yandex

Евангелие от Матфея. Глава 5. - Олег Стеняев протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Матфея. Глава 5.

Олег Стеняев протоиерей Евангелие от Матфея. Глава 5.
Эпизод в Библии:

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций, по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

Глава начинается словами:

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его (Мф. 5:1).

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» (Мф. 5:2).

Мы видим, что Господь начинает свою проповедь, воссев на горе, то есть Он действует как Царь царей. Ученики приступают к Нему, как объясняют Святые отцы, для наставлений в вере, а народ ищет исцелений и чудес.

На первый взгляд, конструкция второго стиха не совсем понятна: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» – три раза речь идет об одном и том же. Первый – «отверзши уста», второй – «учил» и третий – «говоря». В дословном переводе на современный русский язык эту фразу можно перевести следующим образом: «открыв рот, учил, говоря». Почему так сказано? Святые отцы так объясняют это внешнее недоразумение: «Истинный учитель учит не только тогда, когда он говорит, но и тогда, когда он молчит», то есть всем своим поведением, всем своим действием. А в рассматриваемом случае Он учил, отверзши уста, говоря.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Кто такие «нищие духом»? Это люди, которые осознают свою духовную нищету, несостоятельность, духовное несовершенство. А почему они блаженны? Что делают нищие? Они просят подаяния. Так и нищие духом блаженны, потому что, прося у Бога, который есть «Сокровищ благих и жизни Податель», они получают. Как сказано в этой же Нагорной проповеди: «Если сын попросит у отца хлеба, неужели он даст ему камень? А если попросит рыбу, неужели он даст ему змею?». Поэтому, пока мы осознаем свою духовную нищету и обращаемся к Богу за поддержкой, Он дает ее нам. И значительно хуже, когда кто-то уверует в то, что он духовно совершенный, достигший некой полноты. Это уже точно состояние прелести. Такому человеку можно только сочувствовать.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Сразу возникает вопрос: о чем плачут эти блаженные? Блаженный Феофилакт пишет: «Они плачут не только о своих грехах, но о грехах других людей». Вы слышите, друзья? Они не злорадствуют о грехах других людей, а оплакивают их. То есть, проявляя сострадание, они сами заслуживают сострадание, но уже со стороны Бога. Ибо мера того, как мы относимся к другим, и может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

Далее:

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Феофилакт пишет: «Кроткие – это не те, которые совсем не гневаются, совсем не гневаются только душевнобольные. Кроткие – это те, которые знают, когда сдерживать гнев, а когда его не сдерживать».

Был такой известный случай. Однажды к святителю Филарету (Дроздову) подошла некая барышня, и сказала: «А как же вы служили молебен на воинский поход нашей армии, если в Писании сказано, что врагов надо любить?». На это святитель Филарет ответил: «Личного врага люби, врага Христа ненавидь, врага Отечества бей».

Поэтому, кроткие – это не те, которые совсем не гневаются. Мы помним, как и Господь Иисус проявлял гнев, когда Он вошел в Храм и увидел, что его превратили в рынок, где менялы сидели и обменивали деньги, и продавался разный скот, Он взял бич и, съедаемый ревностью за Дом Божий, совершал изгнание всех этих торгашей.

И мы читаем далее:

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Имеется в виду духовное алканье и жажда, когда мы стремимся слушать Слово Божие, ибо «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Здесь опять возникает эта же тема: мера того, как мы относимся к другим, может оказаться и мерой того, как Бог отнесется к нам. Мы должны быть милостивыми и прощающими, потому что сами нуждаемся и в прощении, и в милости.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Сердечная чистота – это то, что недоступно человеку. Он не может это стяжать сам. Каким бы совершенным ни был хирург, он не может делать операцию на собственное сердце. Так и очищение нашего сердца возможно только для Бога. И когда мы примиряемся с Богом Отцом через Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, то Всевышний очищает наши сердца и делает нас способными к новой жизни с Ним и в Нем. Созерцание Бога – это счастливая участь тех, кто спасается кровью Агнца. Они будут стоять перед Престолом Божьим.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Миротворец – это человек, который помогает другому человеку примириться с Богом. Только такой смысл это слово имеет в Священном Писании.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10).

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:12).

Этими словами оканчиваются Евангельские заповеди блаженств, в которых раскрывается суть христианской этики и эстетики. И посмотрите: в мире представление о блаженстве, о счастье противоположно тому, как об этом говорит Евангелие. В мире блаженны не нищие, а богатые; не плачущие, а хохочущие; не кроткие, а наглые; не алчущие и жаждущие, а пресыщенные; не милостивые, а гневливые; не чистые сердцем, а преисполненные коварства; не миротворцы, а агрессоры; не изгнанные, а гонители.

Действительно, мир верующего человека, который живет христианскими ценностями, и мир людей, вне христианства – это как бы два совершенно разных измерения. Но мы живем рядом друг с другом, и наша задача – делиться радостью веры с теми, кто еще не принял ее в свое сердце. Человеческая радость, человеческое блаженство в понимании людей в таком гедонистическом угаре быстро проходит; а та радость, которую мы обретаем со Христом и во Христе, начавшись в этой временной жизни, не прекратится уже никогда.

И далее мы читаем:

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу (то есть перестанет быть соленой), то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Действительно, если соль перестала быть соленой, наверное, это уже не соль. Может быть, это песок такого чистого белого цвета, очень похожий на соль, но не сама соль. И в Писании есть такие трагические слова: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Апок. 3:1). Не дай Бог какому-нибудь верующему оказаться в таком положении, что он как бы имеет имя, что он жив, называя себя христианином, но духовно он мертв. Апостол Павел называет такое состояние «кораблекрушение в вере», когда человек, может быть, хорошо начал, но потом соблазны и искушения мира опрокинули его.

Соль нашей веры – это нравственные и моральные принципы Евангельского учения. Без этих принципов христианской проповеди любви все бессмысленно: ни подвиги , ни догматика ничего не значат. Как сказано в тринадцатой главе Первого послания к коринфянам: «Если…имею всякое познание и всю веру…и если отдам тело мое на сожжение, а любви не имею: нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:2,3). Соль нашей веры – это Евангельская любовь, без которой христианин уже не является христианином.

И далее Христос говорит:

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Мф. 5:14)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф. 5:15)

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16).

Оказывается, свет Евангельского благовествования, который проникает в наши души, имеет целью отразиться от наших сердец и явиться другим людям. Как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца лишь в той мере, в какой он падает на нее, поэтому существуют разные фазы Луны. И христианин, святой, праведник – это человек, отражающий свет Христов, который проник в его жизнь. И, более того, в первой главе Послания к римлянам апостол Павел пишет, что и саму благодать, даже и само апостольство, мы получаем для того, чтобы покорять вере народы, между которыми находимся (Рим. 1:5). То есть это не есть что-то такое, что делает нас вещью в себе. Все ради ближнего, все ради Бога, ибо служение Создателю и ближнему – это и есть наибольшие заповеди.

И далее Христос говорит (пятая глава Евангелия от Матфея, с семнадцатого по двадцатый стих) о Своем отношении к Закону Моисееву:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Мф. 5:17)

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

Иота и черта – самые маленькие буквы в еврейском алфавите. Это даже надстрочный и подстрочный знаки, которые дают огласовки к согласным. То есть Христос этими словами научает нас очень бережно относиться ко всему Библейскому Откровению, особенно к Закону Божию, о котором псалмопевец Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118:105). Ибо Закон Божий есть Господне руководство к действию.

И далее:

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Мф. 5:19)

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Превзойти праведность книжников и фарисеев означает достигнуть этой праведности и превзойти ее. В чем же заключалась праведность книжников и фарисеев? Во внешнем исполнении Закона. А нам нужно превзойти внешнее исполнение Закона, наполнив свою душу внутренним содержанием каждой заповеди. Это очень важно понять.

Когда Христос говорит: большая заповедь, меньшая заповедь, Он имеет ввиду то, что каждый, даже небольшой греховный помысел может иметь тяжелые последствия. Например, если человек гневается на ближнего своего напрасно, то нарушает меньшую заповедь; а если он через этот гнев становится убийцей, то уже нарушает большую заповедь. Или: если кто-то смотрит на женщину с вожделением, он нарушает меньшую заповедь, но через это нарушение можно совершить и сам акт прелюбодеяния. Таким образом, Христос показывает, что в духовной жизни нет мелочей. Все имеет значение: и большая, и меньшая заповеди. И мы со всяческим усердием должны стремиться исполнять Закон Божий.

Далее Он так и учит:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Мф. 5:21).

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (то есть назовет его пустым, никчемным человеком), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).

Действительно, человек от слов своих оправдается или осудится.

Далее Христос говорит:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‑нибудь против тебя, (Мф. 5:23).

Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:24).

Известен случай в русской истории, когда преподобный Сергий, узнав, что новгородцы хотят отложиться от московского князя Дмитрия Ивановича, пришел в их земли и забрал все антиминсы в храмах, сказав: «У вас не будут вестись службы, пока не признаете московскую власть». Конечно, кто-то мог возмутиться и сказать: «Что выше литургии? И причем тут наше отношение к московским властям?». Однако, в понимании преподобного: если брат имеет на тебя… Христос именно так и говорит. Он не говорит: «Ты имеешь на брата», а «Брат имеет на тебя».

Действительно, как можно приступать к Божьему жертвеннику, вкушать Бескровную Жертву, если ты находишься в конфликте с другими людьми или они с тобой.

Далее Христос наставляет нас:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25).

Что значит «пока ты еще на пути с ним»? Можно истолковать этот стих так: пока ты еще жив, есть возможность что-то исправить в этой жизни. Существует и другое истолкование: пока мы еще хоть как-то вместе. У вас уже есть конфликт, вы уже соперники, но какую-то часть жизни вы пройдете вместе. Например, вы молитесь в одном храме или живете в одном городе, в конце концов, вы соседи по одной лестничной площадке. Надо спешить иметь мир со всеми.

«Чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; (Мф. 5:25)

Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:26).

Речь идет о том, что высшим судьей является Господь. Если слуга Господа, ангел смерти, придет в ночь и заберет нашу душу, с чем мы останемся, если так и не обрели мир с ближними?

Далее Христос опять говорит о том, что исполнение заповеди, которая может выглядеть внешне как меньшая, на самом деле, поможет защитить нас от серьезного греха.

«Вы слышали, что сказано древним: “не прелюбодействуй” (Мф. 5:27)

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф. 5:28)

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Мф. 5:29)

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30).

Златоуст объясняет: речь идет не о глазе, не о руке, иначе бы не было бы сказано «правый глаз, правая рука». И, действительно, если правый глаз соблазняет, то соблазнит и левый; если правая рука соблазняет, то соблазнит и левая рука. Но здесь имеется в виду: если кто-то или что-то дорого тебе, как твоя правая рука и как твой правый глаз, но этот кто-то или что-то ведет тебя путем погибели – лучше отказаться от общения с таким человеком и не иметь привязанность к чему-либо, которая может обернуться погибелью.

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. (Мф. 5:31)

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32).

В контексте других Евангелий мы видим, как Христос объясняет, что Моисей по жестокосердию разрешил давать разводные письма женам. Что значит «по жестокосердию»? Если бы этого не произошло, высока вероятность того, что мужчины убивали бы своих жен, чтобы завести себе новую, настолько они были жестокосердны. В нашем христианском понимании, брак – это союз мужчины и женщины, когда Бог сочетает их в плоть едину. Никто не может разлучать то, что Бог сочетал. Святость брака, святость семейных уз – это то, что оберегается Евангельским Откровением, наставлениями Иисуса Христа, который разрешал развод только по вине прелюбодеяния одного из супругов, то есть когда речь идет о неверности. Во всех других случаях семейные пары должны стремиться сохранять отношения, потому что само чувство влюбленности мужчины к женщине и женщины к мужчине как бы овеяно благоуханием Эдемского сада, где Бог сказал, обращаясь к первому человеку, Адаму: «Плохо тебе быть одному, сотворим для тебя помощницу соответственно тебе».

Далее Христос говорит о клятвах:

«Еще слышали вы, что сказано древним: “не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. (Мф. 5:33)

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; (Мф. 5:34)

ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; (Мф. 5:35)

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. (Мф. 5:36)

Но да будет слово ваше: “да, да”; “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Этими словами, Христос, конечно, не упраздняет воинскую присягу и клятву в суде, но показывает, что христианин не может быть двоедушным: у него «да» – это всегда «да», а не так, что утром ты говоришь «да», а вечером – «нет». И, у христианина «нет» – это всегда «нет». Он не должен оказываться в ситуации, при которой сегодня говорит «нет», а в других обстоятельствах – «да», изъявляет согласие (например, на совершение какого-то греховного поступка). Христианин должен быть прямодушным, ибо всякая неправда есть грех. От слов своих человек осудится и от слов своих оправдается.

И далее мы читаем:

«Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”» (Мф. 5:38).

Эта заповедь «око за око и зуб за зуб» научала в оке ближнего любить свое собственное око и в зубе ближнего любить свой собственный зуб в том смысле, что человек понимал: если он повредит глаз другого человека или вышибет в драке его зуб, он получит то же самое. Но христианство – это религия, в которой деятельная любовь превосходит этику и эстетику ветхозаветного понимания нравственности и морали. Христианство выводит взаимоотношения между людьми из сферы товарно-рыночных отношений в плоскость Божественной любви. Какие законы царят в мире? Это как бы товарообмен: мы любим любящих и ненавидим ненавидящих – это напоминает пластинку, которая заела. Христос говорит: «Нет».

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Мф. 5:39)

и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; (Мф. 5:40)

и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф. 5:41)

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42).

Не становись вещью самой в себе, неким человеком в футляре. Живи для других. Христианин – это человек, живущий для других людей. Нельзя об этом забывать.

И далее мы читаем:

«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”» (Мф. 5:43).

Вот эти товарно-рыночные отношения.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Мф. 5:44)

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Почему мы видим подобный вывод: «будете сынами Отца вашего Небесного»? Имеется ввиду, что дети похожи на своего отца, а Бог есть Тот, который проявляет заботу и о праведных, и о неправедных. Вот это Божественное бесстрастие любви ко всем выводит христианина из плоскости товарно-рыночных отношений.

«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф. 5:46)

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47)

Действительно, закон стаи, закон солидарности стаи может царить и среди волков, и в преступном сообществе, но жертвенная любовь христианина, которая выше всего этого представляет собой нечто совсем другое.

И Христос говорит:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Остановимся на Мф. 5:48 немного подробнее. Это окончание сегодняшней главы.

Что означает призыв Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»? Если бы Он сказал: «Будьте совершенны, как Моисей», мы знали бы, чему в жизни Моисея следует подражать, а чему нет. Если бы эта формулировка звучала: «Будьте совершенны, как Давид», мы понимали бы, в чем можно уподобиться царю Давиду, а в чем не стоит. Но когда Спаситель заповедал нам стяжать совершенство Отца Небесного, к чему Он призвал? К бесстрастию Божественной любви, которая изливается на все творение, ибо, действительно, Бог промышляет и о праведных, и о неправедных. И пусть твое и мое сердце будет открыто каждому человеку – тогда мы сможем называться сынами Божьими, христианами, не только по имени, но и по сути.

Оставить комментарий