yandex

Евангелие от Матфея. Глава 3. - Олег Стеняев протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Матфея. Глава 3.

Олег Стеняев протоиерей Евангелие от Матфея. Глава 3.
Эпизод в Библии:

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

Сегодня мы будем читать третью главу этого Евангелия, и здесь мы находим такие слова в самом начале:

(Мф. 3:1) В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Между второй и третьей главами дистанция в тридцать лет. Во второй главе мы видим Богомладенца Христа Иисуса, Его рождение. А когда Иоанн Креститель, и позже Христос, выходят на общественное служение, им было по тридцать лет. Иоанн Креститель был немного старше Господа Иисуса Христа по человеческому разумению.

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской. Святые отцы озадачивают нас этим обстоятельством, обращая на него внимание: почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в селе, а проповедует в пустыне Иудейской? И тому было несколько причин, как объясняют древние экзегеты.

Одна из причин: через проповедь в пустыне Иоанн Креститель хотел напомнить еврейскому народу, как они, выйдя из Египетского рабства, сорок лет ходили по пустыне, и Господь давал им Свои законы, уставы и постановления, как они молились в пустыне. А так как евреи времён Иоанна Крестителя нуждались в обновлении веры, то он как бы выводит их в пустыню, откуда, собственно говоря, и начинается еврейский народ как ветхозаветная Церковь — когда они совершали обрядовые действия, читали молитвословия во дни пророка Божия Моисея.

С другой стороны, отцы обращают внимание на то, что проповедь в пустыне могла иметь и другую оборотную сторону — она могла подчеркнуть их нравственную и моральную пустоту. Город всё-таки создает иллюзию чего-то стабильного. Помните, когда Христос с апостолами шёл по Иерусалиму, ученики обратили Его внимание на величественное строение храма. «Посмотри», — сказали они Ему, на что Он сказал: «Истинно говорю вам, не останется здесь камня на камне, все будет разрушено». То есть эти люди должны были осознать свою нравственную и моральную пустоту. Они оказываются в пустыне, они выходят из своих душных городов и своих шумливых поселений для того, чтобы, как некогда их предки услышали в пустыне глас Божий, теперь через нового пророка, как бы нового Моисея, им тоже приобщиться к глаголам Божиим.

И далее говорится о той главной теме, которой касался Иоанн Креститель в своих проповедях:

(Мф. 3:2) и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

То есть Иоанн Креститель был апостолом покаяния и проповедником крещения.

И Матфей далее сообщает пророчество Исаии о самом Иоанне Крестителе. Матфей пишет:

(Мф. 3:3) Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Это пророчество у Исаии мы находим в сороковой главе, третий стих.

То есть Иоанн Креститель был Предтечей Иисуса Христа, который преуготовлял Его путь. И действительно мы знаем, что Иоанн Креститель рождается прежде Рождества Христова и начинает проповедь на Иордане прежде, чем Христос начинает Свою проповедь. Собственно говоря, Христос начинает Свою проповедь Евангелия только тогда, когда Он узнал, что Иоанн взят под стражу. Иоанн Креститель раньше Христа погибает, очень мучительной смертью, когда Ирод повелел отсечь ему голову. И, предваряя Христа, Иоанн Креститель сходит во ад, и во аде начинает проповедь о том, что сюда скоро сойдет душою Христос Спаситель, и осияет ад блистанием Божества. То есть во многих отношениях он действительно был Предтечей Господа Иисуса Христа, который преуготовлял для Него разные пути.

Далее Матфей предлагает описание Иоанна Крестителя:

(Мф. 3:4) Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Это описание Иоанна Крестителя очень напоминает описание другого еврейского пророка, которое мы находим в Книгах Царей, а именно пророка Илию, который тоже одевался таким же образом и был опоясан поясом кожаным, который символизировал умерщвление плотских страстей. И позже Христос скажет об Иоанне Крестителе, что он пришёл в силе духа пророка Илии, то есть он не являлся реинкарнацией Илии, он именно пришёл в том же духе пророка Илии. А Илия, как мы знаем, даже не умирал, этот ветхозаветный пророк, он живьём был взят на небо в вихре огненной колесницы. И он придёт ещё в этот мир во дни антихриста с другим пророком Божиим, который тоже был живьем взят на небо, пророком Енохом – они будут обличать антихриста, антихрист их убьет, и на третий день они воскреснут, и это уже будет начало конца царства антихриста и преддверие Второго пришествия Христова.

Акриды и дикий мед – это было скудное питание Иоанна Крестителя, то есть он был настоящий аскет.

И мы читаем, какая реакция была на его проповедь:

(Мф. 3:5) Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

То есть люди покидают свои города, села и идут послушать этого пророка.

(Мф. 3:6) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Что это было за крещение? Конечно, то крещение, которое совершает Иоанн Креститель, это не христианское крещение. Это иудейский обряд омовения, который очень подробно описывается в Книге Левит, где сказано: если человек осквернится от чего-либо, то он должен совершить полное погружение в воду (обязательно полное погружение в воду), и к заходу солнца он будет чистым. Но здесь поразительным является то, что в еврейской традиции чаще совершали такой обряд над евреями, которые длительное время жили среди язычников; и чтобы им смыть с себя как бы осквернённость от этих язычников, они должны, вернувшись из Рима или из Афин, пройти этот обряд погружения в «микве», то есть полное погружение в воду. Здесь же поразительно то, что Иоанн Креститель совершает крещение над жителями Иерусалима, Иудеи и окрестности Иорданской. Этим самым он как бы им показывал: «Да вы хуже, чем язычники. Смотрите на себя: вы говорите, что вы живете в Святом городе, на Святой Земле, но насколько это соответствует духовным, нравственным и моральным реалиям?» И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

(Мф. 3:7) Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

(Мф. 3:8) сотворите же достойный плод покаяния

То есть мало иметь намерение креститься и мало иметь намерение покаяться, надо еще сотворить плод покаяния. И позже в христианской традиции апостол Иаков в своем Послании будет настаивать на том, что вера не может оставаться мёртвой, она должна быть верой живой: когда человек не просто верует, но и живёт в соответствии со своей верой, принося определенные плоды веры.

Далее Иоанн Креститель в своей проповеди подчеркивает, что происхождение книжников, фарисеев, саддукеев от благочестивых патриархов древности нисколько не спасительно для них. Мы можем иметь очень благочестивых предков, но если мы не подражаем их образу жизни, то, скорее, их благочестие обличает нас, чем помогает нам. И он прямо говорит:

(Мф. 3:9) и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам" (то есть нельзя жить заслугами предков, надо подражать жизни благочестивых предков — О.С.), ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

А что это за камни? При любом скоплении народа должны были присутствовать римские центурионы, которые следили за порядком. И предание устанавливает, что в этот момент он указал рукою на этих язычников и сказал: ибо говорю вам, что Бог может из камней сих (то есть люди, которые язычники, это как камни) воздвигнуть детей Аврааму. И Петр в своих Посланиях позже запишет, что некогда не народы станут народом Божиим, когда через проповедь Евангелия новыми детьми Авраама будут становиться греки, римляне, скифы и варвары.

Далее Иоанн Креститель говорит о грядущих судах Божиих.

(Мф. 3:10) Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

(Мф. 3:11) Я крещу вас в воде и в покаяние, но Идущий за мною (то есть Христос — О.С.) сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Что значит Духом Святым и огнем? Отцы в некоторых случаях объясняют так: Духом Святым были крещены апостолы в День Святой Пятидесятницы, а крещение огнем – это те суды Божии, которые движимы на нечестивых. А у Андрея Кесарийского мы читаем, что огненные языки и огонь наказания – это один и тот же огонь, Божий, но для одних он является источником радости (как для апостолов в День Пятидесятницы), а для других этот же огонь является источником мучения, когда грешники окажутся в аду.

И далее Иоанн Креститель пророчествует о Христе, говоря:

(Мф. 3:12) лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Это характеристика Второго пришествия Христа. Если в Первом пришествии Христос приходит не судить мир, а спасать мир, то во Втором Своём пришествии Он явится действительно как Судья, и лопата Его будет в руке Его, и Он очистит гумно Своё.

И далее говорится о событии, которое в русской традиции называется как Явление Христа народу.

(Мф. 3:13) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Вот здесь немножко непонятно: зачем креститься Христу, который Сын Божий, безгрешный? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, обращают наше внимание на то, что если бы Бог не стал человеком, то Он едва ли мог бы называться нашим Учителем. Потому что трудно, невозможно подражать Богу. Но когда Бог становится человеком, облечённым в ту же самую плоть, как и у нас всех, — Он являет нам пример подлинной человеческой жизни, каждым Своим действием Он чему-то научает нас. И, придя на Иордан креститься, Христос научает и нас не пренебрегать таинствами и обрядами той традиции религиозной, христианской, которой мы принадлежим.

(Мф. 3:14) Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Иоанн Креститель не мог понять, зачем Сыну Божию надо креститься.

(Мф. 3:15) Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Всякая правда – это бережно относиться к культу и к любому культовому ритуалу. Как отец Павел Флоренский однажды сказал: «Вся разруха в церковной жизни – от невнимания к культу». Человеку может показаться, что какое-то культовое действие лишено смысла, ему не надо через него проходить. На самом деле — надо исполнять всякую правду. Христос приходит креститься на Иордан от человека, Сын Божий приходит креститься, научая нас бережному отношению к любому ритуалу, как к некой правде.

(Мф. 3:15) Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

(Мф. 3:16) И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

(Мф. 3:17) И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

День Крещения Господня также называется в православной традиции Днём Богоявления. Почему? Потому что в этот день человек, Иоанн Креститель, созерцал тайну Святой Троицы: он видела Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо; он видел Духа Святаго в виде голубином, который порхал над головой Сына Божия особо; и из осеняющего облака слышал глас Бога Отца, который свидетельствовал особо о Сыне Своём. То есть Иоанн Креститель – это первый человек, который сподобился созерцать тайну Богоявления. Как в сотворении первого мира участвовали все Лица Святой Троицы — Бог Отец творил мир через Своё Слово, то есть Сыном «Логосом», и Дух Божий носился над водой. Так и при начале мира Церкви, христианского мира мы видим Сына, стоящего в струях Иордана, созерцаем Духа Святаго, носящегося над водами, как при создании мира, и слышим глас Отца Небесного.

Теперь надо обратить внимание на этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Второй раз Бог Отец засвидетельствует так о Своём Сыне на горе Фавор, но там будет дополнение, те же самые слова с дополнением следующим: Его слушайтесь. Почему здесь нету этих слов Его слушайтесь? Потому что Христос ещё не начал проповедовать, ещё не было Нагорной проповеди. А когда к моменту Преображения уже будет множество притч Иисуса Христа, множество Его наставлений и величественная Нагорная проповедь, там Бог произнесет те же слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайтесь. Здесь этих слов нет, потому что Христос только выходит на общественное служение, и проповедовать Евангелие Царства Он будет только тогда, когда узнает, что Иоанн Креститель взят под стражу.

Спаси вас всех Господь.

Оставить комментарий