санкирю, переходы от света к тени чёткие. Фон и поля иконы золотые. Ассист сделан царапинами тонким острым предметом сквозь краску до золота.

История образа.

Мысль для необычного иконографического сюжета была почерпнута из послания апостола Павла к евреям: «...ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем». (Евр.8:14). Содержание композиции перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие жизнью ради истинной веры, и получившие в награду небесное блаженство.

Важным иконографическим источником послужили и тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ «погибельного града» — поверженного Вавилона, «духовного Содома и Египта» (Откр.1:8), восходивший к «погибельным царствам» из видения пророка Даниила (Дан.7). Эта тема раскрывается в композиции не только через противопоставление двух Градов, но и в символическом изображении трёх водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох.

Замысел иконы, по мнению специалистов, может также быть связан с конкретным историческим событием — взятием Казани в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий обещал всем его участникам отпущение грехов и мученический венец — погибшим за правую веру. Ратные свершения погибших приравнивались к подвигу мучеников, а сами они становились членами единого Небесного Воинства.

Особенности иконописной школы.

О московской школе иконописи с уверенностью можно говорить лишь со времени XIV века, более ранних её памятников не сохранилось. Именно тогда проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. Москва провозглашает себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, в иконописи это отражается наследованием традиций владимирского письма.

Освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских земель в XV веке находят выражение в творчестве ученика Феофана Грека, Андрея Рублёва. Наивысшей точкой развития живописи, как самого Рублёва, так и всей русской средневековой культуры, считается образ Троицы. Сочетание поз ангелов, спокойной палитры и плавности форм образа создают впечатление гармоничного единства. Работы Рублёва отмечены ясностью, прозрачностью и гармонией образов, это можно проследить и в дальнейшем развитии московской школы. Плавные и едва заметные блики на образах создают особую мягкость письма. В колористике икон преобладают прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого. Продолжателем традиций Рублёва в конце XV века становится Дионисий, ещё один выдающийся мастер иконописи. Отличие его манеры состоит в большей праздничности, тонкости или даже хрупкости образов, усиленной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов. Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных Святых и святынь.

Решениями Стоглавого собора в1551 году, от иконописцев стало требоваться строгое следование утвержденной иконографии, а иконы Андрея Рублёва провозглашались её образцом. В XVI столетии внимание московских иконописцев стали привлекать не только библейские сюжеты, но и исторические темы. Именно в это время власть Великого князя приобретает самодержавный характер. Первые успехи Русского государства отражаются в росписи наиболее значимых соборов и монастырей. Занимает важное место в росписях и военная тематика. В обосновании преемственности внешней политики Великого князя, в иконописных работах того времени представлена череда изображений канонизированных древнерусских князей. Воздействовала на иконопись и нашла отражение в сюжетах и активизация общественной жизни страны.

Московская икона ориентируется не на мгновенное восприятие образа, а на вдумчивую его созерцательность.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий