yandex

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская Церковь) -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Храм Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская Церковь)
Храм Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская Церковь)
Настоятель: протоиерей Алексий Сергеевич Крылов
Местонахождение: Россия, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12
Название: Храм Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская Церковь)
Жанр: Архитектура
Год создания: 1777 год (XVIII век)
Эпизод в Библии:

Описание.

Чесменская церковь посвящена празднику Рождества Иоанна Предтечи.

Эта изящная церковь построена в псевдоготическом стиле, который был в моде во время правления Екатерины Великой. В плане здание представляет собой традиционный греческий равноконечный крест, оформленный как четырехлистник. Основной объем — это перекрытый большим куполом куб, к которому с четырех сторон пристроены полукруглые помещения — апсиды-лепестки. Апсиды соединены с центральной частью пилонами и стрельчатыми арками. В восточном «лепестке» располагается алтарь, в западном — вход в храм, в северном хранится список Казанской иконы Божией Матери и традиционно совершается чин крещения, а в южном стоит канун и совершаются заупокойные службы.

Снаружи церковь выглядит как миниатюрная башня и одновременно очень похожа на традиционную русскую церковь за счет увеличивающего ее пятиглавия. Внизу стен идет полоса без отделки, являющаяся как бы базой, на которой высится здание. Церковь сильно вытянута кверху. Она окрашена в розовый цвет, все фасады отделаны белокаменными тягами и филенками, что зрительно делает ее еще выше. Это впечатление усиливают и другие элементы декора: высокие окна, стрельчатые арочки, зубчатый парапет на крыше, пинакли (так называются остроконечные башенки). Над входом в храм расположено окна-«роза», а ниже него — барельеф, изображающий Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов, рядом находятся две скульптуры — аллегория Веры — с крестом и чашею в руках и аллегория Надежды — с пальмовой ветвью и пламенем, они опираются на увитые лентами пилоны. Оригинальные изображения, выполненные из дерева, пропали, и во время реставрации были сделаны их копии из камня. Все это — традиционные элементы готической архитектуры, и из-за них церковь выглядит как средневековая европейская капелла. На крыше расположено пять башенок, оформленных как купола-фонарики. Центральная — над основным объемом, а боковые — надо всеми четырьмя апсидами. Это расположение отличается от русских традиций, где главки стояли по диагонали от центральной главы храма. Все главки заканчиваются маленькими шпилями с изящными коваными крестами. В XVIII веке на передней главке были часы, а в боковых — колокола: в одной — большой стокилограммовый, в другой — семь малых. Сейчас колокольня церкви — это ее передняя, бывшая часовая, башенка.

Внутри церковь оформлена очень строго, но в тех же готических традициях. Ее декор — это розетки, белые тяги и филенки. Оригинальный иконостас, выполненный по проекту Ю. М. Фельтена, пропал, как и хранившиеся некогда в храме иконы работы старых итальянских мастеров. Существующий иконостас выполнен по чертежам Фельтена нашими современниками — мастерами резьбы по дереву из Санкт-Петербурга. Основной фон — белый, так как прежний иконостас был выкрашен в тон «французский лак», резные детали позолочены. Иконы также сделаны в иконописных мастерских Санкт-Петербурга нашими современниками, но в стиле итальянской живописи XVIII века. Схема расположения икон повторяет фельтеновскую: в нижнем ярусе Спаситель, Богоматерь с Младенцем, св. Екатерина, св. Иоанн Предтеча, во имя Рождества которого и освящен храм, у ног святого изображена победа в Чесменской битве и пожар турецкого флота. На северных и южных вратах помещены иконы св. первомученика архидьякона Стефана и архистратига Михаила. В верхней части иконостаса находятся изображения св. Давида Солунского и священномученика Иануария. По православной традиции, Царские врата украшены изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, четырех Евангелистов, а над ними — иконой Тайной вечери. Верхний ярус иконостаса — это скульптуры Распятия Господа нашего с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, а также четыре скульптурные чаши с курящимся фимиамом и фигуры четырех ангелов, держащих орудия страстей Господних.

История создания.

В день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня 1770 года, у острова Хиос в Эгейском море, началось одна из крупных битв русско-турецкой войны. Нашему флоту удалось выдавить турецкий в Чесменскую бухту и сжечь его там. При этом русские потеряли всего десять человек. Это была самая первая победа в той войне, более того — первая со времен битв Петра Первого. Екатерина Вторая, находившаяся в 1777 на русском престоле, велела создать храм-памятник.

По преданию, известие о триумфальном окончании битвы императрица получила на дороге в Царское Село, в районе Средней Рогатки. В 1774 году архитектором Юрием Фельтеном тут ставится путевой дворец, получивший название «Кикериксенский» (от финского «Лягушачье болото», так назывались земли вокруг). Когда дворец был построен, около него в 1777 году была основана церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. На торжественном событии присутствовал шведский король Густав III. Храм освящен 24 июня 1780 года, когда праздновалось десятилетие победы пи Чесме, на это торжество был приглашен император Священной Римской Империи Иосиф II. И церковь, и дворец стали именоваться Чесменскими, а место вокруг — Чесмой.

Екатерина благоволила к храму, посещала его на Масленицу и в день храмового праздника. После литургии и богатого обеда императрица любила в окрестностях кататься на санях или лодках.

В XIX веке транспорт стал быстрее, и дворец потерял свое значение путевого. По повелению Николая I здесь открыта богадельня для ветеранов-инвалидов. Это случилось в 1830 году. Чесменская церковь стала для них приходской, поблизости было поставлено три часовни. Но по-прежнему сохранялась традиция больших обедов, правда уже без участия императора. Такие обеды после Литургии два раза в год давались вплоть до 1919 года. В этом году богадельня была закрыта, а ее помещениях создан первый в стране Советов концлагерь «Чесменка» («лагерь принудительных работ»). Одновременно с дворцом закрыта церковь, здание сделали складом. Прихожане до 1924 года, когда община была закрыта, собирались на богослужения в стоявшем неподалеку доме барона Вебера. Иконы и церковная утварь попали в фонды Государственного Эрмитажа, скульптуры на входе — демонтированы и пропали, а иконостас, написанный по чертежам Фельтена, создателя храма, погиб в пожаре в 1930 году.

Здание сильно пострадало от бомбежек в период Великой Отечественной войны — оно находилось почти на линии фронта. В военные же годы вновь стало действовать маленькое кладбище за алтарем. К останкам воинов 1812−1814 годов и Гражданской войны добавился прах погибших на фронтах Великой Отечественной.

В 1947 году храм был законсервирован. Отреставрировали его только в 1970-х гг., здание передано Центральному Военно-морскому музею. Здесь открылась выставка, посвященная победе при Чесме, с большой диорамой на месте алтаря и многочисленными макетами судов.

Храм возвращен Православной церкви в 1990 году. Первым молебен был совершен перед закрытыми дверьми храма, 31 декабря 1990 года. Вскоре в помещении, еще занятом музеем, начались регулярные богослужения. Когда музей убрал экспозицию, внутреннее пространство здания реконструировали согласно замыслу Фельтена. Иконостас восстановили по первоначальному проекту архитектора в 1998 году. Тогда же состоялось полное освящение церкви Владимиром, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий