Богоматерь с младенцем - Репин Илья Ефимович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем
Автор: Репин Илья Ефимович
Местонахождение: Витебский художественный музей, Витебск
Произведение: Богоматерь с младенцем
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: реализм
Дата создания: 1896 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

И.Е. Репину удалось внести свое личное видение в классическое изображения Богоматери с младенцем Христом, не нарушая общепринятого канона. Особый трагизм изображению матери и сына придают насыщенные, мрачные краски, которыми выполнены одеяния Богородицы. Темно-синий цвет хитона кажется почти черным, словно предрекая, какую скорбь предстоит испытать Марии. Младенец Христос окутан чистой белой тканью, как сиянием, однако и на него пала черная тень от мрачного одеяния матери. Обращает на себя внимание поза, в которой запечатлена Богородица, хоть она и соответствует канону церковной живописи. Она стоит слегка боком к зрителю, правой рукой прикрывая ребенка, как бы пытаясь защитить Его. В Богородице здесь проявляется истинно материнское начало - зная о божественности и предназначении своего дитя, она по мере своих сил старается оградить его от зла.

Младенец Христос с красивым лицом ребенка и совершенно взрослыми, печальными глазами изображен в классической благословляющей позе. В целом изображение оставляет ощущение внутреннего драматизма и сильнейшего чувства безграничной материнской любви.

История создания.

Поводом для создания иконы «Богоматерь с младенцем» послужило печальное событие - 3 июня 1894 года умер отец художника Ефим Васильевич Репин. Тело усопшего обрело покой на кладбище Слободской церкви. Глубоко переживая случившееся, Илья Репин на протяжении 1894 – 1896 годов создает для иконостаса церкви Рождества Пресвятой Богородицы иконы Спасителя и Божьей Матери с младенцем. В письме к своей ученице Вере Васильевне Веревкиной Репин так описывает ход своей работы над иконами: «Пишу образ в нашу деревенскую церковь – жертву приношу – Божию Матерь с младенцем. Уж очень возмутительны были прежние образа. Богородица вышла у меня похожа на Вас совершенно невольно».

Очевидно, что иконы, созданные для слободской церкви, отличаются от всего созданного художником ранее. 1890-е годы стали для признанного мастера периодом мучительного поиска нового живописного языка, тягой к экспериментаторству в области композиции, колорита, техники мазка.

Прототипом репинской иконы «Богоматерь с младенцем», вероятно, могла быть Казанская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая по описанию Григория Елисеева выглядела так: «Божия Матерь изображена на ней с преклоненною главою к божественному Младенцу. Изображение Богоматери так называемое грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и десницею, несколько отклоненною в правую сторону, благословляющим». Но Репин вольно трактует образ и изображает Христа, с поднятой левой рукой, а не правой. Что-то подобное можно встретить у чугуевских иконописцев, так существует икона изображающая Богоматерь с младенцем, который в правой руке держит державу, а в поднятой левой – крест. Возможно, на Репина повлияли воспоминания о совместной работе художников над церковью в Абрамцеве (1881 – 1882). А жестикуляция Христа на иконе Богоматери, напоминает икону Богоматери работы В. М. Васнецова, на которой также младенец изображен с поднятой вверх левой рукой. После того, как Васнецов использовал свой образ в росписи киевского Владимирской собора (1885 – 1896), этот тип изображения Матери Божией приобрел большую популярность и в многочисленных вариантах и копиях распространился по России.

Отношение автора к вере.

Илья Репин воспитывался в благочестивой семье. С юных лет Илья Ефимович работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание. Художник чувствовал, что именно Богом ему дан живописный дар, который должен послужить на благо общества. Всю жизнь художник считал себя православным христианином, хоть и не имел ту степень воцерковленности, какую имели его мать и сестра монахиня. Глубину религиозного чувства живописец приобретал постепенно, собирал их по крупицам, обучаясь в иконописной артели, занимаясь переосмыслением библейских сюжетов.

Долгое время художник мечтал увидеть евангельские места, потому в 1898 году он отправился на Святую Землю. Своими впечатлениями И.Е. Репин делится в письмах: «Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион — от всех мест веет бессмертной думой».

Известно, что с возрастом человек часто становится более ответственным перед Богом. И И.Е. Репин в этой связи не был исключением. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре последними словами угасающего И.Е. Репина были: «Христос со мною». В этих штрихах к портрету художника нет ничего необыкновенного для человека, прошедшего долгий и искренний путь познания истины.

Биография.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий