Евангелие от Иоанна. Глава 7. - Андрей Иванович Солодков
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Евангелие от Иоанна. Глава 7.
Приблизительное описание лекции:
После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
Приближался праздник Иудейский – поставление кущей.
Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
Ибо и братья Его не веровали в Него.
На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
Сие сказав им, остался в Галилее.
(Ин. 7:1-9)
Такие слова мы видим, такие события. Братья Иисуса Христа, мы с вами говорили, кто они были. Одни отцы Церкви склоняются к той версии, что это были дети Иосифа Обручника от первого брака. Другие, более ранние отцы, говорят о том, что в Священном Писании тому есть подтверждение, всякий родственник, это может быть и племянник, двоюродный, троюродный брат, и дядя может называться братом. Мы видели с вами, когда рассматривали книгу Бытия, там Авраам, если посмотреть дословный перевод, называет Лота братом своим, хотя он был племянником ему. Лаван называет Иакова тоже братом, говорит: мы с тобой братья, хотя Лаван был Иакову дядей. Такое обращение было в древние времена вполне допустимо.
И мы видим, сказано: После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. И здесь приближается праздник постановления кущей, это как раз время примерно, как исследователи многие рассуждают, да и хронологически видно из Священного Писания, когда после Пасхи прошло пять месяцев. Мы видим, что евангелист Иоанн пропускает здесь достаточно большое время — от Пасхи до праздника кущей, почти пол-года. Почему так происходит? Но об этом евангелист Иоанн в конце Евангелия объяснит сам, в конце своих посланий он говорит: если бы всё описать, что Иисус сотворил, то и места не хватило бы, все книги не могли бы этого вместить. Поэтому евангелистами всегда берутся главные события, на которые они обращают внимание для того, чтобы рассказать о тех главных событиях, которые Иисус творил перед народом и своими учениками.
Итак, мы видим, что здесь праздник постановления кущей. Из книги Исход мы помним, что это был за праздник: когда народ израильский сорок лет путешествовал по пустыне, и они поставили кущи перед тем, как войти. То есть шалаши такие, палатки перед тем, как войти в Землю Обетованную. Земля Обетованная — это прообраз Царствия Божия, и в этом смысле праздник постановления кущей не утерял своё значение и свой смысл в новозаветной Церкви. Мы тоже как странники, мы тоже поставили здесь свои кущи, свои жилища, свои в некой мере даже и храмы, которые в конце, в последнее время, когда придёт Христос судить живых и мертвых, и Его Царствию не будет конца — всё это упразднится. Потому это указывает на, что мы странники на этой земле, что всё, что есть на этой земле — временное.
Праздник кущей был прообразом Царствия Божия. Мы видим, что братья Иисусовы, то есть родственники, подходят к Нему и говорят: если ты творил чудеса. А мы помним, что Иисус сотворил чудо исцеления человека, который 38 лет лежал больной у купели Вифиезда, мы также видели и накормление людей хлебами. Поэтому люди видели эти чудеса, особенно братья, и они как бы подталкивают Христа и говорят: ну яви Себя миру. Почему они это делают? Они делают это из своей корыстной цели. Они знают, что раз они родственники, если Христос явит Себя миру, будет прославлен, ну и они как бы вместе с ним. Но Христос им отвечает, что Я пришёл не для этого, Моё время ещё не пришло, для вас праздник как празднество — когда вы хотите можете праздновать, но Моё время ещё не пришло.
Вот как по поводу кущей пишет Кирилл Александрийский: «И человек духовный поймет под этим собранием всех святых во Христе, когда они приведутся со всех концов мира после воскресения из мёртвых в вышний град — небесный Иерусалим, чтобы там принести в жертву благодарения истинное постановление кущей».
А вот по поводу непосредственно самого праздника тоже есть интереснейшая цитата блаженного Августина. Он пишет: «Не время нам праздновать среди существующих страданий, где зло наступает, истина отвергается большинством, а воля Бога не царствует на земле... Поэтому Господь говорил, что это не Его время, ибо невозможно было доброму праздновать вместе с плохими, и по-видимому, кто ненавидит Христа». Мы видим, что Христос говорит: не наступило ещё время праздника, и ещё Сын Человеческий не прославился. Здесь даётся такое чёткое понимание того, что в православном понимании является праздником.
Есть у меня друг, редко ходящий, к сожалению, в храм. Когда я ему звоню и поздравляю его с каким-то праздником, он так улыбается в трубку, я это слышу, и говорит: у вас там, у православных, каждый день праздник, как не встретишься, всё время друг друга поздравляете. Приходится тогда иногда людям объяснять, что в Православии понимание праздника — это не праздность, это не значит безделие, когда нужно напиться, наесться и без ума смеяться. Для православного человека праздник — это всегда указание на Христа, на Его жертву, на Царствие Божие. Если мы почитаем день какого-то святого, то апостол Павел говорит, зачем мы это делаем, он говорит: подражайте мне, как я Христу. То есть любой праздник в Православии — это всегда чествование, например, в праздник Пасхи того, что смерти нет. И в общем-то к этому все праздники устремляют все мысли человека, его чувства, и направляют его волю. Поэтому для православного человека праздник — это не праздность, а подражание воли Божией, стяжание доброты и любви, милосердия, сострадания, всех тех лучших качеств, которые были у святых, у апостолов и Самого Иисуса Христа. Поэтому Христос отвергает быть прославленным и показать Себя миру, Он не ищет славы ради славы, и нам, Его ученикам, даётся здесь такой хороший урок.
Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
(Ин. 7:10-12)
Здесь мы будем сейчас видеть целый спор и среди народа, и спор иудеев с народом.
Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня;
(Ин. 7:13-16)
Здесь такие слова, иногда для многих людей они бывают непонятными. Что значит: Его учение — это не Его учение? Господь Иисус Христос начинает говорить о Своём Богочеловечестве. Он говорит: Моё учение, в общем-то, не принадлежит только Мне, и Я говорю не от Себя. Но всё, что делает Отец, то делаю Я — как будет сказано в дальнейшем.
кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. (Ин. 7:17)
То есть Христос говорит, что это учение не постигается просто теоретически. Человек, который хочет творить волю Его, тот только практически постигнет, что есть учение закона Божьего и евангельские заповеди. Так и сказано: кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении. Другая перспектива: если человек не будет творить Его волю, а только захочет постичь, это как теоретически и философски — он никогда не узнает воли Божией и не примет Христа как Спасителя.
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. (Ин. 7:18)
Он здесь говорит о Себе, что Он не ищет славы Себе, но это и нам подсказка, снова вспоминая слова апостола Павла: подражайте мне, как я Христу — чтобы мы не искали славы человеческой, а искали славы Божией. В книге Царств так и сказано: прославляющих Меня, прославлю Я — говорит Господь. А если человек ищет славы и хочет быть прославленным, то надо искать славы Божией. Если Бог захочет того человека прославить, то кто может этому воспрепятствовать? Никто.
Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? (Ин. 7:19)
Здесь Христос их обличает, потому что есть такая заповедь, которую мы знаем: не убей, это шестая заповедь закона Моисея. Он говорит: вы ищете убить Меня, сами не соблюдаете закон, а что Я вам плохого сделал, за что, какая причина? Вы сами своим намерением уже нарушаете закон Моисеев.
Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? (Ин. 7:20)
Это такой своеобразный приём, когда видят, что человек говорит правду и обличает чей-то грех, то люди говорят: он не в себе, он фанатик. Православный человек приходит, начинает делиться своей верой с неверующими людьми, и часто, когда они не хотят слушать, находят какие-то аргументы, чтобы обвинить его: он не в себе. Так и эти люди, иудеи, точно также поступают. Они даже Христа обвиняют, говорят: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Но мы понимаем, что Христос знает мысли человека, знает намерение сердца человека. Он видит их намерение.
Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
(Ин. 7:21-23)
То есть их негодование, мы помним, было в том, и они искали Христа убить, что Он, якобы по их мнению, нарушил субботу. Но Христос им указывает, что Моисей установил то, что должно быть обрезание. Если раньше не было такого чёткого законодательного регламента, то теперь Моисей установил: на восьмой день должен быть обрезан каждый младенец в ветхозаветном Израиле, а обрезание — это прообраз крещения, и если даже день обрезания после рождения попадал на субботу, то это должно было делаться. А здесь Христос говорит: Я исцелил всего человека. Потому что обрезание, как прообраз крещения, как право войти в Царствие Божие, вхождение в Завет. А здесь Я исцелил всего человека, исцелил его душу, его тело, уже его спас, уже указал ему путь спасения, а вы за это Меня обвиняете. То есть Он как бы говорит: вы не понимаете того, что вы делаете.
Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.
Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
(Ин. 7:24-25)
Мы видим, неслучайно евангелист Иоанн указывает, что эти люди были из Иерусалима, потому что одно из чудес было сотворено у купели Вифиезда, которая находилась недалеко от Иерусалима, в его пределах. И они говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? (Ин. 7:26)
Мы видим, что эти люди видят чудо исцеления 38-летнего человека, который лежал в расслаблении. Они, в общем-то, в Него уверовали. И они только хотят теперь подтвердить свою веру: начальствующие иудеи, неужели они не видят, что это явно Он, что это явно Мессия? Христос переводится как помазанник, они понимают, что они говорят. Иудеи, слыша их, тоже понимают о Ком они говорят, о Христе как о Мессии.
Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
(Ин. 7:27-28)
О чём здесь говорит Христос, о чём здесь говорят эти люди, пришедшие из Иерусалима: мы не знаем, откуда придёт Христос? Они как бы берут только одну часть Священного Писания. Действительно, у пророка Исаии в 53 главе, 8 стихе говорятся известные слова: род Его кто изъяснит? То есть они берут одну часть. Но есть и другое. Например, если мы вспомним Евангелие от Матфея, предрождественские события, когда волхвы пришли, и Ирод тогда призвал книжников и фарисеев, они открыли Писания и сказали, что Ему должно родиться в Вифлееме. То есть знали откуда. А что род Его кто изъяснит — это о Божественной сущности Христа. Кто Он есть на самом деле. Поэтому здесь они уподобляются неким сектантам, которые берут одну часть Писания и трактуют. Род Его кто изъяснит — здесь непонятно, а другую часть они как бы не хотят видеть. Это будет мешать на протяжении всей жизни Иисуса Христа тем людям, которые искали в Нём только недостатки, искали только своего. Так поступают сегодня многие, которые ищут, в чём бы уличить христиан, в чём бы уличить христианское учение, берут только часть учения и выдают его, якобы, за полноту истины.
Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. (Ин. 7:29)
Очень важный стих говорит здесь о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Это очень важно. Если внимательно всмотреться в слова: Я знаю Его, потому что Я от Него. Если бы было только сказано: Я знаю Его, и Он послал Меня — можно было бы сказать, как делают некоторую спекуляцию, что Он пророк, Он Его послал. Нет, сказано: Я от Него. То есть исшёл, родился от Него. Здесь уже Христос старается этим людям объяснить, что Он рождён, не сотворён, единосущный Отцу, имже вся быша. Ещё раз: Я знаю Его, потому что Я от Него, от Бога, и Он послал Меня. Здесь вспоминаются стихи, которые мы с вами рассматривали в Евангелии от Иоанна 3:16: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его. (Ин. 7:30)
Видите, сразу здесь сказано, что искали схватить Его. То есть в дальнейшем мы увидим, всё достигнет такой кульминации, что они будут говорить: Ты делаешь Сам Себя Богом. И захотят побить Его камнями. Здесь пока говорится, что искали схватить Его. Промысел Божий, как Христос Сам говорит, когда Его подталкивали Его сродники: не время Мне ещё являть Себя миру — так и здесь: не пришёл ещё Его час. Бог всё делает так, как задумал. И это дело Его тайно, и дело Его промысла. Как сказано в книге Второзакония: сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, почему Он не открывает и не являет Себя преждевременно миру, а открытое — нам и сынам нашим, чтобы мы исполняли все слова завета Его до века.
Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (Ин. 7:31)
Видим, что народ, как сказано: многие уверовали в Него. Но начальники и фарисеи не хотят веровать, потому что имеют некую зависть, закостенев в своём таком буквальном исполнении закона, в своём обрядоверии, ритуальном отношении к вере в Бога, они видят только какую-то выгоду в своей религиозной жизни. Поэтому Христа здесь рассматривают как некого конкурента, как некоторого ещё раввина и самозванца. И поэтому не принимают Его.
Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей – схватить Его. (Ин. 7:32)
Видим, что сами они не идут, потому что боятся уже народа, вдруг они попадут под гнев народа. Но посылают некую делегацию от себя.
Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;
будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти.
При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?
(Ин. 7:33-35)
Что означают эти слова, которые привели иудеев в недоумение: и где буду Я, туда вы не можете прийти. Христос говорит о том, что человек без покаяния не может наследовать Царствие Божие. Он говорит: туда, куда пойду Я, восшедши на Небеса и сидя одесную Отца — вы туда прийти не можете. Почему? Потому что нет у вас покаяния. Но и мы видим, что иудеи здесь уже не отрицают Христа напрямую, не нападают на Него, но послана эта делегация, говорят: может, Он к эллинам хочет пойти. Не говорят о том, что погубить хочет, но говорят, как пишет святитель Иоанн Златоуст: может быть их учить хочет. То есть здесь уже нельзя сказать, что полностью эта делегация враждебная, они стараются понять, Кто же Он.
Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти?
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Ин. 7:36-39)
Мы видим, что Христос призывает к Себе учеников, говорит: придите ко Мне, кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании. Видим очень важное замечание, мы это уже читали в пятой главе Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус Христос говорит: исследуйте Писания, ибо вы через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне. Здесь Он снова обращает внимание: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании. То есть Господь предлагает нам всегда сверять слова, наши убеждения, наши мнения, нашу веру со строками Божественного откровения, с Преданием Церкви, со всей полнотой, потому что Священное Писание — часть Предания. Тогда он говорит: из чрева потекут реки воды живой. Что означают эти слова? Эти слова означают то, что скажет впоследствии апостол: от избытка сердца говорят уста. То есть когда человек наполняет свою жизнь изучением слова Божия, наполняет свою жизнь молитвой, тем, что поступает по заповедям Божиим, творит дела милосердия, любви и сострадания, то этот человек не может удержать всю свою доброту ни словом, ни делом.
Но евангелист Иоанн уточняет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Здесь евангелист как бы предвосхищает события, и говорит нам, что главные события рождения Церкви, когда Церковь получит Дары Святого Духа, ещё впереди — это день Пятидесятницы, день Святой Троицы. Мы помним, что, когда Христос вознёсся на небеса, то в книге Деяний апостолов во 2-ой главе Он говорит своим ученикам: изолью на вас Духа Святого и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и даже до края земли. Как об этом говорит апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
(1Кор. 12:1-7)
То, о чём говорит Христос: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. То есть служение Богу и людям как реки воды живой. Но каждому даётся, сколько человек может вместить, и сколько может воплотить с своей жизни. Так и сказано у апостола в дальнейшем, смотрите:
Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
(1Кор. 12:4-10)
Далее апостол Павел в последних стихах говорит так:
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
(1Кор. 12:29-30)
То есть Дух Святой проявляет Себя так, насколько человек это может вместить, и насколько он может воплотить это в своей жизни.
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. (Ин. 7:40)
Видите, некоторые Его уже принимали за пророка. Здесь сказано, что некоторые уже уверовали, что Он Христос, то есть Помазанник. И будут разногласия.
Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? (Ин. 7:41)
То есть они видели, откуда Он пришёл в данный момент, но дальше исследовать не хотели, на этом остановились и сказали: ну вот, Он пришёл из Галилеи, значит, Он галилеянин. То есть это такое недобросовестное исследование людей, которые, снова повторю, хотят не найти во Христе Спасителя, а просто найти какой-то изъян и недостаток. Нежелание исследования. А сказано: кто делает дело Божие с небрежением — тому грех . И они грешат этим, что не желают исследовать: Христос Он или нет, а довольствуются лишь только: ну мы видели, что Он пришёл в данный момент к нам сюда из Галилеи.
Итак произошла о Нем распря в народе.
Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
(Ин. 7:43-44)
Снова мы видим, что повторяются эти слова: никто не наложил на Него рук.
Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
(Ин. 7:45-46)
Мы видим, что у них тоже возникло доброе сомнение. То сомнение, которое мы называем сомнением апостола Фомы, о котором мы будем читать в 20-й главе. Сомнение Фомы было таким добрым сомнением, сомнением поиска истины, а не сомнением, чтобы уличить Христа. Здесь в этих людях тоже есть такое сомнение подтверждения своей веры. Но фарисеи начинают обвинять своё посольство.
Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
Но этот народ невежда в законе, проклят он.
(Ин. 7:47-49)
Они говорят: вы поддались мнению народа, мнению толпы, и поэтому мнение народы для нас не авторитет, а начальники фарисейские не уверовали.
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
И разошлись все по домам.
(Ин. 7:50-53)
Мы видим здесь снова упоминается Никодим, о котором говорилось в 3-ей главе, который не мог ещё понять, что такое предлагал Христос: рождение свыше. Но здесь он уже, так скажем, выходит защитником Христа. Он говорит: как так вы делаете? Вы говорите, что Он творит беззакония, что Он нарушает субботу, сами ищете убить Его и хотите судить Его прежде даже, чем Его выслушали, разве так поступают? Но они продолжают своё обвинение. Праведный Никодим — тайный ученик Господа Иисуса Христа. О нём будет сказано в Евангелии от Иоанна трижды: первый раз в третьей главе, второй раз мы сейчас прочитали, и последний раз будет сказано в 19-й главе, когда Иосиф Аримафейский и Никодим пришли, чтобы похоронить Христа.
Никодим, действительно, был учеником, как и апостол Павел, учеником Гамалиила, известного тогда оратора и ритора. А сам Гамалиил через некоторое время, как свидетельствует об этом Предание, крестился вместе с сыном Аминодавом. И что интересно, Гамалиил пережил и Никодима, и на его глазах убивали мученика Стефана. Он это видел, знал эти события. И как говорит Предание, мученика Стефана после избиения камнями выбросили на растерзание и съедение зверям в овраг, в место, которое было за Иерусалимом, такая помойка — прообраз ада. И Гамалиил пошёл, омыл Стефана и похоронил его. Когда умер Никодим, то Гамалиил похоронил и Никодима. Как христианин, по-христиански, он стал потом учеником Никодима. То есть Никодим у него учился ораторству, а потом уже он стал учиться у Никодима вере во Христа. И когда Никодим умер, Гамалиил его тоже похоронил рядом с мучеником Стефаном. А когда уже умер Гамалиил со своим сыном, то братья-христиане похоронили их вместе со Стефаном и Никодимом в одном месте. И в 415 году было обретение мощей, и торжественно Гамалиил, Никодим, Стефан были перенесены в Константинополь. Их мощи были прославлены.
Итак, мы видим, что Никодим здесь выступает в роли доброго адвоката, говорит: кто так поступает? Мы видим, что вера во Христа у Никодима уже проникла в его сердце. И он готов уже служить Богу, но сомнения его ещё мучают, есть ещё в нём и боязнь своих начальников, и, в общем-то, высокое положение он занимает, он — член синедриона. Но тем не менее, как мы увидим в дальнейшем, вера во Христа переменит его жизнь, он станет добрым христианином, защитником и верным исповедником православной веры.