yandex

Бытие. Глава 32. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 32.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 32.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем тридцать вторую главу.

А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии.

Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

(Быт. 32:1,2)

Иаков увидел ангелов, и это было видение присутствия сверхестественного мира, которое должно было ободрить и укрепить Иакова, что Бог о нем позаботиться, Бог не допустит, чтобы ему причинили зло.

И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;

и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.

(Быт. 32:3-5)

Мы помним, что в свое время Иаков бежит от брата своего потому, что он его обманул: он обманом похитил благословение отца. Это, естественно, сильно рассердило Исава. Опасаясь, что Исав его просто убьет, он убежал. Теперь мы видим, как этот конфликт Иаков решает. Прошло долгое время. Иаков приобрел некоторую мудрость, и поэтому он обращается к Исаву, своему брату, с глубоким смирением.

и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне…

(Быт. 32:4)

Мы видим, что он смиряется, он склоняется, он ищет расположение брата, которого он обидел. И мы видим здесь пример его мудрости и пример его смирения. И вот что интересно - у него есть Божие обетование. Ему Бог обещал, что Бог будет заботиться его безопасности, что все с ним будет в порядке, но мы видим, что это обетование не делает Иакова наглым. Иаков мог бы сказать: «Отлично, меня Бог пообещал защищать. Бог меня защитит. Я могу теперь делать все, что захочу. Все равно Бог мне пообещал». Но нет. Мы видим, что обетование это делает Иакова смиренным.

Если Бог что-то обещал, то это обетование действует в нашей жизни. В том числе через наше участие. Таково таинственное действие Бога в нашей жизни что, когда, например, Бог желает сохранить жизнь человеку, он внушает этому человеку благоразумную осторожность. И мы видим, как Бог сохраняет жизнь тому, кому когда-то обещал. Он делает это не каким-то внешним образом – не просто идет перед ним и ликвидирует препятствия. Нет. Бог дает Иакову мудрость. И вот Иаков проявляет мудрость: он смиренно обращается к брату, которой, как он знает, против него озлоблен. В Библии глубоко увязаны эти два понятия: мудрость и смирение. Мудрый человек не важничает, не превозносится. Мудрый человек ищет мира.

И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;

и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.

(Быт. 32:3-5)

Он показывает, что он ищет благоволение у Исава вместо того, что, может быть, напрашивается как очень естественное для человека менее мудрого. Можно было бы сказать: «Исав сам виноват, он мне продал свое первородство за чечевичную похлебку. Это была честная сделка. Он знал, на что шел. А то, что у него потом претензии возникли – об этом раньше надо было думать». Мы знаем, как множество конфликтов между людьми развиваются именно по такой схеме, когда кто-то с кем-то поступил несправедливо. У него возникает к обиженному куча претензий потому, что ему надо объяснить обосновать, что я все правильно сделал. Но мы видим, что Иаков наставлен Богом. Он проявляет мудрость. И он проявляет смирение перед лицом своего брата.

И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: «возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!»

Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми.

Ты сказал: «Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества».

(Быт. 32:6-12)

Иаков испуган, что, возможно, брат его продолжает на него держать зло. Он боится, что он будет убит. И он обращается к Богу с горячей молитвой. То есть в минуту страха, в минуту испуга - что делает Иаков? Он взывает к Богу. Он признает свою полную зависимость от Бога. И он в этой молитве просит Божьей милости. И вот, что он делает? Он вспоминает обетование Божие. Бог сказал: «возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!».

Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

(Быт. 32:10)

То есть он говорит о том, что Бог его щедро благословил. Он вспоминает об этом. Он за это благодарит Бога. Мы видим здесь его такое правильное душевное расположение. Потому, что в эту минуту опасности, в эту минуту тревоги он, вместо того, чтобы метаться, вместо того, чтобы предъявлять Богу претензии (Бог обещал защитить, пускай защищает!), смиряется. Он признает Божьи благодеяния в его жизни. Оглядываясь на эти благодеяния, он говорит: «Вот как Ты Боже мне раньше помогал, так и теперь Ты мне помоги».

Ты сказал: «Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества».

И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему:

двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,

тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов.

И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.

И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: «чей ты? и куда идешь? и чье это стадо пред тобою?»

То скажи: «раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами».

То же приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;

и скажите: «вот, и раб твой Иаков за нами». Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лицо его; может быть, и примет меня.

И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.

(Быт. 32:12-21)

Мы видим, как Иаков принимает меры к тому, чтобы приобрести благоволение брата своего Исава. Он показывает глубокое смирение. Он показывает желание примириться. Иаков настойчиво ищет мира, поэтому Бог его благословляет. Мы знаем, что люди - существа конфликтные. В любом конфликте мы всегда считаем себя правыми. Трудно признать, чтобы хоть в чем-то ты не прав. Понятно что, когда имеет место какой-то конфликт, обидчик выстраивает себе такую картину реальности, в которой он всегда выглядит правым.

Была еще такая старая советская карикатура - как две женщины обращаются по поводу своего конфликта к народному судье. И сначала одна рассказывает. И она выглядит на картинке ангелом с нимбом. А ее соперница выглядят чертом с рогами. А потом другая рассказывает. Наоборот, это она выглядит такой принцессой, а ее соперница выглядит ведьмой.

Человек в случае конфликта себя видит очень хорошим, своего противника он видит очень плохим. Мы видим, как это преодолевает Иаков. Он смиряется, он посылает дары своему обиженному брату для того, чтобы с ним примириться. Это показывает, как Библия учит нас реагировать на конфликт. И искать примирения, даже если для этого нужно смириться и признать свою неправоту.

И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;

и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было.

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;

и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.

(Быт. 32:22-29)

Мы видим, как здесь Иаков борется с ангелом, причем в Библии ангел и Бог – это, иногда, понятия, которые пересекаются, потому, что в лице ангела присутствует Бог. Ангел – это, иногда, манифестация проявления Бога в Ветхом Завете. Здесь мы видим, как Иаков борется с ангелом до появления зари. Эта таинственная борьба в истории церкви стала интерпретироваться как усилия, которые человек прилагает в молитве. Он говорит, что не отпустит ангела «пока не благословишь меня», ибо молитва - это борьба. Молитва - это усилие. Молитва - это нежелание отпускать Бога потому, что бывает так, что человек молится лениво и рассеянно, словно отбывая некую повинность. Иногда даже эту повинность не желая отбывать. Но Иаков борется с Богом, то есть он пребывает в молитве, пока Бог не благословит, и он получает от ангела имя Израиль, что значит боровшийся с Богом. О какой борьбе здесь идет речь? Речь не идет о том, что бороться в смысле сопротивления, потому что бороться здесь в смысле «искать Бога настойчиво».

Молиться - это как искать Бога в своей жизни. И человек, когда он молится, сталкивается с внутренней борьбой. У него есть миллион важных дел, которые он должен сделать, есть миллион факторов, которые отвлекают. Одни соседи ровно в этот момент включают громкую музыку, а другие соседи начинают что-то делать с перфоратором. Жена тут же вспоминает про кучу важных обязанностей, которые не выполнил. Ему нужно позвонить в этот самый момент. Все его друзья, знакомые, рекламные агенты, еще куча народа считают необходимым ему позвонить на телефон. То есть всегда молиться сложно. И молитва требует глубокого сосредоточения, она требует борьбы, она требует усилия. Человек, который «борется с Богом» - борется за то, чтобы пребывать в молитве. Он борется за то, чтобы пребывать в Божьем присутствии, хотя он постоянно из него вываливается и поэтому молитва требует большого усилия.

И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя.

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.

Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

(Быт. 32:30-32)

Мы с вами прочитали тридцать вторую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий